Раздел:

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Интересно было бы узнать, что за исследо

Интересно было бы узнать, что за исследования, какой глубины и на каком материале они были основаны, провел Тюленев. И кто он по образованию и специальности. Еще поражает, с каким остервенение сторонники методики Тюленева на всех нападают. Я не видела ни одного хорошего методиста, который бы говорил, что все другие методики, кроме его собственной - вредны. Неужели Вас самих это не шокирует? А погдоня за быстрыми знаниями еще никогда к хорошему не приводила. Какие-то знания, может, и получат, а что с психикой и др.?
03.11.2000 23:09:34,

26 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Тюленев опробовал свой метод только на своей дочери - Ларисе. Соответственно можно судить о глубине исследований. Да, его сторонники действительно отличаются агрессивностью .Но их, сторонников, очень мало. Кстати, методисты-критики еще не перевелись на земле Русской:))дискуссии по тюленевской методике проходят на этой конференции уже не в первый раз и каждый раз заканчиваюися ничем. Просто грудой поломанных копьев. Наверняка, у него что-то есть интересное. Не защищаю, но на вооружение отдельные элементы этой методики взять можно. Да и не любитель я участвовать в диспутах хорошо-плохо, нравится-не нравится. Сколько людей, столько и мнений. А написать решила просто потому, что дискуссия начинает разиваться точь-в точь, как позапрошлогодняя на едином еще тогда сайте "Няня". 04.11.2000 23:25:21, Наташа Неткач
Привет Аня.
Мне бы хотелось немного разделить методистов Тюленева и методику(которыю я читал по статьям в Интернете). В этих статьях ничего подобного нападкам на другие методики нет. Хотя я неотритцаю возможность таких нападок в действительности.(Практика как правило рассходится с теорией вплоть до наоборот см. Теорию коммунизма и 70 лет советской власти.)
Мне бы хотелось еще обратить твое внимание на конференцию baby.ru. Там есть интересная мама Ирина Гончаренко (ее тема У меня что инопланетянин растет?) Ее девочке сейчас где-то 1.5. Так она считает с 10, знает столько что не пересказать. Кстати она занимается совсем не по Тюленеву. Но почему ты думаешь, что знания могут повлиять на психику в отритцательную сторону, те ухудшить. По моему наоборот. Чем богаче внутренний мир, тем он устойчивей к бурям внешнего мира.
Мое отношение к Тюленеву: Вот если бы Зайцеву собрались поставить памятник за кубики, то Тюленеву я бы поставил памятник за печатающую машинку. Может быть это его нововедение покажется кому-то не столь значительным, но по моему мнению оно также важно.
С уважением Михаил
04.11.2000 09:07:11, Гагин Михаил
Михаил, а вот я думаю, что никогда не стоит проводить экспериментов над собственным ребенком. Результат может проявиться через день, через месяц и даже через годы.
Пока методику не опробируют (и лучше бы на животных) с учетом ее влияния на другие жизненно важные показатели, своих детей, как и детей всех своих знакомых я буду держать подальше.
Ребенку надо действительно прожевать и усвоить, а потом израсходовать все то, чем его напичкали взрослые. Тогда будет польза. Знание отличается от понимания. Знать не значит понимать. Можно болтать как попугай, не понимая. Можно говорить не осмысляя. А потом привыкнуть к этому и в будущем.
Для того, чтобы понять нужно время и (пардон) зрелый для соответствующего понимания орган. Если он еще не созрел(не вырос), за него работают другие (органы). И эти другие работают в максимальном напряжении. Одним повезет (у них все обойдется), а если в числе тех, кому не повезло окажется Ваш? (орган не выдержал, он не резиновый, у него есть свой генетически заданный предел, его еще называют задатком, из которого формируют способность).
Вы готовы взять на себя такую ответственность? Вы готовы рисковать собственным ребенком, потому что тот, кто Вам симпатичен так говорит?
А положа руку на сердце скажите, что заставляет так безоглядно стремиться сделать из ребенка вундеркинда. Может быть это компенсация всего того, что не удалось достигнуть самому? Тогда может эту энергию стоит перенаправить с беззащитного ребенка в более подходящее русло? Как Вам кажется?
С пожеланием блага всем детям и их родителям
05.11.2000 01:33:55, Nataliana
Здравствуй Nataliana. Вообщем я тебя понимаю. Но все ж давай поговорим.
Что такой эксперимент. Ведь любое наше действие с ребенком это эксперимент(особенно если он первый).Игра в которую вы начинаете играть. Ребенок не заинтересовался. Не беда отложим игру, поиграем в другую. А понравилась? Давай поиграем. НО какая это игра, это наш эксперимент, это развивалка. Пусть это будут кубики зайцева, нет пусть это будут картинки домана, нет лучше уж рамки Монтесори, да ладно будем играть с куклой которая строит красный мост. Какя разница. Ребенок посмотрел, принял к сведению, понравилось повторил, что-то сделал сам. Тяжело заинтересовать, но это ни в коем случае не нагрузка на ребенка, вы же не заставляете а заинтересовываете. Ну ладно это так детали. А развивать и раньше развивали, просто другому. Просто у родителей воодушевленных успехами других изменился взгляд на сроки начала обучения ребенка, на то чему и как обучать, а делать это или нет личное дело.
Про знание и понимание согласен.
Но вот про орган, орган развивается если его упражнять(принцип культуристов) и я так полагаю не только их. Мозг и тем более детский мозг наиболее благодарный к такой тренировке орган. Тут важна постепенность тренировки.
Насчет ориентации на авторитет, для меня авторитетен только опыт и то в определенных условиях(т.к. опыты то же всегда ограничены определенными условиями). Но я всегда стараюсь найти у других зерно мысли, которое можно будет посадить в своем огороде.
Да и по поводу ума есть комплексы :). Но возникли они скорее из-за недостатка образования. И произошли они не из среды где я живу(скорее слыву заумным), а от прочтения умных книг где нифига не понимаю или понимаю но с большим трудом.
Уже писал, умным ведь быть не плохо, наоборот хорошо. И уж если есть возможность позаниматься с ребенком, да если он еще от этого вдруг поумнеет, неужели я обреку своего ребенка на счастливое растительное существование.
А русел много, на все рук не хватает.
Вот вообщем то и все. Плохо быть глупым если есть возможность быть умнее.
С уважением Гагин Михаил
08.11.2000 11:52:49, Гагин Михаил
Уважаемый Михаил, я поняла так, что моя реплика задела Вас за "живое". По-моему это хороший симптом того, что Вам небезразлично чего в итоге Вы можете получить, что Вас не сам процесс развития увлекает, а важны его результаты.
Знаете, существует такое мнение, что если взрослому человеку, не смотря на все наши старания, трудно помочь, то маленькому ребенку так же трудно навредить.
Однако, есть ряд специфических методик и психотехник, которые не рекомендуют проводить с детьми младше 12-16 лет.
Т.е. любой метод это как правило очень сильное, точно действующее средство, которое предназначено для целенаправленного воздействия. Будь это психический процесс или какая-либо область мозга - материальный субстрат наших психических процессов.
И дело в том, что если представить эту область как мышцу, ее действительно необходимо тренировать. Иначе как минимум дистрофия. Тут я с Вами абсолютно согласна.
Но, различные области мозга созревают в разное время и с разной скоростью. Я провела парралель между областью мозга, органом и специфическими функциями. Буду конкретнее: девочка до 10 лет не способна родить чисто физически. Тоже и мозг.
Есть области еще не созревшие, но уже начавшие работать. Что будет если их нагружать/тренировать как мышцу? Может произойти дисбалланс в развитии. Тогда все другие области мозга начнут помогать этой незрелой. Результат - великолепное выполнение оттренированной деятельности при дефиците работы других структур.
Если ребенок совершенно не готов его трудно заинтересовать, он отключается (области мозга блокируют наши воздействия). Если же ребенок (области мозга) уже предготов - ему будет интересно. Но, мы можем начать эксплуатировать этот интерес, чрезмерно нагружать ребенка.
Я призываю к осторожности! Чтобы не было перекосов в развитии. Чтобы применяя технику или метод были уверены на все 100% в ее надежности и безопасности. Техник много, ребенок один на все эти техники.
Развивая одно можно блокировать развитие чего-то другого или нарушить, перепутать последовательность операций. Например, нельзя переучивать левшу, заставляя писать правой рукой, т.к. это затрудняет протекание таких-то мозговых процессов. Не так все гладко и с культуристами.
Вот еще одна параллель: глупый может знать, а умный - понимает. Ум это не мышление, не речевые функции в отдельности, не память и внимание и т.п.
Ум это результат синтеза всех этих процессов и еще многих других.

Техники учат детей операциям. Их можно ставнить с машинами: кто быстрее доберется до цели, велосипедист или летчик? Кто имеет больше возможности получить необходимую информацию полиглот или человек, знающий один язык.
Однако можно сделать так, что человек будет знать язык, но не сможет им адекватно воспользоваться.
Поэтому, чтобы у ребенка не было узкого однобокого (а при очень сильной, неадекватной технике и непропорционального развития) я думаю важно выбрать здоровое зерно (метод, технику, элементы из них) и бережно перенести и посадить его (их) на ту почву которая есть на Вашем огороде(специфика Вашего ребенка, его индивидуальность). И учитывая уникальность метода (зерна) и индивидуальность ребенка (почвы) получить те самые плоды, на которые рассчитывал с самого начала. ЧТобы вкус, размер, вес, цвет плода соответствовал ожидаемому.
Это критика не какого-либо метода, а стремления родителей во что бы то ни стало превзойти в развитии детей других взрослых.
И еще.
Я думаяю что лучше воспользоваться методом не потому, что он самый хороший, а не смотря на то, что он не идеален. Тогда Вы будете знать его (метода) недостатки и компенсировать их. Значит Вы контролируете развитие ребенка, а не метод контролирует его и Вас.
P.s. По поводу же умных книг думаю так: "Вы просто начали с более сложных разделов и тем, еще не разобравшись в более простом.
Начинать же надо с простого, понятного, постепенно переходя ко все более и более сложному. При взгляде на шахматную доску начинающий шахматист и гроссмейстер увидят разное. Но и гроссмейстер когда-то начинал. Главное желение и целенаправленность. Тогда Вы сможете понять и увидеть больше. Как гроссмейстер видит всю шахматную доску, а не 2-3 хода, да еще в узкой зоне. Но это постепенный процесс. Чтение умных книг - это игра новичка с гроссмейстером. Можно выиграть (все понять), но поэтапно. Постепенно узнавая больше, двигаяться от простого к сложному. Сложное же понимается когда к этому готов, т.е. имеешь представление.
10.11.2000 03:07:39, Nataliana
Здравствуйте Nataliana,
И чего я необратил внимание на ваш Майл?
Вообщем то мы говорим об одном и том же о гармонии развития. беда в том что для каждого человека она индивидуальна, следовательно заранее неопределима, можно конечно говорить о пределах . Опасений о дисбалансе и о вреде у меня самого хватает. И максимальная осторожность конечно же должна стать девизом родителей в воспитании детей особенно применении неизвестных и мало опробованных методов.
Вы очень хорошо написали о том, чему мы учим малыша, только ли даем знания или еще способу переработки информации.
И конечно творческой составляющей я отдаю приоритет.
(Меня очень смешат передачи типа: Что где когда, умники и умницы и т.п., где люди хвастаются памятью, прям таки компьютеры какие-то.На грам полезной информации тонны информационного мусора)
А какие же игры для развития творчества?
Ну нет не игры, методы и методики. С обучением музыке и не просто копированию и воспроизведению(память) но баловство(музыкальное), рисование.
Никитин хорош, но опять таки с баловством(свободой творчества, конечно важны и задания), для старших мозаика(ну это вроде рисование). Методика Тюленева с пишущей машинкой это словесное баловство, вербальное творчество.
А вообщето почти по всем пунктам я с вами согласен. За исключением Энштейна которого уважаю, но только как человека произведшего сдвиг в умах, и весьма низко ценю как гениального ученого сделавшего какое либо открытие.
Вот и все.
С уважением Гагин Михаил
13.11.2000 14:39:29, Гагин Михаил
<Однако, есть ряд специфических методик и психотехник, которые не рекомендуют проводить с детьми младше 12-16 лет.
>
А можно поподробнее? Я действительно очень боюсь навредить своему ребёнку и с большой осторожностью отношусь к различным методикам(методику Домана не приемлю в корне, "Зайцев" заинтересовал , но не вызвал интереса у детки...)
11.11.2000 23:14:03, ЛенаА
Говоря о специфических техниках, я имела ввиду те, которые рассчитаны на взрослых и привела их как пример того, что надо быть осторожнее с применением вообще любых. Что касается детей, то ни в коем случае нельзя вводить ребенка в измененные состояния сознания при работе с его эмоциями или системой мышления. Опасно применять НЛП и др. Все это для техник, которые строго НИКОГДА нельзя применять. Однако любую адаптированную или специально созданную для детей технику можно уподобить кодированию, зомбированию в том смысле, что это введение в сознание определенных алгоритмов и схем, которые будучи усвоены (или свернуты), начинают работать самостоятельно и независимо от Вашего знания и контроля. Доведя до абсурда это (весьма признанное и распространенное в психологии, нейропсихологии) представление можно утверждать, что весь процесс воспитания и усвоения культуры является усвоением алгоритмов и схем родителей, взрослых и культуры. Скажите, разве это не так? Доман - введение одного способа переработки информации, Зайцев - другого. У них много различий, но есть и общее - одновременное (симультанное) схватывание большого объема информации, уход от последовательности, поэлементарности. Это заставляет работать левое (логическое, последовательно действующее) полушарие в особом режиме. Для одних детей, для их индивидуальности метод хорош, для других - просто незаменим, для третьих - вреден. Т.е. очень много зависит от врожденных задатков самого ребенка и того, на что направлена конкретная методика.
У каждой методики есть как огульные критики, так и фанатичные сторонники и каждый со своими примерами из практики и опыта. Но никто не упоминает о специфике детей у которых были успехи или неуспехи, как никто не знает во что это вылилось в дальнейшем. Причем самоотчет здесь неадекватен, т.к. человек не может дать о себе объективной информации.
Вообще же все эти методики изначально разрабатывались для детей с какими-либо отклонениями и нарушениями в развитии и для них предназначались. Т.е. область мозга не работает, мы применили технику и активировали ее. А если у Вашего ребенка она достаточна? А если гиперактивна, но в силу своего возраста он еще не выдал Вам результатов? Если увлечься ранним развитием, то имеется ввиду только лишь развитие памяти, речи, мышления? А как быть с развитием творчества? Это гораздо важнее усвоенных образцов и схем, это самостоятельный поиск нового, не усвоенного ранее алгоритма, а принципиально другого? Пример - Энштейн. Это выход за пределы заданного, за рамки, незашоренное бытие в мире. Но в мире есть стереотипия и определенный способ усвоения информации - только так и не иначе. Его основы, база закладываются с детства как операции для переработки информации. А есть еще эмоции, чувства, ощущения, личные смыслы и т.д. Не забывайте о них! А еще есть схема тела и ориентация в пространстве, которая строится не со зрительного образа, а от самого себя изначально. Значит - простая и традиционная физкультура, без которой ни одна техника не принесет результата. Я все это к тому, что развитие - сложный процесс. Развитие целого, а не отдельной части или операции.
По поводу Зайцева же могу сказать, что в группе обучать гораздо легче. Важно и скоолько лет ребенку. Неинтересно, когда непонятно и нет потребности. Заинтересовать может личность учителя, свой крохотный успех и Ваши искренние восторги, любое повышение мотивации, вплоть до подарков или уступок. Справился - занимаешься любимым занятием или наоборот (заранее договориться)кто не справится - убирает игрушки. Можно обыграть тему любимой игрушки - кто не справился, оставляет у меня любимую игрушку, ее можно завтра забрать, если справишься.
А о результатах (но только в конце)судят так: прочитал - перескажи, что прочитал - что ты понял из прочитанного или о чем ты прочитал? Если отвечает правильно, значит метод пошел на пользу, если нет - именно этот метод и именно для вашего ребенка был вреден.
12.11.2000 04:15:24, Nataliana
Извините, а можно еще более подробно про "измененные состояния сознания" и НЛП? Например, мы довольно много играем со снами (я лет с пятнадцати, а дочка еще до двух начала)...

Про программы и методы - мне кажется, если не давить на ребенка, опасности нет. В смысле, именно мотивация (похвала, взятkи и т.п.) может заставить ребенка делать нечто, ему ненужное или вредное. Мне кажется, сам по себе ребенок навряд ли будет заниматься вредным делом (я говорю ТОЛЬКО об учебе, а не о "пить-курить" и т.п.). Особенно маленький ребенок, лет до пяти, скажем. А?
13.11.2000 07:23:16, Мария Д.
Мария, если интересно, мои последние размышления по поводу применения НЛП в отношениях с детьми:
1. Самую большую пользу приносит применение НЛП к родителям для снятия у них неэффективных шаблонов (тех самых пресловутых pattern-ов), в том чиcле, шаблонов поведения с детьми. Как правило, эти шаблоны достаются родителям в наследство от их родителей, и самостоятельно человеку бывает трудно их "выловить" и тем более изменить, даже при желании. Чаще всего люди как раз обращают внимание на проблемы с детьми, а потом уже обнаруживают, что дети перенимают их собственные стратегии поведения. Поэтому самое лучшее, что могут сделать родители - понаблюдать за собой и проанализировать, все ли они делают по своему сознательному выбору, или что-то
автоматически "проскакивает". НЛП в этом смысле предлагает удобные инструменты для анализа и самоанализа.
2. В определенном смысле эффективность НЛП для взрослых основана на том, что взрослым "возвращают" их детские способности к целостному восприятию и эффективной обучаемости за счет собственного любопытства, стремления освоить новые навыки и великолепного моделирования действий всех попадающихся "моделей" :). Поэтому в детстве лучше бы именно этот опыт и поддерживать, а здесь манипуляции не нужны.
3. Далее - очень осторожно: НЛП в смысле родительских манипуляций может помочь тогда, когда Вы все равно вмешиваетесь в ситуацию - если ребенку трудно, он не справляется с какой-то ситуацией, Вы ведь все равно помогаете, правда? И здесь, собственно, НЛП предлагает не столько содержательное решение проблемы, сколько форму подачи вашей информации. Вместо директивного - "Не бойся темноты, это не страшно" (ребенку-то реально страшно!) можно рассказать сказку с успешными вариантами решения похожей проблемы другими маленькими персонажами.
2. Насчет манипулятивности я почти согласна с Nataliana, впрочем, ведь любая терапия - это манипуляции. Другое дело - с какой целью манипуляции производятся и насколько "манипулянт" опытен и настроен на помощь. В лучших вариантах применения внушения практически нет - техники НЛП используются, чтобы "войти в контакт" с
подопечным, понять его ситуацию и помочь ему найти свои! ресурсы и приемлемые выходы из его затруднений. Скорее это похоже на то, как родители помогают детям найти новые варианты действий. Системное НЛП вообще очень похоже на ТРИЗ - затруднительная ситуация рассматривается как система из определенных элементов и связей, и ищутся инженерные решения с привлечением ресурсов среды, структуры или неиспользуемого, но имеющегося в прошлом личного опыта человека.
Вообще, техник в НЛП очень много, и разные люди используют их по-разному, но (насколько я знаю) как раз приемы НЛП часто используют терапевты, особенно детские, стоящие на гуманистической личностно-ориентированной позиции.
Ну, целый трактат получился. Просто последнее время много об этом размышляла - как все непросто и неоднозначно...
Буду признательна за любые комментарии, в том числе и критические.
Светлана
15.11.2000 14:23:53, Svetlana
Спасибо огромное за письмо (и не только за это). Меня еще очень интересует вот какой вопрос: как помочь ребенку САМОМУ использовать методы вроде НЛП и ТРИЗа для самоанализа и помощи самому себе (self-help)? То есть не родитель применяет НЛП к ребенку, а ребенок сам применяет методы НЛП (с помощью родителя), чтоб разрешить свои проблемы. Например, моя дочка научилась неплохо эти самые сказочки рассказывать и/или просить меня. У нее иногда получаются потрясающие решения, в стиле ТРИЗ/НЛП (кажется)... Как только возникает проблемная, непонятная ситуация, она просит рассказать, скажем: "Про крота, про мышку, про Джойс" (если проблема с Джойс). Как только я начинаю, она вставляет свои фразы и свои решения, но если это "объяснялка", просто слушает. У нас это развилось до хорошего уровня и я очень благодарна Вашему сайту за поддержку и идеи! А что еще можно дочке показать такого? Анализ слов мы немного делаем, но это более формально и сложно... Жду советов! 15.11.2000 20:39:58, Мария Д.
Мария!
Очень интересная тема, я подумаю немножко, и напишу, ладно?
Там много нюансов, не хотелось бы упустить тонкости.
Умение разыграть свои "проблемы" в сказке и найти решение - это очень здорово, и одно уже может здорово помочь в жизни.
По моему опыту - еще хорошо работает тот способ, который у меня описан в "Помощи при ушибах и испугах", дети очень быстро понимают принцип действия начинают сами себя "лечить", а главное, очень быстро усваивают навык "рефлексии" - осознания своих чувств и ощущений и "восстановление" полной картины какой-либо ситуации (собственно, это осознание является целью, к которой взрослых долго ведут психотерапевты).
Еще "стратегия удачника" мне очень нравится (Вместо "кто виноват?" искать причину и думать, "как это можно использовать?"), я вот сейчас размышляю, как бы этому учить детей сразу, чтобы потом не переучивать взрослых. Честно говоря, пока вижу, что личный пример родителей - основа основ...
Извините за сумбур, сейчас почти на бегу пишу. Подумаю обязательно и напишу.
Светлана
16.11.2000 17:44:44, Svetlana
Сначала по второй части: Да..., Но...!

Да - мотивация, если она не личная, а нами созданная (наше воздействие) может заставить делать не то, что ребенок хочет, а то, что надо нам. Согласна.

Но - если ребенок не готов, мотивируя его, мы ведь с Вами можем видеть это - его желание и отсутствие успехов.

Если мы упорно давим, мы можем навредить. А если не давим, а сначала разберемся почему нет успехов?
Отдиагностируем ребенка и определим какая функция дефицитарна!
Если это возрастное, мы сидим спокойно.
Если по возрасту он должен быть готов к этим операциям, но из-за его специфики (дефицитарности) он не справляется - мы помогаем ему техникой, поддерживая и стимулируя интерес. Ведь ему именно в этом случае может и не быть интересно, он не понимает, т.к. ему трудно это понять. Он просто устает и все, но важно знать почему!!!

Attention! Я ведь говорила об осторожности, о вдумчивости нашей. Предупреждала о вреде огульного применения техник.

Может быть и так: у двух разных детей симптом один (оба не справляются, обоим не интересно), а причины у каждого разные.
Пример: у 1-го ребенка непростроено межполушарное взаимодействие, у 2-го - лево-височная дисфункция, а у 3-го - правополушарная несформированность. Все эти дети - Ваши клиенты, т.к. то, с чем Вы работаете (если я правильно понимаю) у них не получается.
Если это даже не дисфункция, а так, особенность развития ребенка - ему будет интересно, т.к. структуры мозга предготовы. Тогда работа движется, есть результаты.
Но если это дефицит - то сколько бы Вы ни бились с ребенком, у 1-го результатов не будет, у 3-го могут появиться и только 2-й ребенок, как говорится Ваш (в том смысле, что работая с этим ребенком у Вас будут прекрасные результаты и относительно быстро).
В предыдущих сообщениях я пыталась сказать проще, обобщеннее. Для Вас позволила себе углубиться.
В общем, я с Вами согласна, но в частности - не совсем и именно из-за индивидуального подхода к каждому ребенку с предлагаемыми для него техниками.
Думаю некоторых Ваших детей надо стимулировать (если это 1-й и 3-й пример), но добавить еще и другие развивающие программы, воздействующие на причину. Ведь в 1-м и 3-м случаях Вы работаете с проявлением (вторичным или даже третичным), а не с причиной (первичной).
Я извиняюсь, за гипотетический пример "Вашей работы", т.к. это всего лишь образ или попытка объяснить свою позицию применительно к практике.

По поводу же первой части должна заметить, что работать со сновидениями ребенка можно, но важно КАК.
Можно уподобить сон символическому отчету о нашем состоянии. Способен ли ребенок 2-х лет адекватно в этом разобраться? Поэтому и важно КАК работать со снами.
Анализировать по-взрослому не стоит. Визуализировать (вспоминая образ, представляя его), а затем трансформировать (в образном представлении) в 2 года опасно. Прорисовать - прекрасно, придумать сказку с продолжением или изменением содержания - здорово, но осторожно!

В 15 лет работать со сноведениями можно, особенно если есть к кому обратиться (кто направляет, консультирует и корректирует), а не только почитав Фрейда, Юнга и др. (это уже из собственного опыта).

Мария, ну совершенно не в состоянии ответить коротко и конкретно на абстрактный вопрос об измененных состояниях сознания.
По поводу НЛП же, откровенно говоря, боюсь нарваться на приверженцев этой техники, особенно мастеров.
НЛП - техника скорее внушения, но не терапии. Она похожа на анестезию - болит, но не чувствуешь и бежишь дальше по кругу, пока на следующем этапе не столкнешся с коммулятивным эффектом (накоплением).
Она работает с симптомами, но не с причинами, воздействует на глубинные слои мышления, перестраивая логические связи. Но КТО перестраивает? Это не Вы, а тот кто Вам внушает.
Это манипулятивная техника, ее место в бизнесе, но не среди детей. Говорят же: "То, что немцу хорошо, русскому - смерть". Прекрасные самодовольные, рекламноориентированные американцы - это для них, но не для российского менталитета, с вечными поисками истины добра и зла.
Не знаю, удалось ли ответить...
15.11.2000 05:00:06, Nataliana
Вау, как интересно, спасибо!!! Сразу скажу, что я математик (и учусь на педагога), так что некоторые вещи мне, наверное, не до всей глубины доступны были :-)

Со сновидениями мы делаем вот что: пытаемся их "заказывать" и во сне "контролировать". Скажем, я спрашиваю, что ты увидешь во сне? "Дерево". - "А на дереве что будет?" -"Мышка". Это делается перед сном, и пока ребенок засыпает, я тихонечко повторяю: "Увидишь во сне дерево, залезь на него и там будет мышка". Утром ребенок пересказывает сон. Зачем, сама не знаю :-) Это ведь визуализация - а чем это опасно? Я сама от таких игр устаю и не высыпаюсь, но почему?

Про НЛП - мне нравится их внимание к словам, к анализу речевых "узоров"... Сказки там у Svetlana на сайте тоже классные, по-моему, мы похожее нечто употребляем. Это ведь инструмент, если не злоупотреблять, то он может быть неплохим - или нет? Стоит ли ребенку показывать, как пользоваться такими инструментами?

Спасибо еще раз за письмо.
15.11.2000 20:50:15, Мария Д.
Мария, а зачем играть со снами? 16.11.2000 06:32:07, Шин
Интересно. Ну, зачем вообще играть? :-) :-) Цели прикладной не вижу никакой пока, хотя, говорят, они существуют :-) 17.11.2000 08:32:43, Мария Д.
Николай
\\Но почему ты думаешь, что знания могут повлиять на психику в отритцательную сторону, те ухудшить. По моему наоборот. Чем богаче внутренний мир, тем он устойчивей к бурям внешнего мира.\\
Проведите параллель с едой. Почему, интересно, люди думают, что избыточное питание вредно? Может быть, чем больше человек ест, тем больше полезных веществ он получает? Съесть, к примеру, три пачки витаминов, или шестнадцать кило капусты за раз - вот пользы-то будет, да?
04.11.2000 18:20:55, Николай
А,Вы знаете, что пишущую машинку "открыл" не Тюленев, а Джон Холт. 04.11.2000 11:27:55, Баба Лена
Маша
Вероятно, Михаил имел в виду, что Тюленев первый предложил дать печатную машинку ребенку. Но, боюсь, что это тоже не так :( 04.11.2000 12:12:37, Маша
Сам Холт и предлагал маленьким (от 3-х лет )детям эту машинку,в школах. И совсем маленькой-около года по- моему - своей племяшке. 04.11.2000 21:22:08, Баба Лена
Маша
Так он был изобретатель или педагог-новатор? Я действительно не в курсе. Ну и что было с этими детьми? 05.11.2000 09:09:43, Маша
Он американский детский психолог.Его известные книги "Причины детских неудач" и "Залог детских успехов"/ Я только недавно его прочитала. :-) 05.11.2000 11:44:06, Баба Лена
[пусто] 06.11.2000 03:34:33
Спасибо, Мария. Я знаю, что Холт был учителем математики.:-) 06.11.2000 11:56:57, Баба Лена
Извините, не туда отправляла... :( 03.11.2000 23:12:02, Аня.
А как оказалось, туда... 05.11.2000 02:14:40, Nataliana


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!