Раздел: Школа

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Девочки, ну что мне с ним делать!!! Сын

Девочки, ну что мне с ним делать!!! Сын пятиклассник, к учебе интереса ноль. Вот третий день задают на дом однотипные задачи, прорешали уже штук пятнадцать, не считая, что в классе они тоже решают. Смотрит, как-будто впервые видит, ни малейшей потуги подумать, но говорит, что думает. Сажусь помогать, он тупо на всё смотрит. Пока изображаю на черновике объяснение – с облегчением отводит глаза в стену. Задаю наводящие вопросы – отвечает невнятно, каждое слово надо тянуть из него. Не выдерживаю, срываюсь, довожу его. Он заплачет, вспылит, мол мне эта учеба вообще не нужна, даже тут схватил учебник, чтобы выкинуть, но положил рядом с мусорным ведром.
Вот и что делать, оставить в покое его и эту учебу? Но он не может сделать самостоятельно. Пусть идет с несделанным заданием? Или не добиваться, чтобы понял решение, а подсказками помочь решить? Так ведь при самостоятельной работе ничего не сможет сделать. Помогите, посоветуйте!!!
24.09.2004 19:24:13,

38 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Как мне это меня напоминает. Причем первые раз десять я еще пыталась понять о чем собственно речь, потом вообще вырубалась. Так толком и не умею решать задачи ни про трубы, ни про.. да ни про что...
Как помочь не знаю. Думаю, что меня с моими детьми ждет та же участь. могу только посочувстовать. Или может репетитора толкового?
25.09.2004 21:16:04, Аник (17)
Businka
Мужа математика :) Я тоже не могу задачи решать, а муж с удовольствием с детем разбирает их. 25.09.2004 22:26:23, Businka
Папа у нас тоже математик, только мы не живем с ним вместе. 25.09.2004 22:52:17, Анн@
У меня муж математик, и я математик, но почему-то муж быстро начинает беситься от тупости ребенка, поэтому я сама с ним разбираю. 25.09.2004 22:40:20, Наташа и Игорек
Businka
Мой тоже бесится от ее тупости :), но у нас выбора нет. Или с папой или самой ковыряться. Я просто ничего не соображаю :) Мне впору себе репетитора нанимать, особенно, когда занимались по Петерсону :) 26.09.2004 11:29:30, Businka
17 в скобках это возраст? Если да, то может Вы мне объясните, почему нельзя понять задачи, решённые 15-20 раз и соответствующие возрасту? Дело в том, что сынуля мой ни в точных науках, ни в гуманитарных не проявляет рвения. 25.09.2004 21:48:55, Анн@
Простите, пожалуйста, не сразу в регу посмотрела! 25.09.2004 22:57:10, Анн@
По-моему, это не возраст. :))) На 7е так обозначают число недель берем. :))) Заранее извиняюсь, если это не так. 25.09.2004 22:06:51, Наташа и Игорек
Так-так. :-)) 27.09.2004 14:18:20, Аник (17)
:) 25.09.2004 22:09:33, Анн@
Вы пробовали сменить педагогический приём с "объяснения" (самый малоэффективный способ преподавания) на что-нибудь другое? 25.09.2004 06:30:02, Мария Д.
Я потому и спрашиваю, что не знаю, что делать. Мне кажется, что сын должен понять суть и тогда сможет решать сам. А какой же метод тогда эффективен? 25.09.2004 08:07:22, Анн@
Да, Вы совершенно правы. Сын должен понять суть. Так вот, для понимания сути объяснения - НЕ эффективны. Вот несколько более эффективных методов:
- Использовать модель, например, блоки Лего для умножения, дать ребёнку составить модели примеров
- Предложить ребёнку составить свою задачу
- Дать ребёнку разобрать парадокс на тему, что-то странное, например, про деление на ноль есть "доказательство", что 1=2
- связать тему с другими, можно не-математическими темами, уже хорошо известными ребёнку (скажем, вероятность и игра-бродилка).

Если Вы напишете несколько этих математических примеров, я смогу более конкретно подсказать, что делать.
25.09.2004 15:05:00, Мария Д.
Задачи такого плана:
1) Токарь придумал новый способ обработки деталей и за 1 час стал обтачивать на 2 дет. больше, чем полагалось по плану. Поэтому дневную норму он выполнил не за 8 часов, а за 7ч. Сколько деталей по норме должен обработать токарь за день?
2) Если варенье, заготовленное на зиму разложить в 2-литровые банки, то их потребуется на 9 больше, чем 3-литровых. Сколько варенья заготовлено?
Надо не решать задачу, а составить матем. модель 2-мя способами (т.е. составить 2 варианта уравнений с 1-м неизвестным и с 2-мя).
Но вообще это просто частный случай, который довёл меня почти до белого каления. Я не знаю, как заинтересовать его учёбой. И с пересказами беда просто, память у него что-ли совсем плохая? А как натренировать?
25.09.2004 17:41:07, Анн@
Ещё почитайте книжку Пойя, "Как решать задачу?" Там именно о педагогике решения задач, я думаю, Вам понравится, как математику :-) 26.09.2004 04:31:47, Мария Д.
1. Во-первых, ребёнку важно понять, что происходит. Он живого токаря когда-либо видел? :-) Детали эти? Убедитесь, что ребёнок "в теме" задачи. Это важно, даже для взрослых, от этого у многих людей зависит успех.

Дальше - моделируем. Часами, конечно, детали точить не будем :-) Рисуем картинки. Скажем, Вы звоните колокольчиком или просто хлопаете в ладоши или поёте смешное что-то ("В траве сидел кузнечик, в траве сидел кузнечик"). Пока поёте, сын рисует галочки. Пусть постарается равномерно, скажем, на каждое повторение про кузнечика - три галочки. Восемь повторений песенки, восемь троек галочек (каждую тройку с новой строчки, чтоб считать легче было).

Теперь рисуем быстрей. Как в задаче. Вместе прочитали - на сколько быстрей? На две детали в час больше. На две галочки за каждое повторение песенки больше. Сделали. Сравнили - получилось за семь повторений столько же? Не получилось. А как сделать, чтоб получилось? Пусть думает, пробует даже неправильные стратегии. То, чего мы не знаем в задаче (как выясняется из модели) и можно принимать за Х и У по ходу. Решение первой задачи может занять и час так. Но зато вторую, третью и дальше должен решить осмысленней и быстрей.

С пересказами - попробуйте такую стратегию. Первый раз читаете кусок. На бумаге крупно пишете вопросы "Где? Кто? Что делали - в начале? Потом?" Рисуете сцену или сцены, где происходило действие. Например, сначала на корабле, потом на причале, потом в замке. Кто был в каждой сцене? Рисуете основных персонажей. Можно в стиле "палка, палка, огуречик", можно детально, как ребёнок хочет. Подписываете основные действия под каждой сценой. Это задействует визуальную память в добавок к словесной. Конечно, потом ребёнок сам будет такие "комиксы" рисовать, а в начале стоит ему подсказать, как, может, и нарисовать часть. А потом этот процесс визуализации происходит в уме (сильно потом, через годы).

Если надо пересказать описание природы (брр), можно тоже нарисовать главные компоненты. И лучше в смешном виде. Травка зеленеет (кислотную травищу до неба), солнышко блестит (рожицу на нём), ласточку какую крутую тоже, с весною. И прямо по картинке пересказывать. Ещё надо подробнейшим образом убедиться, что ребёнок знает ВСЕ слова в тексте. Например, большинство детей (и многие взрослые) сейчас не знают, что такое "сени", так что пересказать, как ласточка в них летит - не смогут толком. То есть стоит или нарисовать, или подробно рассказать" "Сени - подсобка у входа, нежилая, проходная часть дома, где часто открытые двери, и потому там даже ласточки гнездятся! Представляешь, прямо в доме. Только дверь откроешь, как ласточка залетает в сени. А на зиму ласточки в Африку улетают, и как весна - возвращаются в свои гнёзда в сенях". Чем больше подробностей, тем легче ребёнку запомнить текст. Но не надо читать лекции! Рисовать, короткими кусочками показывать, и побольше вопросов задавать, чтоб не мог отвлечься. Прямо последите, чтоб больше тридцати где-то секунд подряд никогда не говорить. Вопросы хоть простые, вроде: "А ты бы хотел, чтоб у нас в квартире летали птички?" :-))
26.09.2004 04:29:37, Мария Д.
Спасибо! Скопировала Ваши советы в комп, чтобы быстрее находить. Попробую воспользоваться.
Единственное смущает с песенками и колокольчиком: сыну уже 11 лет.
26.09.2004 09:49:27, Анн@
Ну, можно крутое сделать. Не про кузнечика, так хэви метал петь. Понятно, подобрать модель, не противную ребёнку. Но модели нужны всем, даже взрослым.

Вы привели задачки про время и про объёмы. Эти две темы больше всего неприятностей приносят обычно. Потому что у людей есть сильные внутренние образы двух печений или двух метров, но не двух минут и не двух литров. Любые задачи, в которых есть время или объём, будут сложней, я исследования и читала и проводила :-) Так что модели какие-то нужны.

Вот как можно делать: показать одну модель, "глупую" (какую придётся), и дальше предложить сыну самому придумать модель, которая ему нравится. Это вообще математически полезное занятие :-) Да, под "моделью" тут я понимаю какое-то проигрывание ситуации на предметах, или на рисунках хотя бы.

Расскажите, хоть в двух словах, как будет.
26.09.2004 16:32:11, Мария Д.
пчела Майя
Расскажите, если будете пробовать, что получится - мне кажется, это так сложно. Интересно, что ребенок скажет. Я бы наоборот не стала делать акцент на токаре и деталях - иначе, из чего следует, что задача про варенье такая же. Я, когда такие задачи объясняла, сводила их к задачам на движение. 26.09.2004 11:13:54, пчела Майя
Абстрактное и конкретное. В математику (университеты) идёт систематический отбор аутоподобного поведения :-) Предпочтения формального и абстрактного конкретному. Большинство студентов в итоге учиться на абстрактных моделях может. Но большинство людей в средней популяции всё же учатся от конкретного к абстрактному. И если у человека проблема, я предпочитаю откатиться как можно дальше в конкретное, там найти, где у него трудности, справиться с трудностями и с новыми силами :-) и с новым пониманием идти в абстрактное. Из описания ситуации мне показалось, что проблема у ребёнка именно в связях между конкретным и абстрактным. Ладно, подождём результатов экспериментов :-)) 26.09.2004 16:39:43, Мария Д.
пчела Майя
Да, наверное, вы правы. Если есть трудности, такой прием может помочь. 27.09.2004 00:14:59, пчела Майя
Светлана
Согласна! 26.09.2004 15:44:55, Светлана
Я еще не пробовала, но если спрогнозировать... Когда мы нарисуем галочки по 3 штуки 7 рядов и по 5 штук 8 рядов, посчитаем и обнаружим, что не получилось. Я скажу: "Не получилось, а как надо сделать, чтоб получилось?" (по предложенной методике). Уверена на 99,99% он ответит: "Никак, это невозможно сделать" 26.09.2004 12:09:07, Анн@
По 3 штуки 8 рядов, и по 5 штук 7 рядов :-) На всякий случай. 26.09.2004 16:41:35, Мария Д.
Ну да. 26.09.2004 20:07:39, Анн@
Тогда Вы говорите: "Спорим на пять рублей, что я сделать смогу?" Отворачиваетесь, находите ответ, даёте ему разыграть ситуацию - получится или нет, чтоб удостоверился. И даёте такую же задачку с другими числами (токарь точил на три детали больше, сделал за пять часов вместо шести).

Можно дать задачку очевидную, с маленькими числами, где решение видно невооружённым глазом.

Кстати, очень полезно дать много задачек в совершенно одинаковом контексте (токарь и детали). НЕКОТОРЫЕ ученики путаются в контекстах, и им надо так учиться. Сначала почувствовать себя комфортно в одном контексте, прорешав в нём много задачек. Потом почувствовать себя комфортно в другом контексте. В третьем. И только потом прыгать по контекстам.
26.09.2004 16:36:06, Мария Д.
Предоставляю отчет: сели мы решать задачу про токаря (к слову сказать, мы её уже решали и решили в пятницу, но тем легче – думалось мне). Сын немного «подумал» сам. Потом села я и предложила изобразить работу токаря. Он рисовал галочки по 3 шт 8 рядов, потом быстрее по 5 шт 7 рядов. Сделал токарь ту же работу? Стали считать, причём считал он галочки сложением(!). Не получилось, а как сделать, чтобы получилось? «Никак».
Дальше по плану –спорим на пять рублей, что у меня получится. Мальчик оживился и пытался подсмотреть процесс решения, очень расстроился, увидев, что я всё зарисовала. Надеялся просто списать. Я изобразила галочки 8 рядов по 14 шт и 7 рядов по 16 шт. Предложила считать, он попробовал и решил, что не будет- сложно в уме складывать 8 раз по 14. Наводящими вопросами намекнула, что можно умножить. Наконец сосчитали, обнаружили, что всё сходится. С о-о-чень жирными подсказками составили уравнения.
Но его доля участия в их составлении по-прежнему ничтожна!
Сейчас он делает вид, что решает следующую задачу. Честно говоря, даже вид не делает. Сидит за столом, лежит на столе. Сообщает мне, что эти задачи не решаются. Зачем они вообще нужны и т.д. Напоминаю, что дала задачи, которые мы уже решали.
-«Это нельзя решить!»
-«Мы уже её решали?»
-«Решали»
-«Значит, её можно решить?»
«Нет!»
В общем терпежу нет никакого. И звонить перед ним в колокольчик или петь песенки, хлопая в ладоши не хочется. А хочется выпороть, чтоб не издевался над матерью!
27.09.2004 19:34:46, Анн@
Знаю только один прием - объяснять одно и то же с разных сторон. Никогда не спрашивать, "что ты не понял"? - потому что ребенок никогда не может объяснить, что же он не понял. Если видите, что реакции ноль, находите другое объяснение, ищите варианты, приводите примеры из жизни. Как увидите, что оживился, значит, нашли. 25.09.2004 11:33:28, Анаис
Если вы не можете себя сдерживать, лучше не занимайтесь - только хуже будет. Воспользуйтесь помощью профессионального репетитора по основным предметам. 24.09.2004 22:50:50, Анаис
Не скажу, что не могу себя сдерживать. Я вообще достаточно уравновешенный человек. Но добивает "пофигизм" сына, кажущийся или настоящий. Мне кажется, он не старается вникнуть, а вроде отрабатывает передо мной выполнение дом. заданий. Репетитор -удовольствие не из дешевых. Конечно я в состоянии оплачивать, но у меня математическое образование. Честно говоря, мне странно нанимать человека, если я могу и сама всё разжевать. А потом, не рано репетитора в 5 классе? 25.09.2004 08:11:49, Анн@
Конечно, не рано. Если вы посчитаете, что у сына уже есть провалы в знаниях, которые наслаиваются друг на друга и мешают понять новый материал, то в самый раз нанять человека, который поможе разобрать все эти "завалы". Второе соображение - срываясь, вы только усугубляете негативное отношение сына к учебе. Педагогика это ведь тоже и профессия, и призвание, и не каждый родитель этим наделен. Так что репетитор (но только хороший репетитор, потому что они тоже бывают разные) был бы выходом. Еще есть специальные психологи, которые занимаются причинами трудностей в обучении и поиском мотивации для каждого конкретного ребенка. Нужно поискать такого психолога, хотя он тоже стоит денег. Как вариант, почитать психологическую литературу, на эту тему ее тоже немало - я к такого рода чтению отношусь уважительно, потому что мне лично это не раз помогало. 25.09.2004 11:30:21, Анаис
Про литературу согласна полностью, читаю. Может подскажете что почитать ещё? 25.09.2004 11:34:28, Анн@
Попробуйте в инете поискать - слава богу, меня хотя бы проблема обучения мало интересует, у меня другие проблемы:) 25.09.2004 19:46:32, Анаис
Мартовская кошка
О, очень знакомо! Плюнула на педагогические приёмы и разжёвываю и чуть ли не готовые решения подаю. в том году бились над периметрами и площадью - ни одной задачи без меня решить не мог. Вчера решил подобную задачу сам и пришёл ко мне хвастаться.
Задачи решали - я рисовала в тетради пальто, картошку, и т.д - всё, что они должны были посчитать. И только так понимал, что от него требуется. В этом году решает пока без схем, самостоятельно, только мне вслух проговаривает решение.
А деление и умножение в столбик.. просто лейся песня! До сих пор спотыкается...
24.09.2004 21:12:22, Мартовская кошка
Как мне это знакомо!
Дочь в третьем классе уже и уроки делаем так же из-под палки. Тоже надеялась, что с возрастом пройдет. Не проходит.:((((
Я тут тоже посижу, советов подожду.
24.09.2004 20:46:12, Ария
Irina L
Боже! Какой кошмар! Моя точь-в-точь такая же, но во втором классе. Я надеялась, что с возрастом это пройдет.... 24.09.2004 20:27:13, Irina L
Не пройдет:(( 25.09.2004 00:34:01, Чернобурка (мрачно)
Я тоже надеялась, то в большей, то в меньшей мере... 24.09.2004 20:32:38, Анн@

Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!