Раздел: Образование, развитие

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Таблица умножения

Хотела ответить на вопрос Наташе – поделиться, как мы эту таблицу повторяем. Но так громоздко получилось – что лучше вытащить сюда, а не загромождать беседу там.
Мне “Усачевская” таблица умножения тоже не понравилась. Зато сын с большим удовольствием занимался по книжке, которая так и называется “Таблица умножения”, автор Ребекка Трейс. Главные герои – семейство Огов, люди пещерные – но умножение уважающие. Например: на развороте приведена таблица умножения на два, и читателю предлагается помочь миссис Ог – она разводит динозавров, надо сосчитать сколько их вылупилось, сколько еды им понадобится и т.п. (простейшие задачи на умножение: В каждом яйце находится по два динозавра. В понедельник из трех яиц вылупилось … тут оставлено место для записи решения и ответа … ). На следующем развороте – таблица умножения на 3 (соответсвенно и задачи – с использованием таблицы на 3) и ОТДЕЛЬНО ВЫДЕЛЕНЫ примеры, которые ребенок уже знает (так и написано: 2 х 3 – это то же самое, что и 3 х 2). И знакомый уже пример в таблице обведен отдельной рамкой. С каждой страницей обведенных рамкой примеров все больше – ребенок наглядно видит, что учить-то ему все меньше и меньше. Все это – еще и с яркими картинками.

Еще нам очень помогает такой метод. Нарезается альбомный лист на маленькие карточки, и на каждой пишем:
- с одной стороны – пример
- с другой стороны – ответ
Толик берет карточку, читает пример, отвечает, переворачивает ее – сам же себя проверяет. Если ответ правильный – он откладывает карточку в одну сторону, если неправильный – в другую. В конце концов получаются две кучки – и дальше он работает только с кучкой “не знаю”. Намного экономит время – оно не тратится на уже хорошо знакомые примеры. Мы с ним не только таблицу умножения так учили, но и английские слова, и ноты, и еще много чего учить можно.

Но это все касается изучения нового. А вспомнить уже изученное, но подзабытое, нам помогают пособия Узоровой и Нефедовой. Тоненькие такие книжечки с примерами. Мы с Толяном называем их тренажерами, а на самом деле название книжки, которую мы уже заканчиваем (всего-то несколько дней ушло – по дню на каждую страницу) “3 000 примеров по математике. Табличное умножение и деление”. На каждой странице – несколько столбиков с примерами на умножение и деление, дитю остается только ответы вписывать. Если он не может долго вспомнить какой-то ответ – я никогда не запрещаю подсмотреть в уже решенных столбиках (пока он его найдет – столько раз все глазами пробежит, хоть визуально – да запомнит). Здесь ему нравится как бы соревнование с самим собой: под каждым столбиком примеров оставлена клеточка для записи времени и нарисованы мордочки. Если быстро решил – мордочка такая : -) , помедленнее : -! , слишком долго : - ( . К последней Толик еще и слезки пририсовывает. Когда решена вся страница – выбирается лучшее время. Толик еще придумал лучики к этим мордочкам пририсовывать – сколько раз на какую мордочку решил, столько к ней и лучиков, и гусениц наверху страницы раскрашивать.

И последнее, что у меня припасено для него – но еще не дошли. В тренажерах таблицы по порядку – первая страница на 2, вторая – на три и т.д. Не хочется этот порядок нарушать, а вот как закончим – девятку вспомним, так и подсуну ему эту игру. Что-то вроде мозаики – картинка разрезана на квадратики, они перемешиваются, на каждом квадратике – ответ на пример. Сами примеры на отдельном листе – лист расчерчен на квадратики, в каждом квадратике – пример. Ребенок должен решить пример, найти квадратик с ответом и положить его на место – если все решено верно, то в итоге получится картинка. Не знаю еще, понравится ли Толику – но на уроках у меня ребятишки складывали это дело с удовольствием.

Вот. В итоге – всех этих тренажеров, игр и книжек - примеры потихоньку запоминаются. В тренажерах – с каждым столбиком время все уменьшается и лучиков больше прибавляется на улыбающихся мордочках.

Знаю еще один метод изучения таблицы. Честно говоря, не пробовала еще им никого научить – хотя сама особо нудные дисциплины учила с его помощью (и до сих пор помню некоторые вещи – которые мне совершенно не нужны, но вот так хорошо выучились!). Со стороны это дело кажется громоздким, но – то, что не подходит мне, может понравиться и подойти кому-то другому. В книжке, откуда я его подхватила, написано, что метод успешно опробован в школах – кому-то, наверное, помог. Каждой цифре подбирается образ животного, похожего на нее и с ними придумываются истории и картинки, увязанные с таблицей умножения. А ведь истории и картинки, особенно самостоятельно придуманные, запоминаются получше любых таблиц! Например. Единица – это ЗЕРКАЛО. Глядя в зеркало, любой человек или животное увидит только себя. Поэтому все цифры таблицы, а именно – 2,3,4,5,6,7,8,9 – при умножении на 1 будут как бы смотреться в зеркало и видеть только себя.
Значит, 2 х 1 = 2 будет выглядеть так: ГУСЬ (цифра 2) подошел к ЗЕРКАЛУ (цифра 1) полюбоваться собой.
2 х 2 = 4: Встретился наш молодой ГУСЬ (цифра 2) с молодой ГУСЫНЕЙ (цифра 2), решили поплавать. Плывут они по реке, общаются и загребают воду ЧЕТЫРЬМЯ ЛАПАМИ.
Ну, и так далее. Если ярко представить себе все эти сюжеты – запоминается надолго. Повторюсь – сама подобным способом в универе запомнила кучу информации, до сих пор забыть не могу.
19.08.2004 14:53:30,

4 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
А где такая продается? 19.08.2004 16:45:37, Наташа и Игорек
Все-все я покупала в книжных магазинах, в тех же отделах, где продаются учебники. Правда, в разное время.

Узорова с Нефедовой сейчас везде продаются, у них очень много всяких пособий имеется, по всем классам, предметам и темам. Но мне больше всего понравились вот эти тоненькие пособия для отработки автоматизации навыка счета (они есть не только на таблицу умножения – есть и на внетабличное умножение-деление, есть на сложение-вычитание до 10, до 100, есть – на порядок действий. В общем, всех не перечислишь).
Таблицу умножения Ребекки Трейс покупала года два-три назад.
О таблице умножения с животными прочитала в книжке “Как развить хорошую память”, с целым коллективом авторов И.Матюгин, Е.Жемаева, Е.Чакаберия, И.Рыбникова.
С мозаикой – сложнее всего. Покупная у меня одна-единственная, приобретенная году в 92-93, даже и не вспомню точно. И больше ни разу нигде я таких не видела. Все остальные у меня – самоделки, мне же надо было ими целый класс обеспечить, да чтобы все разные были – чтоб не надоедали.
Еще я как-то давно делала тоже на класс такие пособия – типа тех же Узорово-Нефедовских. То есть – столбиками примеры, но к каждому столбику еще и ответы есть (таким же столбиком). Дети просто накладывали на страницу в тетради полоску с примерами, записывали в тетради ответ – потом я раздавала полоски с ответами и каждый сам себя проверял. Тоже хорошо автоматизация навыка отрабатывается, а занимают на уроке – всего пару минут времени. Доберемся как-нибудь и до них с Толиком.
19.08.2004 21:46:29, Ирина В.М.
Ух ты, как здорово с животными! А еще есть какие-нибудь готовые ассоциации? Поделитесь, пжлст, чтобы самой меньше придумывать. :) 19.08.2004 16:19:56, Рики-Тики-Тави
Есть. Там вся таблица умножения. Мне совсем не трудно перепечатать Вам хоть весь текст – он немаленький, но я справлюсь быстро (18 лет подработки перепечатыванием текстов научили). Но сложность в рисунках – там к каждому примеру картинка, которая действительно легко запоминается и в ней угадываются очертания цифр. А вот без картинки сама бы я представить такое не смогла, и весь этот текст предстает полной абракадаброй (а с картинками – нет, все понятно). Животные там такие:
2 – гусь
3 – верблюд
4 – жираф
5 – кенгуру
6 – улитка
7 – крокодил
8 – змея
9 – кит
Вообще в этой книженции – целая система занятий с младшеклассниками по умению выстраивать такого рода ассоциации и запоминать с помощью их информацию. Если честно, мне таблица умножения по этой книжке понравилась лишь моментами – вся она хороша, и даже очень – но лишь после определенной подготовки.
А вот запоминание СЛОВАРНЫХ СЛОВ (это те, написание которых никакими правилами не проверишь – только механически запоминать) – там вообще изложено классно. Я даже своего детеныша этому научила – ему так понравилось, что он стал сам придумывать картинки к словарным словам. Например, он очень много болел в прошлом учебном году, лежал в больнице – но немного нам удалось позаниматься с ним. Так вот – требовалось выучить словарное слово ПОМИДОР. Он написал его в тетради большими печатными буквами, только вместо обеих букв О нарисовал помидоры – и заявил мне, что в слове помидор два помидора (вот и ассоциация О – это помидор). Слово КАРАНДАШ он нарисовал опять же печатными буквами – как бы выложенными из карандашей. Еще смеялся – ведь круглую букву О из карандашей не сложишь, из них только А может получиться. После того, как он это все сам придумал, нарисовал – неправильно уже не напишет. Правда, учительница наша нас не поняла – все это дело в тетради позачеркивала, вопросительных знаков вокруг понаставила, типа - это же тетрадь по русскому, а не по рисованию (Хотя это и не была школьная тетрадь – вроде домашнего черновика, который мы преподнесли учительнице исключительно в качестве доказательства того, что во время болезни честно пытались не отстать от класса).
Так что если чей-нибудь ребенок никак не сможет запомнить какое-нибудь особо вредное слово – свистите мне. Я тут в книжке посмотрю и расскажу, как его нарисовать. А если нужного слова в книжке не окажется (помидора же с карандашом не оказалось) – то все вместе подумаем, как его можно изобразить. А сама книга называется “Как развить хорошую память. Школа эйдетики”, авторов у нее много: И.Матюгин, Е.Жемаева, Е.Чакаберия, И.Рыбникова.
19.08.2004 21:51:21, Ирина В.М.


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!