Попытки изменения содержания школьного образования до сих пор прежде всего касались включения или исключения тех или иных тем в существующие учебные предметы, в осове программ которых лежали так называемые "основы наук". Эта же тенденция сохраняется в новом проекте государственных образовательных стандартов, в тестах для ЕГЭ. Поскольку все они не затрагивают основ содержания образования, они не преодолевают отставания этой сферы от приципиально новых условий жизни человека. Стремление не меняя стержня, ядра и основы содержания ответить на вызовы современности привело к чисто количественному увеличению объема часто разрозненных сведений из разных научных и ненаучных дисциплин, введению в учебные планы предметов, характерных для профессионального образования, мелкотемью и опоре прежде всего на память ребенка. Стремление получить немедленные доказательства эффективности результатов за счет введения различных, чаще доморощенных тестов, приводит к замене сложнейшего процесса обучения натаскиванием на единственно правильный ответ. Эта ориентация не только вызывает перегрузку детей, которую невозможно снять ограничением количества предметов или часов, но и приводит к резкому снижению познавательной мотивации даже у тех детей, которые демонстрируют высокий уровень так называемой обученности.
Расширение по экстенсивному типу содержания образования, его ориентация на академические знания, умения и навыки во многом является причиной увеличивающегося отсева подростков из школ и в конечном счете усугубляет социальные проблемы и конфликты. Поэтому в программе развития российской школы трансформация содержания предполагает последовательный переход от сегодняшнего учебно-предметного, основанного на так называемых основах наук содержания к другому его ядру - личносто-ориентированному, деятельностному, основанному на выращивании и формировании универсальных способов освоения мира. Поэтому речь идет о создании условий для перехода в содержании образования от задач овладения ребенком учебными предметами к задаче выращивания уникальной и неповторимой личности.
На первом этапе при сохранении в большинстве школ предметного принципа обучения обеспечивается переориентация и направленность содержания этих предметов на освоение и развитие общих способностей - универсальных умений. При этом под универсальными умениями понимается не столько строго технологизированный способ действия, общий для всех людей, но прежде всего такой способ, который может быть применен в познании, освоении и преобразованиях как нескольких образовательных областей, так и разных сфер деятельности. При этом выращивание такого способа с учетом своей индивидуальности производит сам ребенок, задача же педагога - создать условия для выращивания и осознания детьми своего способа и возможных границ его применения.
Конференция "Ребенок от 7 до 10""Ребенок от 7 до 10"
Раздел: Школа
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
И что интересно, похоже, все счастливые школы счастливы одинаково ;-). Все описанное - это ровно то, что я наблюдаю каждый день в классе у своего ребенка, хотя школа у нас, как ты знаешь, формально гораздо более традиционная, чем ваша.
25.12.2002 11:50:03, Светлана
Вопрос: как проинтегрировать личностную ориентацию с "общественной"? То есть проблема школы во многом в том, что эти предметы "времен Очаковских и покоренья Крыма" отделены от жизни современного общества, от реальной жизни детей, как та же "Анна Каренина" по сравнению с Харри Поттером (пардон за провокационные шутки, никак мне не удержаться :-))). Да, а хотелось бы вдобавок, чтоб дети не только готовились к жизни общества (а хоть и современной), но и жили В обществе прямо сейчас, прямо в процессе учения.
24.12.2002 16:52:50, Мария Д.
Маш, вам я не имею права морочить голову;)) Сознаюсь, это, естественно, не я придумала;) Просто как раз когда Маша (Красно Солнышко) спросила, чему должна учить школа, я пришла домой, а ребнок дал мне книжку. С гордыми словами на обложке - Министерство образования, Федеральная программа развития образования, "Перевод предметных умений в универсальные умения школьника. Начальная школа". Написал это все Тубельский, естественно (восстанавливаю копирайт).
Там про все про это написано, и ответ на твой вопрос в том числе, только мне сканировать негде и некогда:(
Там, кроме статьи самого Тубельского, еще два материала - "Организация целостной жизнедеятельности как условие приобретения младшими школьниками опыта универсальных умений", и статья учителей нашего класса. Я тебе похвалюсь - Дима принес эту книжку как раз потому, что там его сочинения и сказки опубликовали;)))
Но сопадение - Машин вопрос и такой ответ - я была впечатлена;)))
24.12.2002 17:08:41, Kenga
Там про все про это написано, и ответ на твой вопрос в том числе, только мне сканировать негде и некогда:(
Там, кроме статьи самого Тубельского, еще два материала - "Организация целостной жизнедеятельности как условие приобретения младшими школьниками опыта универсальных умений", и статья учителей нашего класса. Я тебе похвалюсь - Дима принес эту книжку как раз потому, что там его сочинения и сказки опубликовали;)))
Но сопадение - Машин вопрос и такой ответ - я была впечатлена;)))
24.12.2002 17:08:41, Kenga
Купить можно в нашей школе:) Больше не знаю где:( Там шесть книжечек этой серии - естествознание, русский язык, математика, начальная школа, литература, изобразительное искусство, физкультура, социальная стажировка. И все про перевод предметных умений в универсальные:) Там такие темы есть -закачаешься;) Например, "Возможности совместных уроков естествознания и математики для формирования универсальных умений", "Стратегии и тактики формирования универсальных умений на занятиях изобразительным творчеством", "Проблема планирования освоения литературы в свете формирования универсальных умений" - мне аж самой стало интересно, на днях прикуплю недостающее:)
Маш, я никогда в жизни ничего в Америку не отправляла. Ты мне способ подскажи, а я тебе отправлю, как скажешь. 24.12.2002 18:07:49, Kenga
Маш, я никогда в жизни ничего в Америку не отправляла. Ты мне способ подскажи, а я тебе отправлю, как скажешь. 24.12.2002 18:07:49, Kenga
А как с ними контакт завязать, может есть телефон, с кем пообщаться, очень интересно и в личном и в профессиональном плане.
24.12.2002 18:15:48, Сонечка
Сонечка, ну вам-то проще, вы же в Москве. В принципе, можно просто прийти в школу и поговорить с Тубельским. Он абсолютно доступен народу;)))) Каждое утро детей в холле встречает;)))
Если же вы хотите что-то конкретное узнать, то я могу спросить, с кем общаться, но для этого мне надо правильно задать вопрос, который вас интересует;) Сформулируйте, и я постараюсь для вас узнать... 24.12.2002 18:21:39, Kenga
Если же вы хотите что-то конкретное узнать, то я могу спросить, с кем общаться, но для этого мне надо правильно задать вопрос, который вас интересует;) Сформулируйте, и я постараюсь для вас узнать... 24.12.2002 18:21:39, Kenga
Марина, добрый день. А можно и мне попросить как-нибудь книги купить? Я не в Москве, а в Казани. Если бы вы отправили по почте, а мы их оплатили... Или это способ только для организаций? а может школа так книги отправить по предварительной оплате?
25.12.2002 12:00:29, Таха
25.12.2002 12:00:29, Таха
Не думала, что он доступен :-) Просто гуру такого уровня :-) Думала, надо на прием записываться за месяц :-)
А серьезно - можно координаты, как добраться туда. Знаю, что бульвар Сиреневый. Может хоть литературой закуплюсь. :-)Для себя и для Маши. :-) 24.12.2002 18:32:46, Сонечка
А серьезно - можно координаты, как добраться туда. Знаю, что бульвар Сиреневый. Может хоть литературой закуплюсь. :-)Для себя и для Маши. :-) 24.12.2002 18:32:46, Сонечка
Сонечка, вы меня пугаете;) Хотя, может, это я упрощаю...
Школа находится - Сиреневый бульвар, д.58 А, телефон 461 06 23. Я знаю, что у него, конечно, и приемные часы, есть. Если серьезно и обстоятельно говорить, то, наверно, вы правы, лучше договориться. Я-то его почти каждое утро вижу:) но об универсальных навыках не беседую:(( Эх, имеешь - не ценишь:( А если книжки купить, так давайте я вам куплю;)
Может, нам по мылу пообщаться? 24.12.2002 18:38:03, Kenga
Школа находится - Сиреневый бульвар, д.58 А, телефон 461 06 23. Я знаю, что у него, конечно, и приемные часы, есть. Если серьезно и обстоятельно говорить, то, наверно, вы правы, лучше договориться. Я-то его почти каждое утро вижу:) но об универсальных навыках не беседую:(( Эх, имеешь - не ценишь:( А если книжки купить, так давайте я вам куплю;)
Может, нам по мылу пообщаться? 24.12.2002 18:38:03, Kenga
Вы что, серьезно считаете, что можно какими - то педагогическими телодвижениями, тем более такими примитивными, как постоянная миграция ребенка из класса в класс и от одного учителя к другому, получить эффект "выращивания уникальной и неповторимой личности"?
24.12.2002 16:04:52, ЕЕ
24.12.2002 16:04:52, ЕЕ
Укажите пожалуйста, в какой строчке вы прочитали слово "миграция" и описание каких именно педагогических телодвижений вы усмотрели?
А то непонятно, о чем вы, собственно? 24.12.2002 16:27:21, Kenga
А то непонятно, о чем вы, собственно? 24.12.2002 16:27:21, Kenga
А причем здесь миграция? Разве о ней речь? Извините, мне кажется, у Вас тут опять свой "интерес". Для ребенка, который умеет учиться, личность учителя менее важна, он более независим. И если допустить, что каждый ребенок уникален, то как же всякие манипуляции в школьном коллективе, деление на плохих и хороших, на слабых и сильных, на черное и белое? Где рычаги? Прямо демократия сплошная!
24.12.2002 16:12:18, Marty
Миграция - это о проекте Красно Солнышка.
Пожалуйста, поясните что Вы подразумевали фразой "у Вас тут опять свой "интерес"? 24.12.2002 16:33:03, ЕЕ
Пожалуйста, поясните что Вы подразумевали фразой "у Вас тут опять свой "интерес"? 24.12.2002 16:33:03, ЕЕ
Возможно я не вполне точно выразилась, но я поэтому и взяла сразу слово в кавычки. Своя тема, наверное. Я имею в виду роль личности учителя в истории. Приятно, когда от тебя многое зависит, когда чувствуешь свою власть над душами. Хочу сделаю сильным, а хочу сломаю, и сделаю слабым, навсегда. Я видела в школе таких учителей. Вы не встречали детей, которые после обучения в школе навсегда поверили в свою никчемность? Это крайние случаи конечно. И я хочу, чтобы мои дети никогда таких учителей не встретили. Чтобы им просто было негде их встретить. Я готова пожертвовать личностным подходом в пользу профессионального.
24.12.2002 16:47:36, Marty
Согласна. Среди учителей встречаются манипуляторы. Я знала одну даму, которая специализировалась на том, что добивалась обожания от учеников. Достигнув цели, теряла полностью интерес к этому человеку.
Никогда не любила учителей, которые не соблюдали дистанцию. И к "затейникам" отношусь до сих пор с подозрением. 25.12.2002 09:47:20, sasсha
Никогда не любила учителей, которые не соблюдали дистанцию. И к "затейникам" отношусь до сих пор с подозрением. 25.12.2002 09:47:20, sasсha
Здорово! все првильно, и слово "экстенсивное образование" совершенно верное. В "Деньгах" за этот год несколько раз приводилась статистика, что российские школьники, обладая формально большим объемом знаний, не умеют им воспользоваться. То есть навыки анализа и синтеза малы. Я думаю, проблема эта очень сложная. Конечно учить мыслить гораздо труднее, чем просто вкладывать опр. объем знаний.
24.12.2002 15:49:46, Marty
Можно поподробнее-попонятнее про универсальные умения?
24.12.2002 15:45:55, Сонечка
Интеграция противоположностей и разрешение парадоксов, например. Хоть тем же ТРИЗ :-)
24.12.2002 16:53:32, Мария Д.
Угу. Я просто не знала, влезет ли все, здесь же ограничения на размер сообщения. Примреный перечень универсальных умений:
познавательные универсальные умения:
понимать и интерпретировать тексты любого характера;
выделять основной смысл текста, события, явления, соотносить своим опытом и ценностями;
получать, отбирать информацию в соответствии с целями, использовать ее для достижения целей и собственного развития; схематизировать информацию из разных источников, типологизировать и систематизировать их; вести наблюдения, делать выводы о сущностях и взаимосвязи, соотносить результаты наблюдений с прошлым опытом и представлениями, менять их в зависимости от результатов анализа; уметь ставить задачу, выявлять ее условия и неизвестные компоненты, подбирать и создавать варианты решения.
Деятельностые универсальные умения:
строить индивидуальную и коллективную деятельность в полном цикле - ставить цели, анализировать ситуацию, планировать и проектировать, практически реализовывать, получать готовый продукт, анализировать результаты, производить рефлексию и самооценку; уметь создавать для себя нормы деятельности и поведения, пользоваться или критически относиться к нормам, созданным другими; осуществлять в целях собственного образования выбор своих действий, объектов и предметов познания и труда, выдвигать адекватные основания выбора;
действовать по алгоритму, уметь самому составить алгоритм, новой деятельности, поддающейся алгоритмизации; проводить самооенку собственных знаний и умений, трудовых усилий, продвижений в своем развитии.
Коммуникативные универсальные умения:
строить коммуникацию с другими людьми - вести диалог в паре, малой группе, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для достижения общего результата; владеть языком как средством коммуникации, понимать сходства и различия языков науки, искусства, математики; занимать в соответствии с собственной оценкой ситуации, ценностями различные позиции и роли, понимать позиции и роли других людей.
Ну и так далее, устала печатать;) 24.12.2002 16:13:23, Kenga
познавательные универсальные умения:
понимать и интерпретировать тексты любого характера;
выделять основной смысл текста, события, явления, соотносить своим опытом и ценностями;
получать, отбирать информацию в соответствии с целями, использовать ее для достижения целей и собственного развития; схематизировать информацию из разных источников, типологизировать и систематизировать их; вести наблюдения, делать выводы о сущностях и взаимосвязи, соотносить результаты наблюдений с прошлым опытом и представлениями, менять их в зависимости от результатов анализа; уметь ставить задачу, выявлять ее условия и неизвестные компоненты, подбирать и создавать варианты решения.
Деятельностые универсальные умения:
строить индивидуальную и коллективную деятельность в полном цикле - ставить цели, анализировать ситуацию, планировать и проектировать, практически реализовывать, получать готовый продукт, анализировать результаты, производить рефлексию и самооценку; уметь создавать для себя нормы деятельности и поведения, пользоваться или критически относиться к нормам, созданным другими; осуществлять в целях собственного образования выбор своих действий, объектов и предметов познания и труда, выдвигать адекватные основания выбора;
действовать по алгоритму, уметь самому составить алгоритм, новой деятельности, поддающейся алгоритмизации; проводить самооенку собственных знаний и умений, трудовых усилий, продвижений в своем развитии.
Коммуникативные универсальные умения:
строить коммуникацию с другими людьми - вести диалог в паре, малой группе, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для достижения общего результата; владеть языком как средством коммуникации, понимать сходства и различия языков науки, искусства, математики; занимать в соответствии с собственной оценкой ситуации, ценностями различные позиции и роли, понимать позиции и роли других людей.
Ну и так далее, устала печатать;) 24.12.2002 16:13:23, Kenga
Wow, это просто про школы, где учился сын. :)))
24.12.2002 22:03:36, IVA
Читайте также
7 причин не носить брекеты: когда они противопоказаны и почему
Кому нельзя носить брекеты?