Раздел: Рисование

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Учить рисовать?!

Собственно САБЖ. Учить ли рисовать?
А если точнее, то так: я дома даю ребенку рисовальный инструмент (краски, бумагу, карандаши, мелки..) и говорю - рисуй, на занятия в группе куда вожу - дают обрисовывать контуры рисункой, водят иногда руками с кисточкой за детей, учат рисвать так:кружек, там глазки и тп. Няня тоже учит: тут рисуй круг, тут глазки и тп
что умнее и полезней для ребенка?
Мой сын рисует каля-маля со мной и дельные рисунки (узнаваемые) с др людьми. Что правильней? спасибки
08.03.2004 17:32:14,

36 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Не учить, а помогать учиться. А чтоб помогать, должны быть соблюдены два условия.
- У ребёнка должна быть своя цель для рисования
- Взрослый должен понимать эту цель.

Вы понимаете, что ребёнок планирует делать, когда он рисует свои каля-маля?
09.03.2004 04:07:35, Мария Д.
Пример стандартных рисовальных занятий со мной.
мама: на, порисуй
сын: давай.
калякаяет разными красками,моет руки в банке, мажет все на столе,калякает.
мама: что это ты нарисовал , костя?
сын6 не знаю
мама: ну на кого по твоему похоже?
сын: может слон?
мама: тебе видней, как сам думаешь
сын: ну пусть будет слон...пусть будет тигр...
Вобщем - называет чуть ли не первое что пришло в голову, причем с начало работы и на конец- варианты того что рисует - часто разные.
09.03.2004 14:54:28, mara
Я имела в виду более конкретные, маленькие цели. Например, когда калякает - пытается, на вид, сделать именно круглую каляку? Или закрасить всё пространство? Или смешать краски определённым образом? Можете ли Вы, хоть на долю секунды раньше, предсказать, что он ХОЧЕТ делать, что он будет делать? 09.03.2004 18:54:11, Мария Д.
MamaSASHI
Об этом как раз и пишет Левин в своей книге. Ребенок раннего возраста часто не может точно сказать, что нарисовал или говорит всегда одно и тоже, потому что он действительно не знает что рисует, его поглощает сам процесс калякания карандашом по бумаге. Поставьте себя на место маленького ребенка - это ведь так интересно, вдруг из палочки, которой водишь по чистому листу появляется тоненькая линия-ниточка или жирная линия и самое главное я САМ могу управлять этой линией, поворячивая свою руку! Это же целое открытие! 09.03.2004 16:07:27, MamaSASHI
колобоча
Смотря сколько вашему ребенку. Я своему старшему дала первый раз восковые карандаши в 11 мес. А после года я рисовла паровозик без колес, а он колеса пририсовывл. Потом это долго было своеобразной игрой;) Сейчас ему 8 лет, рисовать обожает, но, к сожалению,старается все правильно срисовать, только недавно начал выплескивать какие-то эмоции. Мой минус - я чаще давала ему рисовать шариковой ручкой, а не цветными карандашами(красками, и т.д.). 08.03.2004 17:41:44, колобоча
MamaSASHI
Большой минус - это преподавание рисования детям до 3 лет: срисовывания кружочков и по контуру, давление, что так должно быть а не иначе, солнышко с лучиками, навязывание стереотипов - все это неизбежно разрушает детскую фантазию и ведет к тому, что ребенок умеет только срисовывать или рисовать по шаблонам (домик с крышей, человек только в фас, нос закорючкой и только такой как всегда, солнышко в правом углу и т.д.). Известно и об этом пишут разные авторы, художники, педагоги, что до 3 лет у ребенка доизобразительный период, т.е. он только учиться владеть рукой когда рисует и как правило нарисовать конкретное изображение не может. Потом он понимает границы листа и не выходит за них своими каракулями, затем появляются кружочки, осмысленные каракули и наконец, само изображение. Ни в коем случае не ускоряйте эти события, ребенок должен дойти до всего сам, иначе вы отодвигаете процесс самостоятельного конкретного рисунка (без подсказок) на доолгое время.
Детей до 3 лет и позже только (!) обеспечить материалами и создание творческого уголка в комнате, чтобы ребенок мог сам выбрать материал и рисовать когда захочет. С вашей стороны - совместное с ребенком наблюдение за природой, животными, интересными событиями, предлагать нарисовать запомнившееся яркое воспоминание (например луну или собаку). Маленький ребенок наверняка нарисует закорючку и будет утверждать что это собака, это его фантазия и он действительно в этой закорючке видит собаку, не в коем случае не ругайте его и не говорите всем, что ребенок рисует каля-маля. Еще вывешивайте рисунки дома, чтобы их видели остальные домочатцы, гости. акцентируйте внимание, например вечером пришел папа с работы, а вы говорите: сегодня наш сын (дочь) нарисовала замечательный рисунок. Ребенок побежит показывать и рассказывать, и тем самым Вы поощряете дальнейшее творчество. Удачи! Прислушайтесь к моим советам, я - художник и преподаватель с большим стажем:-)
08.03.2004 22:03:42, MamaSASHI
Всё так, только я бы привязывала это не к возрасту, а к стадии развития рисунка. Доизобразительный период может кончиться раньше и позднее, чем три года. При этом дети, и взрослые кстати тоже, часто возвращаются в доизобразительный период, если им дать новый тип материалов :-) Например, калякают новыми красками, или возятся бесформенно с новой глиной. Этот период очень важен, и его надо уважать. 09.03.2004 18:56:36, Мария Д.
MamaSASHI
Совершенно верно! Доизобразительный период при некоторых условиях (ребенок поздно взял карандаш и начал рисовать, излишнее вмешивание в процесс детского творчества или просто особенность ребенка) затягивается. После трех - это В СРЕДНЕМ (если соблюдены правильные условия создания творческой атмосферы), когда у ребенка появляются осмысленные самостоятельные изображения. 10.03.2004 02:35:31, MamaSASHI
Бывает и раньше кончается. У меня есть знакомый ребёнок, в полтора использовавший перспективу. Моя в полтора-два рисовала предметы и зверей, распознаваемо и целенаправленно. 10.03.2004 16:27:27, Мария Д.
Да, тут очень сильны индивидуальные различия у детей. Причем, считается, что в раннем возрасте они как раз характеризуют особенности личности ребенка. Кто-то более наблюдателен, внимателен к деталям - и раньше способен их изобразить. Для другого гораздо важнее игра, нежели схождство с реальностью и он заигрывается с любыми каляками-маляками. А третьему привлекательнее сам материал - игра со смешиванием цветов, нанесением на разные поверхности. И это все ровесники. Так что привязка к возрасту не совсем уместна. Хотя верхняя граница, видимо, должна быть... 15.03.2004 22:56:10, OlCher
Если не секрет, сколько раз в неделю или в день ваш ребенок в полтора- два рисовал? И всегда ли выбирал сам чем рисовать – карандашами, фломастерами, пастелью или гуашью? Своему в год и восемь альбом с мелками или пастелью я подсовываю ежедневно, и он пару минут с удовольствием калякает круговыми и горизонтальными движениями. Но, поскольку пределы листа не всегда соблюдаются, а бывает просто любопытно специально порисовать на столе, то краски выдаются пару раз в неделю когда есть время прицельно с ним порисовать и потом убрать. Может, нам нужно изменить подход? И как вы относитесь к водяным раскраскам? Это, конечно, маленькое чудо и можно учиться соблюдать границы, но я вычитала, что раскраски вообще фудожественное творчество убивают. Посоветуйте. 11.03.2004 13:48:39, Натал
Бумага и рисовалки всегда стояли в свободном доступе, на уровне глаз ребёнка (т.е. на очень низкой полке), в нескольких местах в доме. Приятно оформлено должно быть, то есть мелки рассортированы по цветам, бумага на симпатичном подносике. Монтессори можно на тему почитать, у неё хорошо об организации пространства. Краски стояли в ванной, там дочка и рисовала много. Стены были разрисованы все, мы просто после трёх примерно лет сделали ремонт, это спокойней :-) Ребёнок рисовал несколько раз в день, насколько я помню, хотя иногда были периоды, когда не рисовал неделями. Да, вспомнила, после такого затяжного периода в ванну и перешли, вода расслабляла.

Раскраски я не давала до четырёх лет вообще, хотя иногда они всплывали из окружающей среды. Соблюдению границ учат физические игры вроде танцев и борьбы, как ни странно :-) Или лабиринты на земле, которые ребёнок сам проходит своими шагами. Границы на бумаге - это абстрагирование таких вот физических границ.
11.03.2004 15:38:44, Мария Д.
MamaSASHI
:-)А это уже от Бога! За всю мою практику встречались только единицы таких одаренных детей. Одна девочка, Катя Беляева в 4 года пришла первый раз на занятия и нарисовала натюрморт с натуры соблюдая пропорции предметов 1:1, абсолютно без подсказки. Родители не художники. Ее работа "Ангел" находится в музее Храма Христа Спасителя, а другие работы побеждали на конкурсах в ЮАР и Японии. 10.03.2004 23:51:42, MamaSASHI
<Еще вывешивайте рисунки дома, чтобы их видели остальные домочатцы, гости. акцентируйте внимание, например вечером пришел папа с работы, а вы говорите: сегодня наш сын (дочь) нарисовала замечательный рисунок. Ребенок побежит показывать и рассказывать>
Мы так и делаем, только сын не бежит почему-то показать и рассказать про рисунок.
я с работы приду, начинаю хвалить, сместе смотреть новый шедевр, а он: Это тото и все
и убегает. ни расскажет, не похвалится что мол вот, сам сдулал... Может он просто рисовать не любит? :(
09.03.2004 15:03:22, mara
Осторожно надо хвалить. Вот я писала про это недавно: 09.03.2004 18:59:30, Мария Д.
MamaSASHI
Правильно написано:-), но это скорее анализ работы. В некоторых случаях просто необходимо говорить именно "молодец", при том каждое занятие, просто за то, что ребенок сел и нарисовал что-то (потрудился). Мне это здорово помогло раскрепостить сильно зажатых детей с заниженной самооценкой, просто магическое слово какое-то, действительно делает чудеса.
В конце каждого занятия обычно совместный просмотр, где как раз мы и обсуждаем соотношения цветов и выбор техники в работе.
10.03.2004 02:31:34, MamaSASHI
Вопрос Вам про это. А у них не вырабатывается зависимость от оценки? Точнее, не сохраняется ли слишком долго? То есть зажатость надо как-то снимать, это факт. И сначала зависимость от любого инструмента для снятия зажатости будет, безусловно. Но вот с похвалой трудности, я и читала исследования, и наблюдала - её тяжело снимать бывает. Фокус на каком-то этапе надо переключить на работу, а не на ученика-молодца, а как? Я бы хотела научиться. Пока не умею, так что такую похвалу не использую. Говорю: "Мне понравилось очень сочетание цветов вот тут" или что-то ещё аналитическое, на работу направленное. Ну, с выражением говорю, но это всё равно другое. Буду очень благодарна за идеи переключения. 10.03.2004 16:32:03, Мария Д.
Мария, отправляла вам письмо через форум (пару недель тому). Получали? 15.03.2004 23:28:25, OlCher
Пошлите, пожалуйста, ещё раз. Оно у меня пропало, видно, глюк какой-то. Лежало в ящике, я собиралась ответить - и не вижу больше. 16.03.2004 03:02:13, Мария Д.
Жаль. Копии у меня нет, а писать заново сейчас некогда. Тогда просто УДАЧИ Вам! 16.03.2004 23:56:08, OlCher
Спасибо! Поищу ещё по фолдерам, может, фильтр куда-то засунул... 17.03.2004 01:55:17, Мария Д.
MamaSASHI
Все верно Вы пишите. Похвала хороша на начальном этапе, чтобы ребенок смелее рисовал, не боялся провести неточную линию, это как бодбадривание, а потом когда чувствуешь, что ребенок раскрепостился, конечно учишь анализировать свои работы, работы мастеров, оценивать полученный результат и не только касательно своих работ, но и работ товарищей по студии. Грань эта между "видами" похвалы у всех детей разная, если ребенку дома говорят обратное, "Молодец" может затянуться надолго:-) И все же, когда работа действительно вышла потрясающе, нужно иногда сказать просто: "мне очень понравился твой рисунок, ты молодец!"
В моей семье есть родственник-критик, который никогда не скажет "молодец", всегда с детства слышишь "здесь мне то-то понравилось, а то-то не понравилось", а так хотелось услышать просто похвалу, хотя бы за труд, иногда руки опускались и ничего не хотелось делать. Так что это вопрос спорный, мне кажеться все должно быть в меру.
11.03.2004 00:05:32, MamaSASHI
MamaSASHI
Значит он занят чем-то другим в данный момент или просто не любит рассказывать. Возможно, потому что процесс рисования не доставил ему удовольствия, а произошло это из-за того же руководства взрослыми в момент рисования. Поверьте, если рисунок уже вывешен на вселбщее обозрение, ребенок все-равно подмечает, что на его творчество обратили внимание, почаще говорите как хорошо Ваш ребенок рисует, или здорово у тебя получилось, это дает положительный эффект, но во всем нужно время, не торопите события, особенно в раннем возрасте. купите книгу или поищите в интернете разные интересные игры с красками, необычными материалами, рисование губкой, процарапывание, печать, рисование в раннем возрасте должно быть как игра.

Ребенок не может не любить рисовать, значит взрослые совершили какие-то ошибки, даже ругать за испачканные стены нельзя или все время напоминать, что ты можешь испачкаться. Не в коем случае не говорите, что ребенок не любит рисовать в присутствии сына. Это обязательно останется в его сознании и он очень скоро будет заявлять, что не умеет рисовать или не любит. Ко мне на занятия ходит девочка, родители которой твердо уверены, что она не умеет рисовать, а любые успехи девочки воспринимают как что-то не сущствующее и говорят при этом: "она так не может нарисовать" Это очень большая ошибка! Бабушка другой девочки все время критиковала ее рисунки и ставила в пример Шилова (!), в результате девочка зажалась и все время боялась сделать неправильное движение рукой когда рисовала и т.д. и т.п. Задача родителей - ПООЩРЯТЬ творчество ребенка, посещать выставки (чаще детские), обращать внимание на красивое (закат, ночной город, салют...) и обеспечить самыми лучшими материалами, не говоря при этом, сколько мол ты краски тратишь.
09.03.2004 15:50:39, MamaSASHI
Елена П.
А я, похоже, эту ошибку уже совершила. Не со зла, конечно, но образы "навязались" сами. Дочка постоянно требовала, чтобы я ей рисовала, а из меня художник - ух. Ну я и рисовала человечков и домики всякие. Но всё время одинаково (как уж умею). В итоге она уже в 2 года здорово рисовала именно человечков и домики, но как я. Ей скоро 3, рисует неплохо, но только то, что я когда-нибудь рисовала. Мой незамысловатый рисунок может воспроизвести очень похоже, даже не глядя на него. Но попросишь нарисовать что-нибудь из виденного "в натуре" - увы :( За редким исключением. Причём "каля-маля" она рисовать любит, но без всякого смысла. Что делать? 09.03.2004 13:44:53, Елена П.
MamaSASHI
Вы никакой серьезной ошибки не совершили. Это даже правильно - рисовать вместе с ребенком, он совй рисунок, а Вы свой. Ребенок как обезьянка естественно будет копировать. ПРосто рисуйте немного по-разному. Например лучики у солнышка можно нарисовать и зигзагом и маленькими кружочками и волнистой линией и сплошной штриховкой (это может нарисовать любой неумеющий рисовать человек), а вот домик можете показать на репродукциях разных художников, рааскажите, что домики бывают разные. Постарайтесь почаще рассматривать картины русских и зарубежных художников и посещайте выставки, в том числе и детские.

Пускай рисует каля-маля, Ваша дочь еще очень маленькая. Попробуйте достать книгу Левина "Ваш ребенок рисует", там очень хорошо написано обо всем этом.
А пока воспитываете у ребенка правильное понимание прекрасного, умение отличать настоящее искусство, живопись, графику от открыточных и мультяшных рисунков. Это касается и детских книг, выбирайте книгу с иллюстрациями хороших известных художников, сейчас очень много книг с бездарными иллюстрациями, которые также подсознательно воспитыют у наших детей плохой вкус. Удачи!
09.03.2004 15:59:55, MamaSASHI
Книгу Г.Г. Григорьевой "Изобразительная деятельность дошкольников" очень рекомендую. Была на "ОЗОНе". Просто замечательное, совершенно исчерпывающее руководство на эту тему. Причем как раз с позиций развития личности - ни много, ни мало! Очень подробно, логично, ярко и доступно пишет автор, начиная от общих принципов развития и методических основ любых развивающих занятий с малышом. По возрастам деление подробное. 15.03.2004 23:10:23, OlCher
Елена П.
Спасибо за советы. У нас вообще большая любовь к живописи. Под впечатлением от Лупан стала ей репродукции с 1,5 лет показывать. Мы уже в Третьяковке несколько раз были, причем очень осознанно.
А по поводу современных иллюстраций...
Прежде, чем купить "Буратино", я книжек 6 пересмотрела - слов нет! Купила седьмую, с теми же иллюстрациями, что были лет 25 назад. А басни Крылова, подаренные нам, я дочке даже не дала. Просто жуть! Читаем бумажную тоненькую книжецу из моего детства с чУдными картинками.
А что скажете по поводу серьёзного обучения рисованию?
Куда бы нам податься? И когда стоит начинать? У меня нет честолюбивых замыслов на этот счёт, но сама всегда мечтала научиться хоть что-нибудь уметь изобразить, а у дочки, как мне кажется, что-то может получиться. А может, мне это только кажется, но шанс упустить не хочется.
09.03.2004 18:46:36, Елена П.
MamaSASHI
Развивать надо и у профессионалов, в студии, где ребенок занимается вместе с другими детьми и учиться многому тому, что дома просто неосуществимо, даже если родители художники. В моей студии занимаются детки-дошкольники с 5 лет и школьники. Студий хороших в Москве много, смотря в каком районе вы живете или насколько вы транспортабельны, если ездить в другой район. 10.03.2004 02:08:21, MamaSASHI
Елена П.
Мы ходим в "Чудо-кисточку" на Новослободской. В основном для того, чтобы дать ребёнку помалевать вволю в обществе себе подобных. Дома это всё-таки проблематично. Хотя иногда "совершаю подвиг" и даю ей любимые пастельные мелки (бабушка промахнулась и купила немасляные :)).Ситуация осложняется наличием годовалого братишки...
А живём мы на Рижской.
10.03.2004 09:36:03, Елена П.
MamaSASHI
Действительно, маслянной пастелью гораздо легче рисовать маленьким деткам, чем восковыми мелками.
Про "Чудо-кисточку" не слышала. Я преподаю в другом известном центре, но с маленькими (до 5 лет) работают другие педагоги.
10.03.2004 14:31:32, MamaSASHI
В районе Измайлово не могли бы порекомендовать подобный центр? 15.03.2004 23:15:33, OlCher
Елена П.
Написала Вам письмо - наверное не дошло. Если не сложно, позвоните мне - 688-8221.
А рисуем мы некой "пастелью художественной", от которой чрезвычайно "художественным" становится сам ребёнок, вся его одежда, да и всё вокруг :))
10.03.2004 15:03:07, Елена П.
MamaSASHI
Про пастель: если импортная, смотрите, чтобы на коробке было написано oil (масло). "Художественная" - это наверное сухая, поэтому и пачкается. Работы можете закрепить лаком для волос, распылив на расстоянии 30 см от работы, можно пару раз это проделать, не бойтесь если работа немного намокнет и цвета потускнеют, при высыхании все будет как прежде. 11.03.2004 00:16:10, MamaSASHI
колобоча
В общем я так и делаю. Рисовать обожаю сама и мои мальчишки.Ходили в студию,там это все и раскрылось,что старшенький такой скурпулезный. 09.03.2004 08:59:39, колобоча
Очень интересно было прочитать то что вы написали. Спасибо!!
Побольше бы таких знающих людей))
08.03.2004 23:35:14, Брюнетка Эль
MamaSASHI
Спасибо:-) 09.03.2004 18:01:20, MamaSASHI


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!