Раздел: Естественные науки

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

О смерти.

Ребёнок нашёл в лесу мёртвого котёнка ,наполовину съеденного птицами и облепленного мухами.Шок был невероятный ,в тот день заснул с трудом около часа ночи.Уже прошла неделя. Тема ,попрежнему , более чем актуальна.Уже обсуждали на разные лады ,вкл.динозавров ,растения и курицу с рыбой ,поданные на обед .Толку нет ,всё получается слишком абстрактно для него.
Хочется сделать какой- то наглядный материал : таблицу ,спираль или презентацию .
Подкиньте ,пожалуйста ,идеи оформления и примеры цепочек " родился -расцвёл -пожил -умер ".
Заранее благодарна.
10.04.2004 20:34:44,

17 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
InnaL
Немного в тему и не в тему. Ребенок тему смерти уже почти год мусолит (после того, как случайно увидел забитого на мясо козленка). А вчера пришел к глубокомысленному выводу: "Зачем мне учиться, если я все равно умру". Кстати, учиться ему нравится. Но я от него все-таки этого просто не ожидала, может он себе смысл жизни вырисовывает - человек рождается, что-то делает, а потом умирает. Тогда зачем он это что-то делает? Мы ему попытались объяснить, что учиться интересно, наоборот, зацикленность на одном виде деятельности утомляет, раздражает. А вот когда столько всего нового узнаешь, то и жизнь смыслом наполняется. Вообще-то я не помню, чтобы меня такие вещи (смерть) в детстве сильно интересовали, поэтому не особенно приятно подобные разговоры с ребенком вести. Тем более, что последний год я и сама в подобном ступоре нахожусь :). 14.04.2004 02:51:51, InnaL
Я Вас понимаю .Мне кажется ,что был какой -то радужный мир ,с героями сказок ,в которых умирали " понарошку " не насмерть ,а тут суровая действительность. 16.04.2004 00:14:23, Betsi
Я своему как раз в воскресенье объясняла так:
вот умер человек, его похоронили, он постепенно становиться землей, потом на этой земле вырастают, разные растения, может даже и пшеница, потом эти растения едят разные животные, а из пшеницы мы делаем муку и печем хлеб и тоже едим, таким образом какая-то часть обязательно сохраняется и переходит в другие организмы. Очень хорошая аналогия с круговоротом воды, как она переходит в разные сотояния.
Про душу еще пока не говорили. Но я уже внушаю ему, что есть не только телесноя оболочка.
А разговор мы завели после того, как одна дама в нашем присутсявии объясняла своему ребенку (лет 9), что умираешь и все кончается, ничего потом нет.
12.04.2004 10:08:14, Андо
М-да, неповезло той тёте :-( 12.04.2004 22:09:44, Panasya
Это сложный вопрос. Как взрослые в семье относятся к смерти?

Наглядный материал - настоящие мёртвые. Можно выполоть сорняк и смотреть, как он засыхает. Искать в лесу засохшие деревья. Мёртвых насекомых рассматривать. Ну, и курицу целиком если купите, не помешает, рыбу опять же.

Но, возможно, шок там не из-за смерти, а из-за противности мух и разложения? Тогда именно про круговорот в природе, как котёнок превратится в землю с помощью личинок, на земле вырастет трава и т.п.
10.04.2004 23:02:18, Мария Д.
"именно про круговорот в природе, как котёнок превратится в землю с помощью личинок, на земле вырастет трава и т.п. "- вот это хотела бы сделать,но наглядно показать ,объяснить ,как ?
Мне понравилась у Вас идея со спиралью ,но как с её помощью объяснить этот круговорот ,сама додумать не могу.
Мои объяснения ,показы, рассуждения ещё больше всё усугубляют .Хотелось бы сделать ,как -то просто и доступно .
10.04.2004 23:14:40, Betsi
Начать с кусочка спирали нейтрально-радостного. Что кушает кролик? Покормить в зоопарке, у приятелей, на ферме, на конюшнях травоядных - лошадок, морских свинок, кроликов, овец. Сорвать траву и покормить. Травка так умирает - её съедают эти звери. Зерно, плод растений - едят куры, например. Показать, покормить. А кто ест кур? Мы едим. И трава их ест тоже! Как? Если курица умрёт на земле, бактерии, личинки, жуки превратят её в землю. Тут можно провести эксперименты - положить кусочек курицы в уголке, посмотреть, как мухи отложат яйца, как из них вылупятся личинки, как мясо исчезнет со временем. Через несколько недель на месте кусочка мяса будет густая травка, если мясо лежало на улице...

"Красная-красная кровь
Через час уже просто земля
Через два на ней цветы и трава
Через три она снова жива
И согрета лучами звезды по имени Солнце"
В. Цой :-)

Ещё очень интересно в лесу смотреть, как брёвна превращаются в землю. Аккуратно поднять старое бревно - там целый мир! Жучки его едят, личинки. Хищные жуки едят личинок... Прямо видно, как структура дерева меняется, можно пощупать. И "труп" дерева инстинктивно не так противно выглядит, как труп котёнка (это потому, видно, что опасности для человека меньше, микробы не такие вредные там). Если есть микроскоп, можно всё это засунуть под микроскоп.

Мне кажется, что презентацию стоит делать "по мотивам" таких вот конкретных, реальных встреч с природой, может, даже из своих фото или зарисовок. Кстати, через недельку-две-три можно сходить на то место, где был котёнок в лесу, посмотреть на густую траву... Может, цветочек туда положить, иногда детям важен и ритуал на тревожном месте. Это подумайте и обсудите с ребёнком, конечно. Психологически, завершения стресса легче достичь на том же месте, где он произошёл.
11.04.2004 02:54:46, Мария Д.
MamaSASHI
На эту тему где-то вычитала: "в детской висела картина с изображениями рыб, маленькую рыбку собиралась съесть рыбка побольше с разинутым ртом, ее в свою очередь рыба еще больше, а эту рыбу съедала совсем большая рыбина" (абсолютно не помню кто писал статью и про кого, помню только тема смерти).
Есть еще терапевтические сказки, и здесь по-моему люди давали ссылки, а может не здесь. Сказка о капельке воды и другие есть сказки. Поищите.
14.04.2004 00:46:21, MamaSASHI
Спасибо,поищу. 16.04.2004 00:25:37, Betsi
Я это писала раз :-) Про фильм "Семейка Аддамсов". 15.04.2004 00:39:41, Мария Д.
Спасибо ,я тоже думала насчёт мяса с червями ,может решусь ,не знаю какая будет на это реакция. 11.04.2004 13:02:32, Betsi
Попробуйте для начала посмотреть на старое бревно с личинками :-) Мы на бревне собирали "зоопарки", точнее, инсектарии. Это интересно, а личинки на ощупь приятные на самом деле. 11.04.2004 18:39:40, Мария Д.
Завтра поедем в лес ,попробуем найти бревно с личинками. 11.04.2004 19:46:56, Betsi
Мне кажется, что тема смерти имеет очень мало общего с круговоротом живого в природе:))
Это же на самом деле эмоциональный, духовный вопрос. Моему мальчику например, можно, конечно рассказать о физиологической стороне ( я пробовала), но получила совершенно странный результат: он всё понял, но НЕ ПОНЯЛ. Т.е. как все живут и умирают - понял мозгами, но например, какое это имеет отношение к УТРАТЕ и СОЖАЛЕНИЮ - не понял. Очень далеко это от него, пока.
Много раз я удивлялась своей свекрови - она очень простая женщина из украинской деревни - до сих пор живя в городе печёт хлеб например. Каждый год я с ней отправлю ребёнка в деревню на Украину, так у них считается совершенно нормальным всей деревней и стар и млад ходить на похороны, скорбеть и сочувствовать. Она в прошлом году и моего потащила - я была в шоке. А она нет, и сын собственно тоже. А после того, как он принял участие в зарезании порося - не знаю как правильно сказать - шок мой вошёл в ступор надолго. А она говорит - всё нормально. И ребёнок отрицательных эмоций не испытывает. Дети гораздо ближе к природе и сознание у них незамутнённое. Не знаю почему, но мой сын никогда ни разу не проявлял сочувствия к мёртвым голубям, мышам и т.д. Я думаю, что он действительно им не сочувствовал. Наверное, я думаю, для детей до определённого возраста смерти нет. Я в этом практически уверена. А вы как думаете??
12.04.2004 19:51:51, Semolina
Вы только не подумайте, что я хочу кого-то в чём-то убедить, нет, у каждого свои представления, но дети относятся к происходящему абсолютно мудро, нет у них ещё (и дай Бог чтобы подольше) стереотипности мышления, связанного общепринятыми "нормами". Они относятся ко всему вами перечисленному как к факту, как, на мой взгляд, и должно быть. В давние времена было абсолютно нормальным, когда и стар и млад принимали участие во всех ситуациях, касавшихся обыденной жизни сообщества. И ни у кого это не вызывало каких-то лишних эмоций, ведь, хотим мы этого или нет, смерть есть, так почему к ней надо относится как к чему-то необычному. И те же птицы, звери, засохшие деревья, тоже по-своему умершие - всё это часть того, в чём мы живём. Можете вы мне ответить, ПОЧЕМУ обязательно надо испытывать ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ эмоции по факту естественного природного процесса? Да, дети мудры в том, что нет смысла испытывать сожаление по мёртвому телу, душа же вечна. 12.04.2004 22:08:40, Panasya
Проблема в том ,что ему не нравится этот естесвенный природный процесс.Даже завявшим цветам сочувствует.
На предмет " души " проводим беседы ,но пока нет прогресса.Мёртвых людей ,похорон он не видел ,только кладбище.Здесь , мы живём в Израиле ,нет такой традиции ,носить гроб по улице.Бабушки в деревне ,которая режет живность у нас то же нет.
16.04.2004 00:23:27, Betsi
В детстве, до поздней юности, я никогда не видела ни похороны, ни мёртвых людей, не ходила на кладбища. Вряд ли мне в то время бабушка рассказывала умные истории, не помню :-( Но совершенно точно мне не рассказывали страшных историй о том, что смерть, это что-то ужасное. Я жила в маленьком посёлке, и насколько я помню, хоронили мы пташек и зверюшек сами, когда находили. Я понимаю, что не отвечаю на ваш вопрос, но может вам не слишком заморачиваться выдумыванием, просто спокойно рассказывайте, как вы сами к этому относитесь. И тоже постарайтесь относится к своим рассказам без эмоций, да, вот так вот это происходит, это факт, так устроен мир, в нём есть свои законы, хотим мы этого или нет. Спрашивать, что чувствует в данный момент, хочется плакать, дайте ему понять, что это нормально, пусть плачет. Пусть совершит какое-то действие, могилку устроит, травкой посыпет... Я не знаю, как вы сами к этому относитесь, но можно сказать, что тело - это как одежда, когда оно своё отслужило, душа одевает новую одежду, и это тело служит едой для тех, кто ещё не поменял одежду. Схемой обрисовать может? Правда для этого самой надо верить, что душа вечна, а тело временно. А то неискренне получится. Но в любом случае давать ребёнку прочувствовать то, что он чувствует. И не ждите мгновенного прогресса, чтобы понять смерть умом, подрасти ему надо. Пока же пусть чувствует и переживает. Слушайте себя, ответ придёт. 16.04.2004 09:19:54, Panasya


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!