Раздел: ...затрудняюсь выбрать раздел

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Труд как часть раннего развития

Я вот сейчас предавалась сладким воспоминаниям детства, и мне пришло в голову, что в три года для меня умение читать и умение лепить пельмени были одинаково фантастическими и притягательными. Но вот читать меня научили, а лепить пельмени - нет. Бабушка все время гнала из кухни. Я ее, конечно, понимаю, неизвестно, как я сама себя буду в таких ситуациях вести - но все-таки, зачем? Да, получались у меня одни кособокие уродцы без начинки, да, я сама была с ног до головы при этом в муке и тесте - ну и что? Зато кайф-то какой! А в итоге пельмени лепить до сих пор не умею - получаются те же кособокие уродцы, только уже с начинкой :)

И у меня вот такой возник вопрос. Кто как приучает детей к труду, с какого возраста? (особенно про девочек мне сейчас интересно, но и про мальчиков тоже). Получаются ли у них какие-то сложные вещи (я, например, вышивать научилась только сейчас, в детстве ни вышивать, ни вязать была вообще неспособна)? Какие обязанности дети у вас выполняют по дому, в каком возрасте, как это все организовано: делают то, что им нравится, или что мама скажет? Это постоянные обязанности или разовые поручения? Как дети справляются? Охотно это все делают или из-под палки? Может, у кого-то дети работают на огороде, в саду?

Поделитесь, пожалуйста. Мне это и практически интересно, и потом, мне кажется, что труд - такая же важная часть раннего развития, как и чтение, и языки, и музыка. Тем более, что он не только развивает навыки самообслуживания, мелкую моторику и др., но и исключительно важен для социализации, потому что развивает заботу, умение понимать других людей и все такое - не для себя же пол, скажем, моешь, а для всей семьи :)
05.11.2003 00:28:38,

77 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
OFF/ А как Вашу как Каролину по-батюшке? Что-то вдруг вспомнился этот .. немецкий, кажется уголовный кодекс - тоже Каролина назывался...
07.11.2003 13:24:54, Скат
Александровна. А про уголовный кодекс не знаю, но характер у нее действительно... Сказывается происхождение по одному из дедушек от суровых старообрядцев из Пермской области :)) И хотя я всегда хотела ее учить французскому, когда на нее смотрю, почему-то вспоминается только немецкий, типа Partisanen! Hande hoch! Erste Kolonne marshiert! и т.д. :))) 07.11.2003 18:51:13, Janet
Каролина - это средневековый кодекс германский, кажется - там такие ужасные вещи написаны, в духе средневековья. Я почитала - ужас. 08.11.2003 06:56:38, Скат
А в те времена везде было не лучше :) 08.11.2003 23:12:53, Janet
Расскажу о себе. У меня папа, когда мы были малые, мыл пол утром и векчером каждый день... И остальное всегда и четко у нас делалось.
С малолетства и меня к мытью полом привлекал - до сих пор вспоминает, как я ему хорошщо помогала! И что сейчас? Думаете, я чистюля???
Купила моющий пылесос, т.к. неохота мыть полы самой - и он - этот пылесос - включапется раз, а то и реже - в неделю.
Таким образом, насчет приучения к чему-то тут очень все спорно.


Готовить я тоже научилась более менее, и то не дома. Вот дома-то мне это как раз и запрещалось. Мама разрешала - папа не разрешал - ему не нравилось, что дома после этого грязь (не будем строго судить его за это). Но не скажу, что уж я такая растяпа - если захочу и есть время - сварю.
Насчет остального - постирать, пришить - тоже неважно, но этому меня действительно не учили, вот я и не умею.

А маша моя - все хочет - и постирать, кстати свое она сама стирает, Если не дать помыть посуду - скандал. Моем пол, кукол, игрушки, расстилаем постель, научила тут ее наволочку одевать - она просто в восторге была.

Надо сказать, малыши в таком возрасте гораздо умнее, ченм всем кажется, так легко чему-то научить, все схватывает налету. Может, именно поэтому и чатать мы учимся.

07.11.2003 13:09:08, Скат
Ольга Оводова
Это у вас сейчас помощи на пшик и взвешиваете с точки зрения развития. А когда ребенку 6 лет, как же сладко спится утром в субботу, когда знаешь, что он сам и его младший брат уже накормлены и играют, а тебя ждет завтрак, пусть даже и остывший. Я за всю неделю так не высыпаюсь, как за эти два сэкономленных часа :-)) 06.11.2003 14:41:58, Ольга Оводова
lise
мама спит она устала...

лично у меня ети стихи вызывают скорее недоумение, чем умиление...
как можно спокойно спать когда ребенок оставлен без присмотра? а особенно если в его "обязанности" входит присмотр за еше меньшим
06.11.2003 17:24:42, lise
Да прекрасно можно! А дети на самом деле очень рано становятся ответственными, если им доверять. Я помню, как сама в пять лет переводила через дорогу свою племянницу (ей было четыре), ездила с ней на другой конец города в автобусе, а в шесть несла другую племянницу (ей было месяцев пять) зимой на руках, четко понимая, что мне нельзя поскользнуться и упасть. И все прекрасно получалось, хотя сама по себе я в том же возрасте побоялась бы, например, через дорогу переходить. 06.11.2003 23:50:41, Janet
Не знаю-не знаю, я бы шестилетке не доверила ребенка ИМХО.
А насчет того чтобы маме спать - это у мнас может быть - Маша с куклой играет или из кубиков башнюб делает, или еще что-то - я могу минут 30 даже проспать - когда совсем тяжко... Ессно, это неполноценный сон, а так вполглаза.
07.11.2003 12:54:19, Скат
Штуша
Зависит от шестилетки. Я своей трехлетке мелкого пока доверяю только под контролем. Но она старается с ним обращаться аккуратно, просто еще сил и умения не хватает. А через год-два, думаю, была бы вполне "адекватной нянькой". 07.11.2003 14:11:29, Штуша
Ольга Оводова
Я не смотрю за своими детьми непрерывно. Все опасное давно убрано, еще когда первый был маленьким. Дети, конечно, разные бывают, за кем-то и до 10 лет глаз да глаз, а не то квартиру взорвет. Мои поспокойнее :-)
Я вам страшное скажу: я и в ванне с ними не сижу, только прислушиваюсь внимательно.
06.11.2003 23:46:48, Ольга Оводова
Согласна с Вами. На своих детях вижу- чем меньше опекаешь, тем они спокойнее, самостоятельнее. Я стараюсь и в детские ссоры не лезть,но после , спокойно стараемся разобраться почему это случилось.
Моя мама, педагог по образованию, очень рано всему меня научила,в 6-7лет я уже была самостоятельным человеком. Были у меня и обязанности,такие как уборка своей комнаты, глажка мелкого белья и присмотр за младшим братом.Что в итоге? Когда я вышла замуж(13лет назад), у нас не было возможности купить машины-помощницы, всё приходилось делать самой. И меня это не напрягало, может потому что привычка к этому с детства была.
Меня ,например,коробит когда девочки наших родственников(10 и 6 лет), встав из-за стола, даже тарелки за собой в раковину не поставят.Мой младший делает это с удовольствием,и вообще дети любят подражать нам, взрослым, во всём, нам только остаётся не мешать им, и запастись терпением, ведь часто бывает что после маленьких "помощников" ещё больше работы.
07.11.2003 18:27:58, irabela
Штуша
Ну, если старшему - лет 12-14, то почему бы нет? Хотя, когда мелкого не было, я могла спать какое-то время, даже если дочка проснулась, она прекрасно знает, что ей можно, а что нельзя. Утреннюю гигиену она вполне сама себе может обеспечить. А есть хотела далеко не сразу. Могла полчаса-час сама спокойно играть. 06.11.2003 22:09:03, Штуша
lise
но ведь речь была о ребенке 6 лет и 3-х, а не о подростке 06.11.2003 22:33:23, lise
Штуша
Моя в 2 вполне могла дать родителям поспать утром часок. Если старший шестилетний ребенок воспитан так, что не обидит младшего, а трехлетний сам может многое сделать (умыться, одеться, пописать), то не вижу никаких проблем. 07.11.2003 10:15:47, Штуша
У моих знакомых двое сыновей - 4 и 2,5 лет. По выходным, когда не надо в садик, родители отсыпаются, а дети сами встают, одеваются, идут в туалет, старший младшему, если надо, может и попу помыть. Потом играют сами по себе, пока мама не проснется и не приготовит завтрак. Причем никто их самостоятельности не учил - как-то сами научились. 07.11.2003 18:54:11, Janet
lise, в крестьянских семьях дети шести лет не только за младшими присматривали, пока родители в поле, но и гусей, между прочим, пасли и в огороде работали. А когда я много лет назад пришла в первый класс, я там была самым домашним ребенком, а остальные мои одноклассники - дети из нормальных рабочих семей - с 6 лет и дома одни оставались, и обед себе сами разогревали... И ничего, никаких несчастных случаев ни с кем не было :) 06.11.2003 23:53:11, Janet
lise
у меня есть еше лучше аргумент:
из детей "воспитываются" идеальные солдаты, у них не бывает чувства страха смерти... в африке воинствуюшие групировки похишают специально детей и воспитывают из них солдатов, тоже самое практиковалось во Вьетнаме и Афганистане...

но ведь началось обсуждение что хорошо для детей и как етим поможет в дальнейшем в жизни, а не о том как удобнее взрослым, разве не так?

я например не вижу связи между "приучением" к мытью полов в детстве и чистотой в доме взрослого, я могу судить не только по себе, но и по девочкам, которые у нас работали, полы наверное всех дома заставляли в дестве мыть, "прицесс" из них не воспитывали, а работали по-разному, кто добросовестно, а кто абы как и критерии чистоты тоже разные...

а если человек растет ответственным, аккуратным и работяшим (не только в смысле физической работы), то навести в доме порядок самому ему никогда не будет сложно.

Да кстати в Америке за некоторые из перечисленных фактов могут засудить...ет я так для информации n
07.11.2003 19:39:04, lise
А еще в Америке стукачество, например, поощряется, а в России за него морду бьют. Типа разный у нас менталитет... :) 07.11.2003 21:31:15, Janet
Вообще-то, я считаю, что по пятам ходить не надо, но оставлять одних тоже нельзя - сколько таких случаев, когда дети головы расшибали, елси не похуже. 07.11.2003 12:56:53, Скат
Штуша
Если мама и спит, то она все-таки присутствует, может проснуться и вмешаться, если что-то происходит. Чтобы ребенок расшиб голову, его необязательно нужно оставить одного - достаточно просто, извиняюсь, в туалет пойти. А в принципе, зависит от детей, от их воспитания, поведения. Есть такие, которых в 6 лет одних оставить вполне можно, в магазин за хлебом отправить или еще куда, а есть такие, за которыми и в 12 ходить надо. И, кстати, если ребенку не доверять себя самого, то он вполне может в результате еще долго "быть маленьким". 07.11.2003 14:09:42, Штуша
Штуша
В самом деле, надо учиться верить в своих детей. А то если думать, что они маленькие и глупые, и в 6 лет могут нож в рот засунуть (моя в 2 уже понимала, что нож - предмет опасный), они будут оправдывать наши чаяния, такими и останутся надолго. А еще выработается привычка, что ребенок - всегда глупый маленький ребенок, что не есть здорово. Помню, как-то в очереди за хлебом одна такая мамаша рассказывала про то, какая ее дочь неразумная, еще неопытная, жизни не знает, всему ее учить надо. На вопрос "А сколько же лет дочери" был получен ответ от бабули "Всего-то 75". 07.11.2003 10:19:13, Штуша
: ))) 07.11.2003 18:54:54, Janet
Штуша
Моей старшей 3 года. Я часто стараюсь ее привлекать, к тому же, она сама стремится участвовать. Лепим печенье, если вожусь с тестом - даю кусочек ей. Потом она гордо показывает "свою" выпечку, и все восхищаются, пусть даже больше всего это по форме напоминает, извиняюсь, какашку. Делаю салат - выделяю ей то, что можно порезать игрушечным ножиком. Свой салат съедает с удовольствием. Домашних обязанностей нет. Но еще около года начали появляться "привелегии" - подавать белье из стиральной машины, чистить лук и т.д., то, что ей по силам. Уже начинает мыть за собой посуду после еды. Это мы подаем и она воспринимает не как обязанности, а как ее почетное право. Не хочет, хочется ей поиграть - и ладно. Или договариваемся, что попозже. Сначала у нее не очень получается, но все равно хвалим, потом постепенно учится. О сложных вещах типа вышивания речи нет, маленькая еще. 06.11.2003 10:46:14, Штуша
Привилегии, а не обязанности - вот это классно! Здорово! Спасибо большое за совет. 06.11.2003 12:32:28, Janet
Я не помню, каким именно образом меня этому учили, но точно знаю, что к 10-11 годам умела приготовить почти все. В 7 лет мы с младшим братом оставались без мамы целый день, соответственно, сами грели обед, мыли посуду, убирались, ходили в магазин. Не могу сказать, что очень была рада этому тогда, но зато потом проблем было явно меньше.

По моему лучший способ приучить к труду - это не мешать. В смысле, не мешать помогать, ведь малыши так охотно делают взрослые дела. И уж конечно, это очень важно для развития, т.к. музыка, рисование, языки - это замечательно, но еще неизвестно, пригодится ли, а вот домашняя работа - вечна ;-)
05.11.2003 22:55:24, Марина У.
По поводу того, зачем нужен труд, я подумала, и у меня получилось несколько причин, которые выглядят примерно так:

1. Техническая. В свое время всех девочек "благородного происхождения" (не говоря уже о дочерях купцов и мещан), независимо от того, были ли они дочерьми нищего дворянина - мелкого чиновника - или будущими фрейлинами двора, учили ведению домашнего хозяйства. Причем не только шитью и рукоделию, а и кулинарии и многим мелочам, таким, как умение предохранить одежду от моли, натереть паркет и начистить серебряную посуду, постирать и подсинить белье и т.д. Делалось это не потому, что кто-то думал, будто этим девочкам предстоит всю жизнь таскать воду ведрами и самим растапливать утром печь. Но предполагалось, что в будущем они рано или поздно станут хозяйками в собственном доме и будут руководить жизнью этого дома - в том числе и работой прислуги. А это как раз требует досконального знания технического процесса, поскольку, чтобы определить, не ворует ли повар продукты и насколько хорошо прачка постирала воротнички, нужно самой хорошо знать "техпроцесс". Кроме того - очень важная деталь! - профессиональной прислуги тогда было так же мало, как и сейчас (если не меньше), ее наем стоил дорого, и не все могли себе это позволить. Большинство нанимало в горничные и кухарки девушек, приехавших на заработки из деревни, где они жили совершенно в другом мире. Их приходилось учить всему: уходу за "городской" мебелью и посудой, правильной глажке "господской" одежды, приготовлению непривычных блюд... И никто, кроме хозяйки дома, этим не занимался, а она, естественно, не могла бы ничему научить, если бы не умела сама это делать. Но это уже детали.

В нашей нынешней жизни все, конечно, гораздо проще - есть центральное отопление, горячая вода, прачечные, посудомоечные машины, агентства по подбору персонала, микроволновки и полуфабрикаты, наконец. Но умение контролировать работу домашнего персонала и рационально вести хозяйство от этого не менее актуально, а оно обязательно предполагает практические знания.

2. Превратности жизни. Помните в "Красной Шапочке": "А ты один, совсем один, без повара, без няни... - А я найду кого-нибудь... - Но мы-то знаем, что этот остров необитаем..." Необитаемый остров, правда, перебор, но в жизни действительно бывают резкие изменения, особенно в России: сегодня сидишь в чистом светлом офисе на хорошей зарплате, а завтра едешь по этапу или тебя ... И тогда-то хозяйственные навыки оказываются иногда сверхнеобходимы, как в этом убедились в нашей стране уже многие люди, которые думали, что их это не коснется. А иногда эти навыки даже спасают жизнь - как в известной сказке про принца, которого мудрая жена заставила научиться ткать ковры...

3. Воспитание характера. Это - самая важная, ИМХО, причина. И она впрямую относится к тому, почему мне жаль, что я не люблю домашнюю работу. Просто я работала много где и со многими людьми и на своем опыте всегда убеждалась, что результат, который человек получает в работе, гораздо больше зависит от отношения к работе в принципе, чем от того, как работа оплачивается, насколько она интересная и пр. Естественно, что любой человек старается работать там, где ему интересно и приятно, и за хорошую зарплату. Но иногда, по разным причинам, короткое или долгое время, приходится выполнять также скучную, малооплачиваемую и неприятную, но нужную (а часто и ненужную - просто так сложилось, что она свалилась именно на тебяе) работу. И вот если человек эту плохую работу выполняет из-под палки и спустя рукава, то точно так же спустя рукава он отнесется и к сверхтворческой и высокооплачиваемой работе. Вроде бы нелогично, но из того, что я видела в жизни, это так и есть.

Поэтому приучение детей к домашнему труду нужно не столько для того, чтобы они умели мыть посуду - да черт с ней, с посудой, ее и машина или домработница может помыть. Задача совсем в другом - приучить ребенка к внутренней дисциплине, к ответственному и старательному подходу к любому делу, к выполнению дела в срок и хорошо. Это потом очень пригодится на любой профессиональной стезе.

4. Эмоциональная. Последняя по очереди, но не по важности. Домашний труд хорош тем, что активно развивает навыки социализации и учит видеть и понимать нужды другого человека. А тем более приучение к труду основывается (в идеале) не на приказах, а на естественном желании ребенка помогать, соучаствовать. И это не только нужно для того, чтобы ребенок научился понимать, что мама или бабушка устала и ей нужна помощь, но и для того, чтобы в будущем он был счастливее в собственной семейной жизни.
05.11.2003 17:21:00, Janet
Я вот не понимаю, зачем такие рассуждения долгие. вот нравится ребенку помогать, так радоваться надо. Помощи о него на пшик, работы вам - куча. но все равно это общение, это занятие, и так далее типа моторики и прочего развивающего.
Если, конечно, не принцпиальные роилдители, растящие принцесс. Тут разговор уже не по теме конференции.
05.11.2003 22:29:29, Шин
Так ниже спрашивали, вот я и отвечаю. А так, наверное, и низачем.

А что такое насчет принцесс? Тут просто упоминалось, а я не знаю, о чем речь, никто не объясняет.
05.11.2003 23:29:27, Janet
Svetlana K.
Объясню про воспитание принцесс, как я сама поняла. Есть приверженцы такой идеи, что, мол, девочку надо всячески баловать с детства, а не к физическому труду приучать. Специально - чтоб привередливой, а не неприхотливой была. Что именно это вынудит её не довольствоваться каким-нибудь "бедным студентом" в качестве избранника и предела мечтаний. И ей самой не придётся всю жизнь пахать, перешивать себе одежду из обносков и готовить суп из топора... 06.11.2003 13:48:22, Svetlana K.
Нет, там все не так просто;-) 06.11.2003 15:51:03, Караул
А как? 06.11.2003 23:54:01, Janet
Воспитание принцессы это такая полусерьезная-полушутливая теория, выкристализовавшаяся на этом сайте.
Сейчас поиск уже работает. Задйте поиск на слово"принцесса" по конфе "о своем,о девичьем". Интервал возьмите дней 900.Найдете много интересного:-)Особенно в сообщения давних.
07.11.2003 17:05:14, Караул
Почитала. Не понравилось. Неудовлетворенные девочки, корчащие из себя бог знает что, без всяких на то оснований. Глупо и смешно.

Кстати, одна история о принцессах. Была в свое время во Франции такая Вера Оболенская. Ее казнили немцы за участие в движении сопротивления во Франции в 1944 году. В частности, за то, что была одним из организаторов "зеленой дороги", по которой советских военнопленных, которым удалось бежать из немецких концлагерей, переправляли на юг Франции, к партизанам. На допросах ее избили так, что лицо превратилось в кусок мяса, но она так ни в чем и не призналась. Немцы прозвали ее "Prinzessin-Ich-Weiss-Nicht" ("Принцесса-Ничего-Не-Знаю")...

Оболенской не было нужды строить из себя принцессу - она уже и так была княгиней (prinzessin, по-немецки). И "красная княгиня" Тамара Волконская не гнушалась ползать по грязи, вытаскивая раненых. Она была в партизанском отряде и тоже расстреляна немцами. Елизавета Кузьмина-Караваева - монахиня, более известная, как мать Мария, - родственница царской семьи, сама и дрова пилила, и полы в лазаретах мыла, и выносила горшки из-под раненых. Вот так себя ведут принцессы, которым нет необходимости доказывать всем и каждому, что они - принцессы...
07.11.2003 22:47:57, Janet
Зря Вы так;-)
Все же эта теория имеет приличную долю юмора. Она на сайте давняя и имеет почти нарицательное значение.
07.11.2003 23:45:39, Караул
А-а.. Т.е. ее сторонники тоже понимают, как это все смешно! :) 07.11.2003 23:57:39, Janet
В каждой шутке есть доля шутки;-) 08.11.2003 00:03:23, Караул
lise
ну если вам так история интересна пожалуйста истории современных принцесс, сейчас принцы выбирают себе в жены девушек (или вернее молодых сложившихся женшин) зачастую не из "высшего" света, а обеспеченного среднего класса с хорошим образованием и прежде всего ярких личностей, вон наша принцесса Александра китаянка-немка, вырошся в Гонконге работала на достаточно высокой должности в финансовой фирме, старше мужа на 5 лет, стравляется с ролью принцессы просто великолепно: на ее "плечах" не только должность принцессы, но и большое сель. хозяйство: пшеница, елочки, сейчас вон в супермаркетах появилась картошка с их гербом (принс ее не наследный денег нужно самому зарабатывать), да детей она двоих родила и воспитывают они их сами, есть у них конечно и няни, но ето только в помошь...

а в мае наследный принц женится:
его жене непросто придется после Александры уж больно высоки требования, но и она тоже дочь профессора метематики, юрист по образовании, спортсменка и просто красавица:

http://www.hkhkronprinsen.dk/63000c/GSID/1047105

испанскии принц тоже женится Испания немного в шоке, женится он на разведенной женшине очень популярной телеведушей-журналисте

времена меняются, a настояшие принцессы остаются
07.11.2003 23:27:13, lise
Так и прикол-то в том, что в той конференции не принцессы, а "прынцессы" :) 07.11.2003 23:56:54, Janet
Интересная мысль. Но я бы с автором теории не согласилась. Потому что читала у всяких психологов, что образ идеального мужчины формируется до 5-6 лет на основе папы и других мужчин, которых девочка часто видит вокруг себя (дедушки, дяди, папины/мамины друзья и пр.) И, соответственно, если папа умный, добрый, умеющий заработать и носящий маму на руках, то девочка будет искать себе и мужа такого (подсознательно, ясное дело). А ежели папа только способен лежать на диване и ныть, как все плохо, или водку пьянствовать, то хоть ты как угодно принцессу воспитывай - на 90% можно быть уверенным, что все равно выйдет замуж за такого же, либо нормального мужа доведет до такого же состояния. Есть, конечно, исключения, но это 1 из 10. 06.11.2003 15:32:03, Janet
Не совсем так: девочка будет видеть во всех мужчинах своего папу: т.е. даже если он и пьяница и т.д. ит т.п., она будет видить в нем (до поры до времени, ессно) принца (такого как папа). А потом... поймет все.
Мне кажется, что так. Поэтому надо мамочке в свео время реально объяснять про мужчкие качества: папина и будущего избранника. А то можно так ошибиться!!! И потом во всем винить подсознание.
07.11.2003 13:01:21, Скат
Gamma
Захотелось еще написать.:)) Может быть, в целях развития мелкой моторики лепка пельменей, мытье посуды, мытье пола и полезно, но не для жизненных ориентиров, увы. 05.11.2003 14:42:59, Gamma
Nu pochemu zhe/ Myt'yo posudy i myt'o pola priuchaet k opryatnosti. Ne sidet' v gryazi v ozhidanii uborshitcy. Eto element samouvazheniya. Esli uborshitca prihodit zavtra, a v kvartire bardak uzhe segodnya (a s det'mi eto zaprosto:), to berus' za venik ili shvabru. A myt'yo posudy - nu mozhno zamenit' na skladyvanie v mashinu. Vspityvaet samodostatochnost'. I navesti poryadok v svoei komnate. Ochen' prigoditsya v studencheskie gody i v molodosti, kogda zarplata budet estcho malen'koi. Mne vazhno, chtoby devochki znali, chto mogut vyzhit' sami, bez shtata prislugi (o tom chto prisluga eto normal'no i udobno oni znayut:) Nu a pel'meni ... eto iskusstvo:) 05.11.2003 19:15:22, irina.
А что полезно для жизненных ориентиров? 05.11.2003 15:15:06, Janet
lise
концентрироватся на том что нравится и лучше всего получается (ИМХО) 05.11.2003 15:34:40, lise
Gamma
Точно. Что поможет тебе достичь наилучших результатов в этой жизни. 05.11.2003 15:38:45, Gamma
А как можно ИСЧЕРПЫВАЮЩИМ ОБРАЗОМ знать такие вещи заранее? Представьте себе, например, человека, который решил посвятить себя ремонту пишущих машинок и достичь так наилучших результатов в своей жизни - но вот ему 40 лет, пишущие машинки везде вытеснены компьютерами, чинить которые у него не хватает квалификации - и что? :)))

Или спортсмена, который ничем, кроме спорта, никогда не занимался и не интересовался, но вдруг получил травму, несовместимую со спортом... Что ему делать? :)

Но вообще с приучением к труду дело, конечно, совсем не в этом. Я там выше написала, что я думаю, почему это нужно. Хотелось бы услышать Ваше мнение :)
05.11.2003 17:18:21, Janet
lise
:-))
у меня "неприученной" с детства домашняя работа не вызывает никаких отрицательных емоций, главное чтобы было время (а я обожаю организовывать и оптимизировать домашнюю работу, лучше меня например никто не заполнит посудомойку в доме, или белье ето ведь целое исскуство как, что и с чем постирать, что как просушить, чтобы потом много не гладить и сохранит качество одежды) и никто не мешал... или как организовать питание, что то заморозить, закупить продукты так что бы потом на
приготовление уходило минимальное количество времени и было вкусно и полезно и на все вкусы (а у нас в семье они очень разные)...
но в жизни у меня намного лучше получаются
совсем другоее и ето дает мне возможность почти не заниматся домашним хозяйством (у меня на ето остается не так много времени), а только им руководить...
так что я за скорее за "принцессизм", но при условии уважения чужого труда...
05.11.2003 15:08:10, lise
Штуша
Так ведь вопрос не в том, чтобы заставлять делать домашнюю работу. А в том, чтобы поощрять инициативу. И если ребенок хочет лепить пельмени - пусть лепит, невредно. Чем лепка пельменей из теста хуже лепки печенья из пластилина? 06.11.2003 10:55:00, Штуша
lise
ну если бы я была противницев такого поошрения, то наверное у меня бы в кухне не было маленькой "метелки" :-))))
просто в некоторых методиках (у Монтессори, у Никитиных тоже по-моему), домашний труд является неотьемленной частью развития ребенка, т.е. у ребенка появляются определенные обязанности, ну если ребенку они нравятся разговора нет, а если нет? Конечно ребенок должет учится быть самостоятельным и уметь елементарно обслужить себя, но должен ли он при етом иметь обязанности обслужить других?
06.11.2003 15:49:06, lise
Конечно. Ведь другие же обслуживают его. А как иначе научить ребенка заботиться о других людях? 06.11.2003 23:55:01, Janet
lise
заботясь о нем и беsкорыстно, не ожидая ничего в ответ и тогда ребенок скорее научится отношениям когда дарить намного приятнее чем получать, а при модели "мы о тебе ты о нас" ребенок скорее научится отношениям "даш на даш" 10.11.2003 15:50:38, lise
Lolic
То есть вы советуете заботится о ребенке, не ожидая благодарности. А когда он хочет позаботиться о вас, сказать, что мал еще. Он при этом должен ощутить ценность процесса заботы... 10.11.2003 22:27:12, Lolic
lise
нет я просто не хочу "диктовать" как ребенок должен относится ко мне, ето пусть он сам выбирает... хочу чтобы дети знали что я буду любить их всегда, а не потому что они помоют полы, сьигрaют хорошо на пианино, получат хорошую отметку в школе (хотя ето меня конечно обрадует) 11.11.2003 00:04:41, lise
Lolic
Но ведь про диктовку никто и не говорил...
Моей девочке 2.2 Вы серьезно считаете, что я могу скомандовать ей подойти к утюгу и погладить простыню? а вот отбиваться от ее интереса к утюгу пришлось. То есть я спокойно могу гладить только после того, как она прогладит то, что ей приглянулось))))))))).
То есть - труд, особенно в таком раннем возрасте, не труд, а игра. Действительно, проще делать привилегию. Но это более травмоопасно.
11.11.2003 00:26:45, Lolic
lise
разговор был об обязаностях, а обязанности ето то что ты должен делать, определенныи обьем работы в определенное время, хочешь не хочешь, разве не так?

К такому "поведению" ребенка в принципе можно приучать и с раннего детства...
11.11.2003 11:55:31, lise
Lolic
«Приучать к обязанностям» детей, особенно маленьких, как я уже говорила, очень травмоопасно. Слишком много психологического напряжения вне зависимости от того, кнут или пряник используются. А напряжение ведет к неловким рукам – увеличивается вероятность травмы или замедляется процесс выполнения – появляется основание для упреков и разочарований – закрепляется неумелость рук. Мы получаем ребенка, которому можно поручить только самую простую, а следовательно, неинтересную работу.
Моей дочери интересно было относить посуду на стол и на кухню. И она завоевала это право. Это ее жизнь, ее роль в нашей семье.
Ей очень интересно вымыть полы в комнате. И она с удовольствием учится.
Мне кажется, здесь у нас в Вами разногласий нет. Я права?
Когда приобретено умение, первоначальный интерес теряется. Вот тут важно не отбирать роли хозяина или хозяйки у ребенка, а поддерживать ее. То есть, она сама выберет «определенный объем работы» и «определенное время».
Вот здесь мне не нравится Ваша позиция. Мне показалось, что Вы не готовы отдать Вашим детям право распоряжаться полами в вашей общей квартире. И объясняете это любовью.
Не обижайтесь! Я тоже очень многое не готова отдать дочке. Выстиранное белье, например. Мне жалко, когда она его выкладывает сушить на балконный пол.
12.11.2003 01:55:58, Lolic
lise
да ну я не обижаюсь, мне интересно
просто у меня помимо малышки, а она ровесница вашей есть и старший сын ему 8 лет, ну убирает он свои игрушки вечером (если иногда не хочет, но мы просто говорим что мы уберем конечно сами, но найдет ли он их после етого другой вопрос, мальчик уже большой должен понимать что за своими вешами следить надо), одежду пытаемся научить не разбразывать,
а большё
мы как то постарались свести бытовые хлопоты на "нет", у старшего времени просто поиграть совсем не остается... жалко мне прежде всего время... на все времени не хватит вот и получается что полы получают самый низкий приоритет... их моют когда детей вообше дома нет быстро и хорошо...

12.11.2003 18:15:37, lise
Lolic
Тут очень серьезная философия всплывает. Я бы, все-таки, совсем на нет домашние заботы не сводила, ведь это дом не только мой, но и моей красавицы.
Впрочем, зависит от вообще поведения, позиции каждого в конкретной семье.
13.11.2003 02:51:39, Lolic
Gamma
Хорошо сказано.:))) 05.11.2003 15:39:24, Gamma
Gamma
По этому поводу (в плане воспитания девочек)Вам просто необходимо поиском в "О своем, о девичьем..." найти дискуссии о теории "принцессизма". Занимательное и познавательное чтение, есть с чем поспорить.:))) 05.11.2003 14:41:22, Gamma
Поисковик ответил, что эти данные сейчас недоступны и будут переиндексироваться в течение недели. А можно кратенько так пересказать, что за теория? 05.11.2003 15:27:00, Janet
Gamma
Ой, кратенько очень сложно. Я когда-то даже распечатывала эти дискуссии.:))Там было очень много для меня, которую с детства приучали к труду, открытий. Свою дочку воспитываю совершенно по-другому.:))) 05.11.2003 15:37:58, Gamma
lise
не знаю я как то не считаю что дети должны
иметь свои домашнии обязаности, и не считаю что
их наличие как то влияет на взрослую жизнь...
хотя если ребенку нравится (есть у нас и маленькая шеточка с совком на кухне, когда хочется подметает)
за свои личными вешами ребенок конечно должет
следить, помогать складывать игрушки, не разбрасывать одежду... но если в доме порядок, то ребенок тоже к етому потому "привыкает"...

а так у многих девочек более выражена врожденная тяга к "труду", они играют в "мам", подметают, убирают посуду, складывают белье, ну если нравится, но наверное неплохо если ребенок принимает в етом участие...

из моих наблюдений "любовь" к порядку если и воспитывается, то не обязательно через домашний труд...


А вот к рукоделию, умению готовить я отношусь как и другим видам творчества таким как рисованию, музыке, кому то дано кому то нет, можно чему то научится, но для достижения
"больших" результатов нужны определенные способности...

вязать я научилась рано лет в 5, мама много вязла
и научила, потом кто то показал как вязать крючком и я научилась вязать крючком, но самый "кайф" для меня был в разборе с хем и обладении сложной техникой
вязания, моим увлечениемм "шитьем" мама была недовольна, гнала меня от машинки, но были уроки труда и самое увлекательное в "шитье" для меня было придумывание фасона и реализация ето в выкройке (как например из основной выкройки основы перенести выточки и т.д.)
в юности вязала я очень много, для меня ето было
прежде всего творчество... сейчас я етим почти не занимаюсь нет времени, но дочку обязательно буду учить, я считаю ето не столько практическим сколько творческим занятием,
и если способностей к етому у ребенка не будет, то заставлять конечно не стану...
да в молодости мы вязали вместе с подругой, а недавно она, бросивший работу глазной хирург, организовала фирму по "вязке" трикотажных изделий...
Точно также я отношусь и к умению готовить, меня тоже всегда гнали из кухни, но потом когда я выросла (я жила с родителями достаточно долго) я стала готовить дома, ето стало моим увлечением, сейчас я практически не готовлю "сложных"
блюд (нет времени), но очень интересуюсь "культурой" еды
разных стран... точно также как и в вязании меня очень интересует процес и "исходный материал" (мечтаю научиться хорошо разбиратся во фр.сырах например, или что с чем кто и где подает)

дa домашних обязанностей в детстве у меня практически не было...
05.11.2003 13:09:56, lise
У меня в детстве тоже, к сожалению, не было домашних обязанностей, и я теперь это очень болезненно чувствую. Нет, готовить я, конечно, научилась, уже в институте, и не только яичницу :) Но все равно домашнюю работу не люблю, она дается с отвращением, да и в характере нет той организованности, которая бы была иначе.

А ведь не то чтобы я в детстве была таким ленивым ребенком - я ведь помню, как хотела помогать, хваталась за веник, тряпку и т.д., но меня всегда прогоняли - грязные руки будут, мешаешь, иди поиграй. А потом годам к 5-6 и желание пропало. ИМХО, это очень неправильно, и в первую очередь ударяет потом по самой маме, когда она маленькому ребенку запрещает помогать, а потом уже от школьника начинает требовать: помой посуду, подмети. Он огрызается и правильно делает - почему это раньше было нельзя, а теперь вдруг стало надо?! И начинаются скандалы, или приходится маме одной тянуть всю домашнюю работу, а она ведь моложе не становится.

особенно это касается мальчиков. Мне очень (очень-очень!) повезло с мужем, хотя это от несчастья, и радоваться особо нечему - в детстве он рано потерял маму, и они жили с папой вдвоем. В итоге он в 7 лет уже все умел: и готовить простые блюда, и стирать, и гладить, и убирать. Так что сейчас, хотя основную работу по дому делаю я, но он всегда мне помогает и всегда может заменить, если я занята или болею - и борщ сварить, и постирать, и с ребенком все умеет делать. Не говоря уже о чисто мужских делах, как починить что-нибудь, сделать этажерку и пр. Идеальный муж, в общем :) Но таких мужчин очень мало, в основном, увы, вокруг белоручки, которые привыкли к тому, что их обслуживает мама, а сами ни гвоздя не могут забить, ни рубашку себе погладить. И все это сваливается потом на бедную жену :(
05.11.2003 14:19:00, Janet
Gamma
Мне немного непонятно, Жанет, от чего Вам плохо? От того, что к домашней работе относитесь с отвращением? Было бы лучше, если бы Вы ее любили?
Когда-то я услышала, что лень - двигатель прогресса, и в какой-то меря я согласна с этим высказыванием. Совершенно не обязательно любить мыть посуду, когда есть посудомойка, не надо любить убирать квартиру, когда есть домработница. Другое дело, что если нет денег на домработницу, а убирать не любишь, тут труднее, но тем не менее, такая мотивация может сратботать, что Вы захотите зарабатывать больше денег на ту же самую домработницу.
С моей точки зрения "воспитание" трудом на благо все семьи отжило свой век. Сегодня люди, при большом желении, могут позволить себе оплатить чужой труд.
Что касается мальчиков. С моей точки зрения хороший муж должен просто любить свою жену, т.е. всячески облегчать ей жизнь, для чего хорошо зарабатывать, при этом может совершенно не уметь забивать гвозди, за него забьют другие умельцы.
05.11.2003 14:56:39, Gamma
Gamma, а Вы когда-нибудь советский фильм про Красную Шапочку смотрели? :) 05.11.2003 15:14:22, Janet
Gamma
Понятное дело, что смотрела, и что?:)) 05.11.2003 15:36:41, Gamma
Пример конечно суровый приведу, но жизненный: был муж который зарабатывал достаточно денег на содержание прислуги, попал в аварию, умер. Денег от страховки хватило на оплату дома и всё...Жена осталась одна с 2 детьми. Денег на прислугу больше нет, в доме бедлам, дети всё разбрасывают и за собой не убирают естественно, а ей ещё и готовить надо после работы. В туалеты с ванной заходить страшно. Хорошо ей соседка хорошая попалась - время от времени приходит помогать, научила её бюджет составлять чтобы на необходимое хватало и за детьми присматривает время от времени, а так она чуть в психушку не попала от такой резкой перемены, когда мало личного горя, так ещё и элементарному учиться надо было, причём сразу же.
Скажете это редкость, может быть, но возможная.
А вообще мне очень нравится подход к вопросам труда моей свекрови. Она вместе с мужем зарабатывает достаточно денег для того чтобы детей принцами и принцессами воспитать ( у неё их 5-ро!) Но...вместо этого когда дети маленькие были родители купили дом с гектаром земли, у детей не только были домашние обязанности (убирать свою комнату, помогать на кухне, самим свои вещи стирать,( в стиральной машинке разумеется) но ещё и работать на огороде, и смотреть за курами! Что из этого получилось - у меня замечательный работящий муж, он работает с компьютерами - чистый интеллектуал, но при этом всё по дому сделать может и не разделяет - это мужская работа, это женская. Ребёнок родился, - прменять грязный памперс-без проблем. Нужно было нижний этаж в нашем доме закончить - приехал его отец и брат, они за один день всё вместе сделали вместо того чтобы кого-то нанимать. Все его братья и сёстры отличаются удивительным чувством ответственности во всём, в работе, в учёбе, в семье. У мужа в этом году в компании прошли сокращения, в связи с тяжелой экономической ситуацией в стране (это я имею ввиду Америку). Из 40 человек в компании оставили 13, мужа моего оставили, за способности и исключительно ответственный подход к работе.
Я считаю домашние обязанности помогли ему этот подход выработать. А если ребёнка никогда не заставлять делать то что ему не нравится, то как ему понять потом что он должен делать домашнюю работу в школе и позднее в институте, что он должен практиковать игру на музыкальном инструмете (у теня кстати так и получилось с пианино, 3 года проучилась в музыкалке, потом надоело, захотелось как всем во дворе гулять подольше и добрые родители сказали Не хочешь не надо. Теперь одной рукой еле еле что-то помню, а ведь играла уже совсем неплохо), а когда ребёнок родится как объяснить что ты ДОЛЖЕН вставать и кормить его каждые 2-3 часа и памперсы менять, или для этого тоже особую няньку заводить. И насчет обслуживания других - если мать после работы готовит ужин и моет посуду, разве это не обслуживание того же ребёнка и мужа? И если научить ребёнка помогать в семье и объяснить что делаем мы это от любви к друг другу и заботясь друг о друге, то это ему ещё как поможет счастливую семью в будущем построить.
06.11.2003 19:59:29, nenatasha
См. выше. 05.11.2003 17:18:37, Janet
У нас - лепила варенники и пельмени, пирожки с 1,5 лет, да такие что и не отличишь, дедушка, например, точно не сделает такие :)). Любит мыть пол - самая любимая "работа", еще любит с мамой стряпать всё что угодно - печенье, пироги, сама может тесто сделать, на комбайне и так, знает из чего. Вообще очень любит со мной готовить на кухне. Посуду помыть может иногда, я всегда говорю - главное чтобы желание потом с возрастом не отпало !!
Любит "стоить" маму с папой на предмет уборки на место вещей - не дай бог забудешь что-то - попался под "воспитательую беседу", особенно папе достается :)). И еще я как - то писала, дочь либит одеваться сама - причем выбирая одежду, смотрит чтобы все сочеталось по цвету, это папа еще в младенчестве одевал ей распашонки и подлзунки в стиль. потом платьеце и носочки, мне кажется что для девочки это важно, потом конечно разовьется свой вкус. но уж как попало она уже сейчас не оденется :).
05.11.2003 10:22:43, Аришка
Мне тоже чтение о методе Мотессори помогло отказаться от "иди играй, подрастёшь тогда будешь помогать". Купила к прошлому Рождеству ей набор детский для уборки с веником, шваброй, совком и ведёрком. Самая популярная "игрушка" у нас дома, причём у обоих - сына (1,5) и дочки (3). Дочка с удовольствием моет посуду под моим наблюдением. Оба вытирают пыль и лужи на полу или на столе. Вытирают за собой всё что разливают или разбрызгивают. Абсолютно добровольно и с удовольствием. Я вместо того чтобы ругать за пролитую воду несколько раз дала губку и показала как это делать. Дочка пол со мной обожает мыть. Я всегда хвалю, если не за результат то за желание помочь и за старание. Обязательна у нас уборка игрушек и книжек на место после окончания игры или чтения. Это иногда только после нескольких напоминаний, но я стараюсь не сдаваться и постепенно это входит в привычку. Стараюсь никогда не отмахиваться от желания помочь, даже если это влечет за собой двойную работу для меня. Наташа 05.11.2003 02:09:20, nenatasha
да, вот ещё забыла добавить я что вязать крючком научилась за один день, в возрасте 8 лет от моей тёти. И до сих пор очень люблю это занятие. 05.11.2003 02:22:57, nenatasha
Lolic
Абсолютно верно про важную часть раннего развития. Моей девушке 2.2. Мы умеем гладить примерно с года и сейчас гладим с мамой довольно долго. Несколько раз прогладила по две простыни полуторные льняные.
Мы умеем полоскать и нести белье на балкон. В тазике я практически не стираю и ради раннего развития специально не напрягаюсь, но если приходится - дочка с удовольствием помогает. Правда, она иногда норовит белье разложить для просушки на балконном полу )))))))))).
Подметаем с семи месяцев. Специально веник завели по размеру. Одновременно с мамой.
Моем полы тряпкой на швабре. Последнее время в крик отбирает швабру и моет почти всю комнату самостоятельно. Я благодарю и прошу разрешения помочь ей протереть под кроватью. )))))))))))
Очень любит вместе убирать кухню - шкафы, плиту, кафель.
Вот посуду не моет, как то не сложилось пока. Но на занятиях в Монтессори-группе уже начинает работать, пару раз просила и самостоятельно мыла посуду, просто у нас сложно роли поделить - места маловато - возникает психологическая напряженность.
Горшок свой выносит. Поднять, донести, поставить перед дверью в туалет, открыть дверь, донести до унитаза, поставить, открыть крышку, вылить горшок, открыть воду, набрать в горшок воды, еще раз вылить, еще раз сполоснуть горшок, отнести на место. Открыть воду просила меня. Все остальное - самостоятельно. Но когда "навык отработала", выносить горшок по своей инициативе перестала. По просьбе выносит, а самостоятельно - нет. ((((((((
Тарелки относит на стол и убирает со стола. Относит мусор в мусорное ведро. Яйца и бананы ест только собственноручно чищенные.
Уже полгода режем салаты, особенно вареную картошку, яйца, морковку. Последнее время поддаются ломтики огурца.
Крутим фарш на котлеты (жуткие затраты времени, так что только если все уже сытые).
У наших педагогов Монтессори девочка старше моей на полгода. До "отработки навыка" мыла туалет в возрасте примерно два с половиной. По четыре раза на день, с использованием всех специальных, а также случайно попавших под руку тряпок.)))))))))))))))))))))))) Она же стирает свои трусики и платочки, чистит обувь. Иногда совместно, иногда самостоятельно - по собственной инициативе. Завидую.
У детей есть потребность в выполнении домашних дел. Если удастся избежать психологического напряжения (вот у нас с посудой оно есть, а с утюгом - нет), то ребенок просто "горы сворачивает".
А вот с языками у нас пока не очень.))))))))))))))
05.11.2003 01:32:37, Lolic
Моему год и 4, в группу Монтесорри идем послезавтра впервые, думаю ходить на час по субботам. После прочтения вашего письма ожидания возросли еще больше, большое спасибо. Два вопроса. Про группы Монтессори - Какую роль играли для вас непосредственно занятия в центрах? Можно - ли занимаясь в группе редко остальное "компенсировать" дома, или нет? И вопрос про утюг - я не представляю как дать ребенку в руки утюг не держа утюг своей рукой при этом - тут обучение на ошибках очень дорого ободется ИМХО как вы учились обращаться с утюгом? и носить торелки - давали небьющиеся, или заготовили недорогих тарелок?
Было бы очень интересно с Вами пообщаться, как некоторые вещи начинать. Посуду, полы мы моем вместе, вещи сухие раскладывает по ящикам комода, мусок выносит. Вчера у нас было событие - первый раз прошел все восемь ступенек вверх до мусоропровода не держась руками (обычно брал меня за руку), при этом нес в руках литр просроченного кефира на выброс!! А вот какие-то вещи еще не понимает - ему интересно не только ложкой пюре есть, но и запустить в тарелку ладошки, растереть пюре по столу и намазать себе лицо, как я кремом :( Поэтому и боюсь, что не по назначению может быть применен утюг, например.
Наташа
13.11.2003 13:51:41, Натал
Lolic
Поздравляю с успехами!!!
Можно ли занимаясь в группе редко, остальное "компенсировать" дома, или нет?
Даже нужно. Нам, например, объясняли принцип построения среды и взаимодействия со средой ребенка и «ведущего». В силу своего понимания и возможностей все мамы применяют эти сведения. Попробуйте проконсультироваться у ваших педагогов. Очень многое проще показать, чем рассказать. Например, презентацию про утюг. Но я все-таки попробую описать.
Надо, чтобы ребенок устойчиво стоял без вашего участия. Мы залезаем на табуретку. В группе есть гладильная доска по детскому росту. Надо, чтобы ребенок свободно действовал на максимально возможной площади. Надо объяснить, что утюг горячий. Если не хотите, чтобы ребенок трогал утюг, не трогайте нагревательную поверхность сами.))) Водите утюгом по ткани и пробуете то место, которое прогладили. Оно вполне горячее и относительно безопасное. Показываете это достаточно долго, много раз. После чего показываете, как правильно держать утюг, и разрешаете ребенку гладить самому. Мы дома сразу гладили хлопок соответствующим утюгом. В группе тряпочки синтетические и утюг, соответственно, не очень горячий. Постарайтесь не давить и не перехватывать утюг. Объясняете все словами и показываете руками на столе. Самое опасное – пытаться перехватывать утюг или показывать, водя утюгом. Моя дочка начинает сопротивляться, держа утюг. В остальное время – гладит сама, достаточно осторожно. Я слежу, чтобы движения были правильными и безопасными. Как только начинает капризничать, я глажение прекращаю. Обычно гладим до потери интереса. В год она просто проводила утюгом пару раз и трогала все кнопки. А сейчас интерес пропадает после двух простыней.))))))
Вполне возможно, что у вас могут быть другие опасности, например, ребенку может не понравиться, как вы стоите сзади. Или то, что он куда-то не достает. Или еще что-нибудь.
Но если будут вопросы – пишите, можно на мыло.
Про тарелки. Принцип Монтессори: «Все должно быть реально». Так что используем недорогие бьющиеся тарелки, стаканы, чашки.
15.11.2003 01:31:14, Lolic
Здорово! Спасибо за такое подробное описание! Какие же вы молодцы, я еще с тех пор, как увидела ссылку по рисованию, не перестаю восхищаться! Помогай Вам Бог :) 05.11.2003 01:49:39, Janet


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!