Раздел: Литература

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Роль сказки в жизни ребенка

Сын не любит сказки. Ему 2,5.
Когда был совсем малыш я ему читала и "Курочку" и "3 поросенка" и "3 медведя", но удавалось прочитать только 1 раз, больше он их слушать не хотел, и только он научился показывать, что он хочет читать, он отказлся слушать эти сказки и др. тоже, а выбирает или энциклопедии или рассказы о реальных героях мальчиках или девочках с вполне реальными событиями или рассказы о животных. (именно рассказы а не сказки с участием животных).
Реалистом растет.
Есть ли какие-нибудь исследования на эту тему. Что может потерять мой ребенок, если он не будет знать те же сказки, что его ровесники? Предположим, он никогда так и не узнает "Золушку", "Бабу-егу", "Буратино" и т.п.
Стоит ли его как то привлекать к этому пласту русской и зарубежной культуры?
18.05.2005 14:59:59,

26 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
СМ
Моя версия "почему". Язык сказок метафоричен - "сказка ложь, да в ней намек". Думаю, что любовь-нелюбовь к сказкам может быть связана с развитием образного мышления. Попробуйте прочитать сказку, как набор фактов - как минимум будет странно, иногда глупо или страшно :)
Я думаю, что сказки, прочитанные в детстве, записываются в том поле, что Юнг считал "коллективным бессознательным". Именно поэтому очень трудно предсказать, чем будет заполнена эта ниша в отсутствие сказок, и уж тем более, на что это повлияет.
В общем случае, мне кажется, человек-нелюбитель сказок, будет более рациональным, будет искать везде логических объяснений, требовать четких ответов, как в песне "я не понял конкретно, что ты имела в виду". Я думаю, что язык может быть беднее в плане образности, различных словообразований, метафор и т.п. Но это всего лишь предположения :) Тогда плюсы будут такими:
-не будет улетать в страну Фантазии
-наверное, будут легко даваться все предметы, замешанные на логике, а таких в школе больше.
23.05.2005 16:34:36, СМ
Ювча
Вы знаете, я в детстве тоже никогда не любила сказок. Став взрослее, не любила фантастику. Основным аргументом, всегда было "так не бывает, это неправда". У меня не могло уложиться в голове, как могут собачки-курочки-кошечки разговаривать человеческим языком, когда в жизни они этого не могут.
А сопереживать, как мне кажется, вполне реальным героям легче, чем явно вымышленным.
Наверное, ваш ребенок реалист. Мне кажется, это совсем не плохо. И совсем не значит, что он будет обделен в эмоциональной сфере. Вероятно, у него будет хуже воображение, он будет менее артистичен. Но другие качества, такие как логическое мышление, память, у него будут развиты более.
21.05.2005 23:40:24, Ювча
ОПРОВЕРГНИТЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ!!!
К разговору "Почему некоторые люди (дети) не читают эмоционально окрашенных произведений (сказок)?"
Ответ-предположение: "Потому, что не умеют сопереживать герою!..."
(есть и другие предположения см. ниже, но интересно проверить эту идею)

У меня появилось предположение, что может быть связь между следующими умениями, качествами и у детей и у взрослых):
сопереживать герою из книги, любить читать эмоционально окрашенные произведения (например любовные романы, сказки) - быть хорошим другом, иметь много друзей (не просто знакомых)
Ведь если человеку не интересен герой произведения, не интересны его переживания, не интересно что с ним дальше будет, возможно ему так же не интересны и живые люди, соответственно он не сможет налаживать с ними глубокие дружеские отношения. И обратно...
Если человек хороший друг, умеет внимательно выслушать других, понять, ему интересен не только он сам и собственные переживания..., то скорее всего он любит читать эмоциональные произведения или смотреть подобные фильмы.
ОПРОВЕРГНИТЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ!!!
Речь не идет об общей эмоциональности, чувствительности, сопереживанию животным, больным, старым.... Речь именно об умении сопереживать как дружить.
Может ОПРОС проведем? Для фактических данных. Ведь если есть хоть какая-то зависимость, то надо бы все-таки учить ребенка сопереживать герою...и полюбить-таки сказки.

Есть здесь те кто любит читать любовные романы или др. эмоц. произведения т.е. "пищу для души"? Являетесь ли Вы "жилеткой" для слез, много ли у Вас подруг, вы открыты для общения, Вам легко общаться с людьми?
Если Вы скорее всего одиноки и другие люди считают, Вас закрытым человеком - какие произведения Вы предпочитаете читать, для ума или для души?

Мой ответ:
Я скорее закрытый человек, читаю воосновном то, что пригодится для работы - т.е. "пищу для ума", бывают исключения, но редко.
А Вы?
20.05.2005 18:17:50, lk
опровергаю: друзей мало, в свободное от работы время читаю художественную литературу, но сказки не люблю. Опровергнуть легко , т к связи между параметрами очевидно неоднозначные и сильно опосредованные. Детей развивать нужно и в эмоциональном плане тоже. Это для меня как раз самое сложное. Было бы хорошо, если бы литература помогала и можно было учиться на чужих ошибках, как Вы выше пишете, но для меня лично это не так. Читаю , потому что у меня есть такая потребность, но в общении с людьми это мне не помогает. 21.05.2005 01:10:11, Любовь Геннадьевна
Вопрос тем кто любит читать "учебники"!
Итак, вопрос к тем кто читает воосновном литературу научного характера или для самообразования: Вы закрытый человек?
Согласна, что предположение "высасано из пальца", но это не значит, что оно не может иметь подтверждения в жизни.
Читать ЛЮБОВНЫЕ РОМАНЫ можно и просто от того что нечем заняться (в поезде, работая вахтером, охранником и т.д.) и конечно от недостатка эмоций в жизни, а вот НЕ ЧИТАТЬ?
УТОЧНЮ ВОПРОС:
ВЕРНО ЛИ ДЛЯ ВАС УТВЕРЖДЕНИЕ?
ЕСЛИ ВЫ ПРИ СВОБОДНОМ ВРЕМЕНИ (ПРИ ВОЗМОЖНОСТИ ВЫБОРА ТИПА ЛИТЕРАТУРЫ)ВЫБИРАЕТЕ ЧАЩЕ ЛИТЕРАТУРУ ДЛЯ УМА НЕЖЕЛИ ДЛЯ ДУШИ ТО СКОРЕЕ ВСЕГО ВЫ ЗАКРЫТЫЙ ЧЕЛОВЕК, ДРУЗЕЙ У ВАС НЕ МНОГО И ВЫ НЕ ОТНОСИТЕСЬ К ТЕМ КТО В ОБЩЕСТВЕ "КАК РЫБА В ВОДЕ".
Т.Е. те кто читает воосновном "учебники" - закрытые люди.
21.05.2005 16:20:10, lk
Мой случай: люблю "нефантазийную" литературу, для души читаю фэнтэзи и научную фантастику. Любовных романов за всю жизнь прочитала штук пять, может, жанр не нравится совершенно. Эмоций в жизни полно.

Думаю, если проводить это опросом - то лучше в будний день в "Девичьей", больше народа отзовётся, а потом сюда результаты и обобщения ;-)
22.05.2005 23:08:22, Мария Д.
Простите. Наверное, все-таки эти рассуждения - демагогия. Закрыли тему! 21.05.2005 17:26:24, lk
А я именно такая... 21.05.2005 19:45:15, AlenaM
< Мой ответ:
Я скорее закрытый человек, читаю воосновном то, что пригодится для работы - т.е. "пищу для ума", бывают исключения, но редко.
А Вы? >

Как про меня. Но в детстве обожала читать сказки,сейчас многие сказки не нравятся, удивляюсь, почему раньше их так любила.
Все наши дети с удовольствием слушают сказки. Один ребёнок очень общительный, компанейский, а второй как я- не очень, что не мешает нам быть, вполне эмоциональными людьми.
Читать детям сказки и сказочные истории считаю полезным занятием- развивает фантазию, даёт много идей для поделок, игр, развивает эмоциональные, душевные качества, речь.
Вот например, читаем сейчас "Незнайка в Солнечном городе", спрашиваю у сына:"Хотелось бы тебе иметь волшебную палочку, как у Незнайки. А чтобы ты с ней делал?" Фантазируем... Вдруг сын вспоминает про цветик-семицветик, вместе рисуем большой цветок и вспоминаем, по ходу дела, какие желания загадывала девочка Женя, была ли она рада своим исполнившимся желаниям и т.д., сын, тем временем, закрашивает лепестки и вырезает цветок, вспоминаем слова: "Лети, лети лепесток...". Сын захотел снова прочитать эту сказку и посмотреть мультфильм "Последний лепесток".
Вечером захожу в детскую, а там, как всегда, игрушки не убраны, и я как-то машинально, взяла наш цветок и со словами: "Лети, лети... Вели, чтобы дети все игрушки убрали!" После короткой, удивлённой паузы все бросились наводить порядок. Потом мы ещё так друг с другом поиграли, пока лепестки не закончились :-))
Но с другой стороны, если ребёнок не хочет их слушать, я бы не стала навязывать. Можно свои сказки придумывать и фантазировать, а может ребёнку интересней будет посмотреть, чем слушать.
Вообще, самой интересно узнать о влиянии сказок на детей.
20.05.2005 21:39:26, Irabela
ABDDavidoff
Моему 4,5 года. Сказки по-прежнему не любит. Попытки почитать ему их перед сном сурово пресекает. И приносит книжки -энциклопедии животных, комиксы про супергероев и роботов, рассказы натуралистов, исторические книжки.
Полусказки-полуистории типа -Самоделкин и Карандаш или Фунтик, эх, совсем в крайнем случае могу почитать, после периода уговоров :-(
Причем пару глав стначало хорошо идут, я так радовалась, когда он Самоделкина начал слушать, а потом как отрезает :-( Ему скучно почему-то.

И я немного грущу, но не унываю :-) Потому что пока не-любовь к сказкам на общей осведомленности не сказывается.
Он краем глаза смотрит советские мульты и в общих словах может описать кто такой Буратино или Колобок. Просто ни они ему не интересны, ни истории в которые они попадают.

Так что могу Вас поддержать как мама такого же индивидуума - ни на чем серьезном это не сказывается :-)
20.05.2005 11:50:03, ABDDavidoff
Спасибо за поддержку, и отрадно узнать, что это не единственный случай…
Хочу немного порассуждать на тему сказок с Вами, если поддержите беседу!
То, что на общей осведомленности эта нелюбовь не сказывается, наверное, действительно нет, а вот на эмоциональном развитии и взрослении чувств?
Очень интересно, как Вы считаете, Ваш мальчик теряет, что-то в эмоциональном плане (имеется ввиду, конечно, из-за не чтения сказок)? Он отличается от сверстников? Он умеет мечтать и фантазировать? Умеет восхищаться? Он любит читать какие-то другие эмоционально окрашенные произведения? (стихи, рассказы). Любит музыку?

Я предполагаю, что эта не любовь к определенного типа литературе может иметь следующие объяснения:
а) недостаточная информационная насыщенность произведения (не дает пищу для ума - огромная тяга ребенка к познанию мира);

б) пустые эмоционально произведения (не дают пищу для души);

в) недостаточная эмоциональная насыщенность для данного ребенка (про таких мы говорим – «толстокожий», некоторые индивидуумы любят «погорячее»!)

г) наоборот сильная эмоциональная насыщенность произведения (данному ребенку просто страшно или очень жалко героев – «очень чувствительный»)

д) ребенку достаточно эмоций в жизни (очень насыщенная программа (не обязательно положительная) и дополнительные переживания из книг ему просто ни к чему.

е) эмоциональная неразвитость самого индивидуума (независимо от произведения (если даже это красивая и умная сказка) – ребенок просто не умеет сопереживать героям, мысленно быть с ними рядом, поэтому и не интересно).

А-д) – не страшно и вполне объяснимо. Хотелось бы избежать варианта - е).
А ведь умение сопереживать, наверное, и воспитывается на сказках и эмоционально окрашенных рассказах (конечно, не только, есть сама жизнь, но все же согласитесь учиться на чужих ошибках или примерах гораздо приятнее…)

Но, на самом деле, просто потянуло на размышления, а у нас скорее всего сочетание А)+г) – уж очень жалко малышу бабушку в «Красной шапочке», и колобка…
Кстати, а как закалять в ребенке эту самую чувствительность? Чтоб жалко, но не до слез же…? Мужчина как-никак растет!
Или само пройдет с возрастом?

20.05.2005 15:52:07, lk
ABDDavidoff
Отличается ли Демьян от сверстников? В деталях-да, в общем -нет.
В эмоциональном плане (что как я поняла наиболее Вас интересует) сын и рассудителен и чувствителен по возрасту, имхо. Он переносит с дороги всяких букашек, чтобы их не задавило и первым бросается успокоить плачущего ребенка, "считывает" эмоции он легко и точно, выражает их также в полном объеме.

Почему ему неинтересны сказки -не знаю :-(

Учителя говорят, что он очень любознателен и давать задания ему - одно удовольствие, он в них "вцепляется".
Может в сказках, действительно, маловато информации.

Даже будучи малышом он отчаянно протестовал, если какую-то книжку я пыталась прочитать ему второй раз. Многие знакомые детишки могли одну и ту же историю раз 20 слушать, а мой...если только очень давно читали он мог невнимательно выслушать второй раз. Что очень неудобно :-(

В ДР 3 года Демья всем сообщил, что когда вырастет станет робототехником. И тут бы - о! открытие -сын просто технарь! - но, нет :-( Он обожает театр и то, как изображал ежика собрало пол учительского коллектива, потом они нам пересказывали, сильно смеялись и жестикулировали - были под впечатлением :-)

В общем, криминала вроде нет.
То есть я бы приняла "на счет" своего сын только Ваш пункт А.

В семье все у нас разного темперамента и уровня выражения эмоций.

А! Кстати! Во время конкурса в подготовительный лицей спросили : "Какие сказки ты любишь?" Потом продолжили "может стихи?"
И пришлось ответить, что ни сказок, ни стихов Демьян не любит. Он букнул "энциклопедии" :-)
20.05.2005 17:21:20, ABDDavidoff
А современные сказки любит? Звёздные войны, Харри Поттера, Властелина Колец? Ролевые компьютерные игры сложные? 21.05.2005 00:00:12, Мария Д.
ABDDavidoff
пока нет, если не считать Марвеловских героев - суперлюдей.

Выбор его любимых мультов тоже настораживает - первое место -Розовая пантера:-) Которая без слов совсем...

Но я не вмешиваюсь и не настаиваю. Он все выбирает сам.

покажу, а он потом сам решает -его или нет.
23.05.2005 13:10:55, ABDDavidoff
А в какой лицей он ходит? Не секрет?
Почему Вы выбрали именно этот вариант?
Как там проходят занятия? Сколько по времени? Чему учат?
Он доволен? А Вы?
Поделитесь, пожалуйста.
20.05.2005 17:41:36, lk
ABDDavidoff
Аккорд. Государственный лицей. Выбрали, потому что прямо во дворе дома, потому что брали туда с 3-х лет (вариант замены сада, который у нас никак не пошел) и потому еще, что Дема прошел конкурс.

Занятия идут с 9 до 14. в форме уроков. но весело, со скидкой на возраст. Учителя замечательные, очень добрые и внимательные. Этакий сад цветов, за всеми ухаживют, что мне очень нравится :-)

Учат как общеобразовательным предметам - математика, литература, чтение и т.п., так и - ритимика, хор, лепка, хореография, вокал и т.п.

Все очень довольны :-) Делюсь с удовольствием :-)
20.05.2005 18:12:55, ABDDavidoff
Интересно как проводился отбор 3-х летних? Что спрашивали? На что обращали внимание? Это лицей с какой специализацией, куда готовят? 20.05.2005 18:39:32, lk
ABDDavidoff
по поиску можно посмотреть. здесь его часто обсуждали.
Обычный был конкурс -собеседование, вопросы задавали по цветам, счету, буквам, логике и т.п. :-)
Трехлетние дети уже абсолютно контактны, а если не контактны, в школу им лучше чуть попозже приходить:-)
20.05.2005 21:32:33, ABDDavidoff
На мой взгляд в том что ребенок не любит сказки нет ничего ужасного. Например, отчим моего мужа не читал сказок вообще, тем не менее сейчас это гармоничный человек, реализовавший себя - одним словом, ничего страшного не случиось. только на мой взгляд Буратино - это уже не народная сказка и может без проьлем пойти. А бабу-ягу малыш думаю все равно узнает - есть же мультики, а эмоциональность зависит еще во многом от поведения. принятого в семье и от характера самого ребенка. Так что кажется мне не стоит волноваться - может и обратиться еще малыш к сказкам. а может и нет, но в этом нет ничего страшного, если компенсируется другими занятиями. 19.05.2005 23:28:37, Оптимист Машутка
дейстивтельно интересно, почему ребенок не любит сказки? это ж такая почва для фантазии, для обыгрывания...хотя есть и жестокие сказки, и страшные....

ну раз не любит, может и не нужно она ему, или будет нужно позже...

а так я считаю, что сказки и любой фольклор очень полезны, и именно малышам....(Золушка и Буратино-авторские сказки)
19.05.2005 17:40:15, Умп
Очень интересный вопрос. С удовольствием прочитаю все ответы. Сама, к сожалению, однозначного ответа не имею. Мне самой редко, какая сказка нравится. Читаю их из познавательных соображений. Чем больше сказок читаю с сыном, тем менее мне ясно, почему сказки считаются специфически детской литератарой. Но, может быть, в Вашем случае ситуация со сказками не так бесповоротна? Сын Ваш может ещё сказками заинтересоваться. Вот мой, например, лет до трёх машинами совсем не интересовался, а сейчас часто с ними играет. А как Вы к сказкам относитесь? Вы ведь педагог Монтессори? В этой системе вообще очень сильна именно реалистичная ориентация. 19.05.2005 00:35:34, Любовь Геннадьевна
Да, в Монтессори педагогике не рекомендуется детям (до определенного возраста) читать сказки, потому, что в них обычно искажена реальность и маленькому ребенку невозможно разобраться, что существует, а чего быть не может в реальном мире.
Предполагается, что ему бы сначала неплохо разобраться с реальным миром и реальными отношениями, а потом уже на основе знаний, понимая, где правда, а где вымысел, можно обратиться и к сказкам. Но, это сознательный отбор информации взрослым, а у нас получился отбор самим малышом.
В этом есть зерно, но сама я всегда считала, что на примере сказочного действа очень просто объяснить ребенку, что хорошо и что плохо, например, волк из "3 поросят" ничего сам не строит и все ломает, обижает других (все понятно!) и в песочнице не раз приводила этот пример своему маалышу, когда он пытался паломать чужую крепость из песка: "Ты же не волк?! ТОЛЬКО ВОЛК ЗЛОЙ ВСЕ ЛОМАЕТ!" - "НЕТ! Я НЕ ВОЛК". Очень поучительной я считаю сказку о Машеньке и 3х медведях: "Нельзя далеко от дома без мамы уходить!", "Нельзя брать чужое без спроса!".
Да, что перечислять, что ни сказка, то-поученье, ну может про Емелю и щуку не стала бы читать, да некоторые особенно страшные для 2,5 лет.
Энциклопедии - хорошо, да в них эмоций нет.
Жаль что рассказов таких поучительных да и просто историй о малышах очень мало (для 2-3х летних - это идея для писателей:))). Пока спасают рассказы о животных.
Знаю Толстого рассказы, да Пришвина, есть серия очень хороших книг о девочке Мартине (перевод с французского), может можете подсказать что-то еще?

19.05.2005 13:38:00, lk
Maultasch
вы не путаете монтессори с вальдорфом? по-моему то что вы описали - это у вальдорфовцев. 20.05.2005 22:08:28, Maultasch
Не путаю.
У вальдорфцев очень даже приветствуются волшебные сказки...
21.05.2005 15:49:50, lk
А "Фантазёры" Носова не читали? Мы ими в этом возрасте зачитывались... 20.05.2005 15:47:16, ОлЯ
Про эмоции согласна. Интересно, кстати, что мы с Вами по-разному трактуем Трёх поросят. (Нам волка даже жалко бывает.) С энциклопедией такое не пройдёт, а дело это полезное. Можно попробовать с рассказами и авторскими сказками. Незнайку пробовали читать? Доктора Айболита? Карлсона, Винни Пуха, Мишку-Ушастика, Успенского (автор)? Это ещё из моего детства. А недавно мне попалась очень душевная новая книжка Улицкой "История о старике Кулебякине, плаксивой кобыле Миле и жеребёнке Равкине", Эксмо 2004. Ещё я заметила, что чем взрослее ребёнок, тем больше он склонен обсуждать эмоции в конкретных ситуациях из его жизни. У нас всё начиналось с "а почему он так сделал?". 19.05.2005 20:14:18, Любовь Геннадьевна

Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!