Проболела моя девушка спряжения глаголов, вот в один из первых дней просит объяснить. Объясняю, ребенок внимательно пытается въехать, потом радостно говорит (дошло!): "а-а, ну это как во французском, глаголы 1, 2, 3 группы?" Ну, да, вобщем где-то так, суть уловила.
Кстати, для тех, кто дочитал, просьба: не помните ли стишок для запоминания глаголов 2 -го спряжения?
Конференция "Ребенок от 7 до 10""Ребенок от 7 до 10"
Раздел: --- юмор
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Ко второму же спряженью
Отнесём мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
И ещё смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, дышать, держать,вертеть
И зависеть , и терпеть.
Остальные без сомненья
Будут первого спряженья.
08.04.2005 15:00:14
Отнесём мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
И ещё смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, дышать, держать,вертеть
И зависеть , и терпеть.
Остальные без сомненья
Будут первого спряженья.
08.04.2005 15:00:14
Скажите, кто автор - пойду лично убивать!
А теперь, если уважаемая публика не возражает, я все-таки расскажу, в чем там дело.
"Относиться к 1-му или 2-му спр. значит иметь в настоящем/будущем времени либо набор окончаний -у, -ешь, ... -ут/-ют (это 1 спр.) либо -у, -ишь, ... -ат/ят. Почти все глаголы русского яз. распределяются по этим двум спряжениям. Исключения составляют несколько "уродов", таких как, например ДАТЬ-ДАМ-ДАШЬ, ЕСТЬ-ЕМ-ЕШЬ или разноспрягаемые ХОТЕТЬ и БЕЖАТЬ.
Естественно, встает вопрос - можно ли по неопределенной форме узнать, к какому спряжению относится данный глагол. Ответ - например, как ниже у Репкина. Или ответ: можно, но не всегда.
Далее, можно сказать, что все глаголы на -ИТЬ, кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ отн. к 2-му спр., т.е. имеют окончания наст/буд. с -и-. (На самом деле - про СТЕЛИТЬ - не так все просто, т.к. формы типа СТЕЛЕШЬ это от СТЛАТЬ). Здесь же конечно надо сказать, что говоря "глаголы на -ить" мы имеем в виду те, где это -и- - не часть корня (т.к. ПИТЬ, БИТЬ и т.д. - 1-е спр.).
Про другие (не на -ить) глаголы - надо говорить отдельно о каждом классе. Сомнения могут возникнуть с глаголами на -ЕТЬ и -АТЬ, т.к. такие бывают и в 1, и во 2-м спряжении. Вот про это - пусть будет по Репкину.
А теперь совсем отдельная тема, имеющая отн. к правописанию, а не к грамматическому устройству языка: Правописание безударных личных (т.е. наст. вр.) окончаний. Т.е. что писать -ит или -ет, например.
И вот на этот вопрос ответ следующий:
1)Все, кто в инф. на -ить (кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ) - будут иметь в безударных окончаниях -и-.
2)Все, кто НЕ на -ить, кроме 11 исключений - будут иметь в безударных окончаниях -е-. А вот 11 исключений - это как раз стишок.
Коллеги-филологи - поправьте, если что-то объяснила слишком непонятно! :) 08.04.2005 20:49:21, mzh
А теперь, если уважаемая публика не возражает, я все-таки расскажу, в чем там дело.
"Относиться к 1-му или 2-му спр. значит иметь в настоящем/будущем времени либо набор окончаний -у, -ешь, ... -ут/-ют (это 1 спр.) либо -у, -ишь, ... -ат/ят. Почти все глаголы русского яз. распределяются по этим двум спряжениям. Исключения составляют несколько "уродов", таких как, например ДАТЬ-ДАМ-ДАШЬ, ЕСТЬ-ЕМ-ЕШЬ или разноспрягаемые ХОТЕТЬ и БЕЖАТЬ.
Естественно, встает вопрос - можно ли по неопределенной форме узнать, к какому спряжению относится данный глагол. Ответ - например, как ниже у Репкина. Или ответ: можно, но не всегда.
Далее, можно сказать, что все глаголы на -ИТЬ, кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ отн. к 2-му спр., т.е. имеют окончания наст/буд. с -и-. (На самом деле - про СТЕЛИТЬ - не так все просто, т.к. формы типа СТЕЛЕШЬ это от СТЛАТЬ). Здесь же конечно надо сказать, что говоря "глаголы на -ить" мы имеем в виду те, где это -и- - не часть корня (т.к. ПИТЬ, БИТЬ и т.д. - 1-е спр.).
Про другие (не на -ить) глаголы - надо говорить отдельно о каждом классе. Сомнения могут возникнуть с глаголами на -ЕТЬ и -АТЬ, т.к. такие бывают и в 1, и во 2-м спряжении. Вот про это - пусть будет по Репкину.
А теперь совсем отдельная тема, имеющая отн. к правописанию, а не к грамматическому устройству языка: Правописание безударных личных (т.е. наст. вр.) окончаний. Т.е. что писать -ит или -ет, например.
И вот на этот вопрос ответ следующий:
1)Все, кто в инф. на -ить (кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ) - будут иметь в безударных окончаниях -и-.
2)Все, кто НЕ на -ить, кроме 11 исключений - будут иметь в безударных окончаниях -е-. А вот 11 исключений - это как раз стишок.
Коллеги-филологи - поправьте, если что-то объяснила слишком непонятно! :) 08.04.2005 20:49:21, mzh
Ага. Получается, что глаголы типа пищать-кричать-визжать в стишок не входят, потому что у них это окончание ударное?
08.04.2005 20:59:21, пчела Майя
Ну да. Только очень часто приходится слышать формулировку: ко 2-му спр. относятся все глаголы на -ить (кроме брить, стелить) + 11 глаголов (стишок). Что неверно :).
К такой формулировке приводит неумение отделить грамматику от правил написания. А для учителей русск. яз. и авторов пособий такое неумение все-таки неприемлимо! 08.04.2005 21:50:46, mzh
К такой формулировке приводит неумение отделить грамматику от правил написания. А для учителей русск. яз. и авторов пособий такое неумение все-таки неприемлимо! 08.04.2005 21:50:46, mzh
Пожалуйста! Не делайте этого! Не учите вы этот дурацкий стишок, не объяснив для чего он нужен! А вы знаете, для чего он нужен? Если нет - напишу :). Это никак нельзя назвать стишком "для запоминания глаголов 2-го спряжения"!
08.04.2005 13:54:17, mzh
Более того: лучше бы вообще не вводить мнемоники на осмысленные темы (не список несвязных предметов) здоровым детям...
09.04.2005 15:20:23, Мария Д.
Детям, у которых уже есть (из опыта обнаружена) ПРОБЛЕМА с памятью, стоит искать способы обхода проблемы. Какие способы? Я бы пробовала сначала всё же смысловые способы, и потом уже надсмысловые (т.е. мнемоники, гипноз и тому подобное).
11.04.2005 06:15:42, Мария Д.
Смысл в том, что эти глаголы относятсо ко 2-му спряжению, хотя по виду должны бы к первому. Хороший стишок. Что с ним не так-то?
08.04.2005 14:21:53, пчела Майя
Тогда ответьте мне, плз, на вопрос: почему в этот список не входит глагол "кричать", например? Или "пищать"? Или они у вас к 1-му спряжению относятся?
А как вы формулируете правило - какие глаголы к 1-му, а какие ко 2-му относятся?
Нельзя заучивать что-то не зная цели этой мнемоники, ИМХО. 08.04.2005 14:52:37, mzh
А как вы формулируете правило - какие глаголы к 1-му, а какие ко 2-му относятся?
Нельзя заучивать что-то не зная цели этой мнемоники, ИМХО. 08.04.2005 14:52:37, mzh
я со своим Репкиным снова влезу, можно? Там интересно про спряжения - без стишка. Ко второму спряжению относятся все усекаемые глаголы на -ить (усекаемые - в которых суффикс инфинитива при изменении по лицам исчезает), все усекаемые на -ать после шипящего и все усекаемые на -еть. Исключение одно -"гнать" тоже ко второму спряжению относится
08.04.2005 15:21:38, НадяН.
А ссылку дайте пожалуйста - что за Репкин такой, хочу своими глазами изучить. Вдруг да хороший человек :)
08.04.2005 20:52:21, mzh
даю -
http://www.ozon.ru/context/detail/id/1715439/
это учебник за 3й класс по программе Эльконина-Давыдова 08.04.2005 22:29:59, НадяН.
http://www.ozon.ru/context/detail/id/1715439/
это учебник за 3й класс по программе Эльконина-Давыдова 08.04.2005 22:29:59, НадяН.
Это хоть, в отличие от приведенного выше стишка - грамотно, только, ИМХО, детям трудно.
08.04.2005 20:22:52, mzh
детям не так уж и трудно. Это я тут сжато написала, а в учебнике достаточно понятно и занимательно все это расписано
08.04.2005 22:30:58, НадяН.
а дальше там же расписано и про стлать и про зиждиться, а еще - про вышибить, свищет и мяучит :)
08.04.2005 22:40:05, НадяН.
08.04.2005 22:40:05, НадяН.
"куда" это интересный вопрос :) Не знаю, куда-то исчезает. Пример - слышать-слышу суффикс -а- исчез, а вот слушать-слушаю суффикс -а- остался при изменении из инфинитива в 1е лицо.
08.04.2005 15:31:36, НадяН.
Да я уж не помню, мне спряжения ни к чему. Детям, кажется, тоже. Я только стишок и помню. Однако в школе все было понятно, думаю, сейчас в школах объясняют не хуже.
08.04.2005 15:00:27, пчела Майя
Часто - именно хуже, к сожалению. Мои наблюдения основаны в частности на первокурсниках, которых я ежегодно получаю.
08.04.2005 20:22:06, mzh
А они в какой области первокурсники? Нужны им те спряжения-то? А кстати, что там все-таки с остальными глаголами типа кричать? У меня нет ответа на этот вопрос. Может, никогда и не было. Я писать от природы умею и правил никогда не учила.
08.04.2005 20:32:16, пчела Майя
Первокурсники, к сожалению - филологи-лингвисты, так что им очень даже нужны спряжения. Человеку не-лингвисту от природы грамотному - и правда, не нужны ни стишки, ни другие правила правописания. Но, увы, не все же грамотные :(. А про глаголы - написала, выше там!
Просто самое печальное, что даже в некоторых учебниках и пособиях написана ерунда, от истины - далекая. Нужно - не нужно - это другой вопрос. Но в учебниках все-таки должна быть правда, я считаю. 08.04.2005 20:55:07, mzh
Просто самое печальное, что даже в некоторых учебниках и пособиях написана ерунда, от истины - далекая. Нужно - не нужно - это другой вопрос. Но в учебниках все-таки должна быть правда, я считаю. 08.04.2005 20:55:07, mzh
А что в этом стишке криминального? Какая разница, просто зубрить эти глаголы или в рифму? Я в школе просто зубрила и никогда их толком не помнила, дочка обожает рифму, ей так легче запомнить...
Ес-но, общее правило из учебника про 1 и 2 спряжение она тоже выучит. 08.04.2005 14:12:44, hanhi
Ес-но, общее правило из учебника про 1 и 2 спряжение она тоже выучит. 08.04.2005 14:12:44, hanhi
Это случайно не
гнать, держать, терпеть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, а еще... и зависеть и смотреть 08.04.2005 13:38:51, Maroshka1
гнать, держать, терпеть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, а еще... и зависеть и смотреть 08.04.2005 13:38:51, Maroshka1
Читайте также
Процедура установления отцовства: какие документы необходимы и какие права это дает
Для чего вообще устанавливать отцовство?
Популярные советы по омоложению кожи рук – работают или нет? Мнение эксперта
Как правильно ухаживать за руками?