Раздел:

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Кто против раннего обучения детей? Очен

Кто против раннего обучения детей?

Очень интересные сообщения на этой конференции. Но у меня вопрос. Я последнее время натыкаюсь на письма родителей, которые ночами не спят из-за того, что их чада не хотят учиться читать,считать и т. п. в 2-3-4 года. Мне кажется, что нужно начинать учить детей тогда, когда они проявляют интерес и готовность к тому или иному занятию. В таком случае такое развитие не будет ранним. Оно будет своевременным, в пору. Очень много обсуждений по этому поводу на русских и американских сайтах. Хочется привести пример с овощами и фруктами. Семена сажают в разное время и плоды пожинают в разное, но все они вкусные и полезные. Точно так же и дети "спеют" кто раньше, кто позже.
24.03.2000 08:26:21,

27 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
А если за такой тыквой не
ухаживать, ее сорняки заглушат.
И выростет не тыква, а чертополох.
Или вам и так сойдет? Мол, даже
змеиному яду есть высокое применение...
25.03.2000 02:20:51, Оля
Видимо такие резкие ответы вызваны тем невнимательным чтением моего сообщения. Хороща ложка к обеду. Я совершенно согласна, что есть дети которые проявляют интерес к буквам, цифрам и т. п. в раннем возрастею Однако не нужно утверждать, что нету и таких, которым это не интересно до более старшего возраста. Я специально сделала акцент на факте, что все дети разные, и Вы родители должны видеть когда у Вашего ребенка появится интерес к тому или иному занятию. Это может быть в 2-3-4 года, а может в 5-6-7. 25.03.2000 17:53:56, НаташаВ
Резкость из-за этого натуралистического
булшита, как только такое можно подбирать? Ребенок всегда готов потреблять телевизор, дебильных Телетабиз и разный трах-бах. На этом
фоне ему непросто переключиться на
книжки.Но это не значит, что ему рано.
Может, самое время, может дальше -
труднее будет втянуться. Моя подруга
детства на экз. в муз школу выдала:
"я трынькать не люблю!" - уже окончила
консерваторию и еще как любит. Иногда,
чтобы во вкус войти, усилие надо приложить, а не хочется. Меня дед сажал
в 4 года энциклопедию читать. Ах, какой
мне это грубостью казалось! Если бы в 5
сама не стала
27.03.2000 06:20:25, Оля
Сколько хороших и разных :-) идей в этой "ниточке" обсуждения! Интересный факт: даже самая лучая идея очень трудно воспринимается, если она подана в агрессивной форме. Может, люди таким образом защищаются? Но я не об этом.
----
Говорят, что каждому воздастся по вере, а мне больше нравится современный вариант о самоисполняющихся пророчествах. Особенно они "хорошо" работают в отношениях между людьми и в образовании. Например, в шестидесятые в Штатах был проведен эксперимент (а сейчас бы такой не разрешили ни за что): школьникам дали какой-то тест, и сказали учителям, что это тест на "будущий успех." Школьников якобы по результатам, а на самом деле случайно, разделили на группы "многообещающих," "средних" и "слабообучаемых." И что же, через год настоящие тесты, и оценки, и неформальные интервью с учителями подтвердили данные фальшивого теста! Только потому, что все, особенно учителя, поверили. Статья у меня где-то есть для интересующихся (на английском). Я это к чему: если твердо верить, что ребенок без насилия только телетаббис и будет смотреть, то может так оно и будет. А если верить, что ребенок при благоприятных условиях сам захочет учиться, то скорее всего, будет так. "Whether you believe that you can, or that you can't, you are right" - "Веришь ли ты что можешь, или что не можешь, ты прав."
-----
А еще мне кажется, что для некоторых детей телевизор - это, об'ективно, самое интересное, что есть у них в окружении. Можно работать над ограничением телевизора, а можно над созданием более интересного окружения.
----
Просто несколько мыслей.....
27.03.2000 22:22:14, Мария Д.
Эти статистики - тоже сплошной
булшит и идеология. Всегда еще
надо смотреть кто проводил и с
какой целью, много смешного выясняется,
когда смотришь такую статистику по
статистике.
Да родители могут хоть обзомбироваться оптимизмом, но если
перед детьми выложить на стол первое,
второе и третье сразу - большинство
нажрется сладкого. Есть, конечно, уникумы, которые любят суп, а не шоколад с рождения. Но я за свои 27 лет
только одного такого встречала.
Так что никто не испытывает здоровье
ребенка таким образом, то же самое и
головы касается.

28.03.2000 04:24:08, Оля
Уж это точно, насчет статистики - большинство исследований такого типа действительно основаны на идеологии. Я только что про это еще одну книгу прочитала, "The Mismesure of Man." Но то исследование, о котором я говорю, было как раз качественно сделано, и сходные вещи с тех пор многократно повторялись. Я думаю, тяжело возразить против того, что наши ожидания и особенно сильные убеждения влияют на окружающих. Хотите, сами проведите эксперимент: приведите ребенка в новый садик и громко всех предупредите, что он страшный драчун и безобразник. Посмотрите через неделю, что получится.

Кстати, исследования с едой тоже проводились, и много раз. Можно сделать поиск на "intuitive eating" и наверняка много чего найдется (на английском). Мы с самого начала совершенно не вмешивались в то, как ребенок ест, только помогали ей достать еду со стола или высоких полок. Сладкого у нас всегда в доме полно. И вы знаете, малышка действительно чаще всего (но не всегда, что нормально) предпочитает мясо шоколаду. В сумме, она себе выбирает очень сбалансированную диету, прямо как в тех исследованиях :-) И то же с телевизором и компьютером: она может смотреть сколько хочет и что хочет (а компьютер мой муж ей свой собрал, чтобы нам не мешала).
28.03.2000 18:38:43, Мария Д
Оля, вы меня насмешили своими супами! Мой ребенок далеко не уникум, а зануда, поэтому сначала съест свой суп, а сладкое потом, именно потому что так заведено. Но это вообщем-то проблемы моего ребенка. А телевизор - ну не нужно быть такой категоричной. Даже он иногда надоедает детям. Мой, совсем не уникальный киндер, вообще не смотрит мультики по телеку, предпочитая слушать сказки. А учиться... может Доман и сморозил глупость, написав что учебу дети любят больше сладкого. Телек у нас по вечерам не выключается, но ребенок готов в любую минуту пойти читать, слушать, играть. "Зомби", помешанных на телеке в такой возрасте мне встречались гораздо меньше детей, желающих учиться и узнавать что-то новое. От так от. 28.03.2000 11:49:38, Nata
Наташа, не обижайтесь! Но это же очевидно! Вы пробовали заставлять что-нибудь делать ребенка, когда он не хочет? Усаживать на горшок, кормить кашей... Если у ребенка нет интереса, он просто не будет этим заниматься. Мой ребенок, например, до 2-х лет вообще не любил книги. Когда я пыталась прочитать хоть строчку из четверостишия Барто, ребенок разворачивался и уходил или кричал. Не представляю,как можно было ему читать насильно! Ребенок сам, как индикатор, показывает, что ему интересно и чем хочется заняться. А мама предлагает ему варианты: игры и занятия и не настаивает, если он не хочет. Родители не так, как бы сказать, помягче... бестолковы ;-) как Вам кажется... 25.03.2000 18:48:59, Nata
Дорогая тезка! Мне очень понравились Ваши письма. Мы с сыном занимаемся похожими вещами, но мне кажется, что они не из области раннего развития. Поощрение детского интереса и есть то о чем я писала. И все-таки некоторые (не Ваши) отзывы просто грубы. Оле нужно научиться высказывать свою точку зрения в более цивилизованной форме.

Хочу добавить, что мы тоже читаем книги, готовим кушать, помогаем по домашнему хозяйству, знакомимся с миром животных и т. п. Телевизор мы совсем ре смотрим и не знакомы с телетаббиз (продолжите список), что довольно трудно в Америке, где все повально его смотрят. Помимо этого мы растим сына двуязычным. Он пока не говорит, но отлично понимает два языка.
28.03.2000 09:06:04, НаташаВ
Мне вообще кажется, что ранее развитие ребенка — родительская блажь. Только для того, чтобы похвастаться — вот мол я какая и ребенок у меня супер. Вот моя подруга такая — каждый вечер после садика она насилует ребенка (3 года), заставляет выполнять занятия для 4-5 летних дошкольников. ПО выходным они ходят к учительнице младших классов и ко всему этому ребенок ходит на тренировки по фигурному катанию. А все детские игры по мнению этой моей подруги детское кривляние. За каждую ошибку она кричит на ребенка — Ты двоечница, двойку тебе поставить надо. Ребенок в ужасе от этого.
Интересно. Вот нас с вами вроде бы никто так не развивал, и, кажется, не дуры мы. Зачем же так детей напрягать? Только для того, чтобы потом похвастаться???
27.03.2000 16:30:14, Alex
Наташа, я сейчас напишу провокационную вещь, мне кажется, что без разницы, как оно называется, лишь бы нравилось ребенку, и его развивало. ;-) Или термин "раннее" так критичен? Мои родители живут в маленьком провинциальном городке, я часто туда езжу, дружу с местными мамами. Многие мамы вообще считают, что ребенок должен быть сыт, одет и во время спать, а _все_ остальное - это блажь, и научат в садике-школе, или "дойдет" сам, и нечего до школы ребенка напрягать, даже читая ему книжки. Как я и писала Алекс, для таких мам, любое развитие - раннее. А для столичных мам чтение в 4 - уже позднее. ;-) Определять эту самую границу можно только по своему ребенку. А что касается содержания. Для Вас, для меня, положим, знакомство с животными, растениями, книгами, репродукциями, турники-лыжи, интересные прогулки, рассказы про окружающий мир, логика, конструкторы и прочее не является чем-то из ряда вон выходящим, обычное развитие и жизнь ребенка. А для, положим, соседской мамы будет очень большим достижением и ранним развитием. ;-) Как-то в конфренции было письмо от одной мамы, сравнивающей двух девочек, одна - занималась чтением-счетом и т.д, разными методиками, а другая просто играла в ролевые игры, развивающие логику, фантазию, навыки. Все хорошо в меру, а зацикливаться на том является оно ранним, или поздним, чтением или конструированием, мне кажется, не стоит. Лучше больше времени и любви уделять ребенку. А в самом обычном занятии можно находить очень много интересного и развивающего. Вы можете сказать, что я совершенно непоследовательна, потому не пишу о раннем развитии как о именно с нуля и именно про чтение и счет. Но даже, считая это ранним развитием, я не считаю его вредным, бесполезным занятием, если оно интересно и нравится ребенку и устраивает маму.
Наташа, как я поняла, Вы живете в Америке. Меня давно интересовал вопрос, как и что думают о раннем развитии там. Как-то в конференции был спор про Америку, одна дама написала, что "все совсем по-другому". Как относятся сами американцы? У нас, именно у нас, а не в России очень трудно с развивающими пособиями, материалами, особенно в провинции. Мамы придумывают развивающие занятия, буквально на коленке ;-), любая мелочь типа шишек в лесу, ступенек в подъезде идет в ход. ;-) У вас там так много всего интересного, обучающего, значит, и должно быть много интересных методик и разработок? Или я не права?
28.03.2000 19:28:21, Nata
Дорогая Наташа, Америка завалена разного рода развивающими пособиями. В библиотеках проводятся часы чтения для детей с рождения, хотя эти самые дети не проявляют никакого интереса к цифрам в год и совсем не хотят играть с другими детьми. В этом потоке информации порой очень трудно разобраться. Мой личный подход основан на том, если с ребенком проводить время вместе, а не рядом, то он многому научится. Я стараюсь избегать бездумные игрушки на батарейках. Предпочитаю игрушки, которые оставляют поле деятельности для малыша (машина, кот. гудит сама или малыш гудит за машину). Стараюсь читать сыну, хотя он только пару месяцев назад проявил интерес к книгам. Ему нравится рассматривать картинки и слушать мои комментарии вместо написанного текста. Я предлагаю, но не настаиваю. Вовлекаю его в домашние дела.

Не расстраивайтесь из-за отсутствия пособий. Большинство из них могут быть заменены наглядными примерами из жизни. Магнитную азбуку можно сделать самому, если найти кусочки магнита. Я собираюсь сделать русскую азбуку для сына сама из-за отсутствия оной здесь. Эту же азбуку можно сделать с ребенком постарше самим. Поход по магазинам или приготовление еды можно использовать для обучения счету Многие пособия рассчитаны на обдирание денег, как в прочем и многая парафеналия для новорожденных. Очень много развивающих игрушек в Америке для совсем малышей. Насколько мне известно, новорожденные изучают лицо мамы, ее голос.

Что касается философий раннего развития, то мне кажется, что в Россию хлынул такой поток различной информации как хорошей так и плохой, что родителям нужно хорошо разобраться и проверить достоверность этой самой информации. Я проверила наличие книг в Америке, популярных в России. Многие из них давно не печатаются. Некоторые до сих пор издаются и пользуются успехов у некоторых групп населения. Очень много здесь школ Монтессори. В Нидерландах они тоже пользуются популярностью.

Небольшое отклонение от темы. Русские все-таки самые начитанные люди, которых я лично встречала. В плане классической литературы. В русских школах образование не такое плохое как многие думают. У нас есть очень много положительных моментов в образовательном процессе.
Пишите.

29.03.2000 01:40:30, НаташаВ
А для того, чтобы Вам, Алекс, можно было жаловаться про подругу, якобы существующую, в конференцию и написать этот шедевр эпистолярного жанра про глубины родительской ущербной психологии. Мысль про интерес и радость ребенка врядли покажется Вам существенной причиной. А взять за труд и прочитать письма хвастающихся мамашек - это просто архисложное и ненужное занятие. Ведь они же все насквозь эгоистичны, их дети - просто несчастные, страдающие жертвы родительских амбиций, а Вы - так умны и проницательны даже и без раннего развития. 27.03.2000 20:43:35, Nata
Я еще хотела добавить. Вы наверное меня неправильно поняли. Я не против развития вообще. В данном случае я говорила про РАННЕЕ развитие.
Например, приучение к горшку — тоже один из этапов развития. Разве я не права?
28.03.2000 14:29:07, Alex
Мне кажется вы преувеличивается, я не говорила, что я слишком умная. Я просто высказала свое мнение по этому поводу. Кто думает иначе — ради Бога. Тут что, запрещается высказывать свое мнение? А если выскажешь, то получаешь в ответ по шее?

Подруга действительно существует, это не вымысел. Мне ее дочку действительно жалко. В той семье просто такая ситуация — ребенок был «сделан случайно». Папа от нее сначала хотел отказаться, зато теперь, мама из кожи вон лезет, чтобы этот ребенок был лучше всех и понравился папе.

А насчет интересов ребенка — не всех детей интересуют буквы и цифры и не у всех мам есть время и возможности по полной программе развивать ребенка. Мое мнение такое — пусть этими делами занимаются профессиональные педагоги. А я, в свою очередь, дам что будет в моих силах. Ведь неправильное обучение может и вред принести. Вам так не кажется.
Всему свое время — и развитию тоже.
28.03.2000 13:29:56, Alex
Ответ по шее зависит от способа высказать свое мнение. Когда на одном отрицательном примере пишется обо всех мамах, занимающихся развитием своего ребенка и их детях тоже. Алекс, кроме мамы-садистки, у которой ребенок так страдает, есть еще куча мам, детям которых самим нравится учиться и узнавать новое. И мамы, которые не заставляют-мучают своих детей. Ваш случай мне кажется исключением из правила, а вы возводите его в ранг всей системы раннего развития. Почитайте ниже письмо Марии про ее ребенка, прочитайте в конфренции письма других мам. Потом, буквы и цифры - это еще не все. Меня, например, больше увлекает развитие памяти, логики, внимания, разговорного запаса и физическое развитие. А что до времени и возможностей: ну, поймите, нет одной "полной программы". Каждая мама и ее ребенок сами выбирают под себя. Я не переживаю, что мы не читаем и не вычитаем, что занимаюсь совсем чуть-чуть и когда есть время. Это не соц.соревнование среди мам. А профессионалы - есть разные мнения на это счет. Первый вопрос: финансовый, второй: наличие этих самых специалистов, третий: время и возможности мамы, а четвертое: сможет ли ребенок учиться не у мамы, а у педагога. Я водила ребенка в нашу школу по зайцевской методике и видела, что многие дети лучше понимают и принимают участие, когда им объясняют не профессиональные педагоги, а мамы. Но все же опыта и знаний у профессионалов гораздо больше. С тем, что неправилиьное обучение может принести вред трудно спорить. ;-) Но гарантию, что например, в том же садике или школе его научат правильно, Вам никто не даст. А разное время - развитию безусловно. Здесь уже не раз писали, что все зависит от конкретного ребенка. Кому и раннее совсем не во вред, а в большую пользу. Кстати, еще не читала ни одного письма от мамы, которая недовольна тем, что занималась с ребенком. И сожаления об этом тоже, да и о вреде. В-основном, негативное отношения показывают те, кто мало (в силу разных причин!) этим занимались. Это мои личное мнение! 28.03.2000 17:13:56, Nata
А вот по шее не надо. Грубостью еще никто никого ни в чем не убедил. Нужно отдать должное Марии, которая в тактичной форме высказала свое мнение, не прибегая к резким выпадам. Нам всем можно у нее поучиться. 28.03.2000 17:54:58, НаташаВ
Да, забыла написать. Грубость рождает ответную грубость и неприязнь. Жаль, что "хваставство мамаш и супер" (С) Алекс по отношению ко всем мамам показалось только мне грубостью, как и то, что Вы считает грубыми только мои письма. И еще более удручает, что противников раннего обучения нашлось гораздо больше, чем сторонников. Думаю, что с такими настроениями конфренцию нужно будет переименовывать или закрыть по ненадобности. Судя по ответам, оно нужно только мне одной. Я заканчиваю
этот глупый театр одного актера по теме раннего развития и отвечать даже на грубость больше никому не буду. Пусть ваша (я не имею вас, Наталья) грубость, негативное отношение и пинки останутся на вашей совести. Лучше помогать людям, которым раннее развитие действительно интересно, обмениваться идеями, чем тратить время и силы на бесполезные споры с вами. Спасибо за внимание!
28.03.2000 19:49:42, Nata
Наташе, не преувеличивайте, по шее никому никто не давал. Тем более, что это даже и не моя фраза, а Алекс. Или мне нужно на нее за эту шею обидется? ;-) 28.03.2000 19:30:08, Nata
Я полностю согласна с Наташей. Я просто смотрю, что Женьке интересно, во что он больше любит играть - в том направлении и идем. Приносит он кубик с циферкой - я ему ее назваю, просит еще раз назвать - называю еще раз а хочет домик строить - строим домик без всяких циферек. Я лично считаю что все эти навороты - типа чтения с пеленок и зачитывания 3-х мес. младенцу финансовых сводок - просто бред. ЗАчем перегружать ребеку мозги? К тому же я ничего не знаю о том, чтобы при использовании всех этих методик вырос хотя бы один гений ну или просто очень умный человек... 26.03.2000 12:09:57, Настюша
И я веду себя также. У нас есть огромная азбука, почти с Валькин рост.
Открывает ее и просто ползает по страницам и спрашивает или уже сам говорит какая это буква (В - Валя, М - мама, Н- Наташа, Я - мамина буква Я и т.д). Иногда несет книжку Ладушки сначала просит почитать, а как только встречает знакомые стихи закрывает мне рот и сам цитирует, показывая соответств. картинки. Знает счет до пяти. И все это без "чтения и счета с 0"
Если есть интерес, то сам хочет и считать и читать, но если не хочет то не будет незачто
27.03.2000 10:51:57, ната
Настюша, а разве вы хотите вырастить гения? В чем для Вас цель раннего развития? Ну не в гениальности же! А что до мамаш, читающих с пеленок финансовые сводки, развешивающие таблицы Зайцева и буквы с рождения - ну и пусть вешают, читают, если им так нравится. Не пойму я, почему это так раздражает. Как я уже писала, я заниматься стала с ребенком с _двух_ лет, и то - только тем, что ей нравилось и особо не напрягаясь. Но меня совершенно не раздражают мамочки, которые учат, например, читать ползунков, показывают Домановские картинки, читают стихи Пушкина с рождения. Наоборот, их энтузиазм и внимание к ребенку вызывает у меня глубокое уважение. А в сказки про перегрузку мозгов у таких крох я не верю. Сколько может ребенок до года концентрировать внимание? То, что ему надоест, он будет просто пропускать. Я помню, как в 2 года тщетно пыталась объяснить цвета ребенку , и как он просто пропускал эту информацию. А как до года носила на руках по квартире и называла предметы :"шкаф", "стол", "лампа". Никакого забивания мозгов не было и в помине, впрочем, как и запоминания информации. Пусть мамы занимаются ранним развитием с пеленок, если у них есть силы и желание. И не нужно их за это укорять. Это их личное право... 26.03.2000 17:34:39, Nata
Я против того, чтобы рано учить, но не против того, чтобы рано учиться. Есть разница, и она именно в том, что другие здесь уже назвали - кто инициатор (всегда родители или иногда и малыши), как вкусы ребенка учитываются, и т. п. В общем, если ребенок "контролирует процесс" (хотя бы пассивно - согласием и несогласием), а родители только помогают, то это по-моему хорошо. Вот я пробовала много всего с нашей малышкой, и она мне очень определенно указывала, сразу после рождения и потом конечно, что ей нравится, а что нет. Я купила несколько подержанных энциклопедий очень дешево, и развешивала картинки из них. Так если новые повешу, малышка просто визжала от восторга! Один раз (ей месяцев восемь было) я стала говорить мужу, что надо новые картинки повесить, а малышка услышала ключевые слова и бросилась к тому месту, где картинки висели - ничего нового не нашла и так расстроилась! А математика (нашей собственной методики Natural Math) была самым лучшим способом ее успокоить. А вот чтение "связного текста" не идет почти никогда - ну и не надо, я стихи на прогулке наизусть ей рассказываю :-). Зато отдельные слова с иллюстрациями (крупные и яркие, почти по Доману, но с изменениями для русской грамматики) она очень любит. Цвета ей распознавать не интересно и по-моему она это и не умеет (на заказ по крайней мере), зато она столько всего выучила о своей самой большой любви - животных! Сегодня только из кучи (примерно 20) пластиковых животных выбирала и показывала ответы на мои вопросы: где электрический скат, у кого 4 ноги, где анкилозавр, у кого 8 ног, кто безногий, а кто млекопитающий (на это показала кита - там в основном рыбы и черепахи оставались). Ну конечно, я ей и энциклопедии подкидываю, и в музеи мы ходим, и в зоопарки все время… Животных этих таких-растаких пластиковых полный дом, вчера ночью в кровати нашла целый склад :-) Ну ладно, что-то я увлеклась, извините, так я это все к чему: если бы мы нашей дочке никогда животных не показывали, она бы этого всего и не знала, и мне кажется, у нее меньше бы радости в жизни было. Не из-за отсутствия знаний, а просто эти знания были приобретены в очень интересных играх и путешествиях, которые основывались на интересах ребенка, но и поднимали эти интересы на более высокий уровень… А многие из тех вещей, которые мы ей показываем, ее не интересуют, и все - так что приходится показывать много, чтобы она могла выбрать. 27.03.2000 04:47:26, Мария Д.
Моей дочке сейчас полтора года, кстати - я забыла написать... 27.03.2000 04:50:45, Мария Д.
Мария, а расскажите, пожалуйста, про вашу naturalmath для маленьких детей. Я была на Вашем сайте, но там информация безусловно для гораздо старшего возраста. А флора и фауна - тоже наша страсть, правда, знакомиться мы стали только с 2.5 лет. И радости и увлеченности, как Вы писали про себя, было просто море. Нам это очень помогло в развитии... 28.03.2000 11:35:29, Nata
Так уж и ночами не спят? Не нужно преувеличивать.Как ботаник ботанику :-) спелость плодов зависит от благоприятных условий. Если они будут очень плохими, то плод не поспеет вообще. А с чего Вы взяли, что у детей в 2-3-4 нет интереса, например, к чтению, счету, общим знаниям(изучение окружающего мира)? Да интереса - море! А готовность... все зависит от объяснения. 24.03.2000 10:26:36, Nata
Анна К.
угу.. надо обучать играя, а не просто обучать..
раз игровая деятельность основная, так вот в игре все знания и преподносить..
ребенок и в 2-3-4 игру примет и поймет самые сложные вещи....
24.03.2000 11:38:20, Анна К.
А можно просто рассказывать, объяснять, проводить "опыты", наблюдать, рассматривать картинки, книги, пособия, репродукции, фотографии, журналы. Ходить в музеи, зоопарки, Дом природы, да просто лес-деревня-поле-двор. ;-) Да что говорить - мой ребенок везде себе найдет себе интересное: на улице читает номера домов, вывески по буквам, считает машины и рассказывает истории. Да, столько интересных занятий, и не только в игре. Доверьте ребенку "серьезное", взрослое дело, и ему тоже это понравится. 24.03.2000 15:49:54, Nata
А можно просто рассказывать, объяснять, проводить "опыты", наблюдать, рассматривать картинки, книги, пособия, репродукции, фотографии, журналы. Ходить в музеи, зоопарки, Дом природы, да просто лес-деревня-поле-двор. ;-) Да что говорить - мой ребенок везде себе найдет себе интересное: на улице читает номера домов, вывески по буквам, считает машины и рассказывает истории. Да, столько интересных занятий, и не только в игре. Доверьте ребенку "серьезное", взрослое дело, и ему тоже это понравится. 24.03.2000 15:49:52, Nata

Читайте также
Как поддержать ребенка в период ОГЭ и ЕГЭ: советы преподавателей
Как помочь ребенку-выпускнику справиться с экзаменационным стрессом

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!