Раздел: Школа

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Авторитарный или демократичный учитель?

Дочка идет в следующем году в первый класс. И одновременно я прохожу в этой школе практику, помогаю тестировать выпускников младшей школы - как раз те классы, где работают потенциальные наши учителя. Такая вот мне выпала возможность.

Учителя дочке я выбрала сразу. Подошла сначала к одной учительнице, услышала, как она кричит классу "СИДДДЕТЬ!" и сразу мысленно вычеркнула ее из списка. Вторая оказалась мягкой, спокойной, внимательной. Не "размязня" - строгость в голосе вполне имеется, но в разумных пределах. Дочка ходит к ней на подготовку и вполне довольна.

И вот прихожу я тестировать детей и вот что мы имеет. Класс нашей, демократичной, учительницы справлялся с тестом почти урок. Дети много выкрикивали с места, некоторые из них долго не могли понять инструкцию, переспрашивали, долго писали ответы. К концу сильно устали.
Дети авторитарной "училки" напомнили мне суворовцев из какого-то старого фильма. Они сидели все ровненько, какие-то одинаковые, выдрессированные. Выглядели очень благополучно, когда учительница выходила из класса, начинали дружно весело шуметь, когда она заходила, моментально затихали. Услышав очередной вопрос, дружно склонялись над тетрадями и что-то писали - кто понял инструкцию, кто не понял - других своим непониманием не напрягали. Справились с тестом за 30 минут. Учительница, как я поняла, внутри совсем не злая, детей по-своему любит, но стиля своего придерживается вовсю: постоянные фразы типа "смех без причины - признак...(не озвучивает)", "говорю вам говорю, все без толку" и громовым голосом постоянно всякие "а ну-ка!!!" "молчать!" "Что это такое?" и так далее.
Мой ребенок в том, чтобы на нее кричали, совсем не нуждается (как, допустим, есть безбашенные дети, которым нужна сильная рука). Но обстановка в классе для меня тоже играет роль. Так, где учительница демократичная, может быть больше шума, беспорядка. Опасаюсь такого. Типа обратная сторона демократии.
Такие вот у меня прямо философские наблюдения, воочию увидела результаты разных стилей воспитания и теперь не знаю, что думать. Кстати, девочка с нервным тиком (моргает глазами) встретилась именно в классе демократичной учительницы:) хотя это может быть и случайностью.
08.02.2010 02:59:59,

40 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Юль, а со средней школой ты работаешь? как там их классы идут?
кстати, мы убежали тогда от демократично-безразличной к авторитарной учительнице. ну а золотая середина хороша, если есть в наличии.
10.02.2010 00:40:22, в гости
Практика короткая (половина уже прошла), вряд ли удастся проследить ход событий. Хотя мысль интересная. Психолог в школе всего два года, не очень опытная, у нее тоже выяснить не удастся.
У третьего класса учительницу еще не видела, кстати, ее дети по результатам тестирования показали самую высокую самооценку (ответ на вопрос "в какой группе по учебе ты находишься - средня, сильная, слабая") и при этом самые низкие результаты по мышлению.
Наверное пойдем мы к демократичной, не будем делать лишних движений, а если что будет куда сбежать:)
10.02.2010 12:56:06, ЮлияФ
НатаХо
Интересно про третий класс...
ОФФ. Не буду обижать детишек, но у взрослых обычно "самая высокая самооценка" прямо соотносится с "низкими результатами по мышлению":)))
11.02.2010 15:22:54, НатаХо
понятно:) 11.02.2010 23:42:46, ЮлияФ
Dinania
У нас авторитарный учитель. Отнюдь не монстр надо сказать. Дети - умницы у нее к пятому классу выходят. Но моей нужная твердая рука, иначе мы разгильдяйничаем. 09.02.2010 15:18:52, Dinania
Узнала сегодня результаты тестирования! Результаты по знаниям (тесты на мышление) у детей из обоих классов примерно одинаковы. На вопрос "что тебе мешает учиться лучше?" дети демократичной учительницы выбирали разные причины, многие писали, что мешают соседи по парте, одноклассники. Дети авторитарной - основной ответ "ничего". Все хорошо ,все прекрасно.
Еще там был вопрос "кто мог бы помочь вам в учебе, чтобы учиться лучше?" Дети демократки и третий класс, в котором я не знаю учительницу, дружно ответили "учитель", дети авторитарной так же дружно "я сам".
09.02.2010 13:16:19, ЮлияФ
Ну вот и ответы на все вопросы. :))))))) 10.02.2010 03:54:38, Natem
Ну, как бы явного компромата нет ни на кого. Рассчитывают на себя - самостоятельные. Тоже вроде неплохо. Не склонны копаться в причинах и искать виноватых - тоже качество "на любителя". 10.02.2010 12:59:02, ЮлияФ
Зато сразу видны все стороны этих разных медалей. :))) 10.02.2010 16:55:11, Natem
НатаХо
Ну, собственно, что и требовалось доказать...
Дети авторитарной не видят в ней помощника в учебе, рассчитывают только на себя. Некомфортная для ребенка ситуация((
09.02.2010 14:40:01, НатаХо
Если бы была некомфортная - они бы написали, что им что-то мешает заниматься.
А они просто рассчитывают на себя, не ждут, что их за руку водить будут. Я бы выбрала этот вариант.
11.02.2010 00:28:06, маугленок
Выглядят внешне очень благополучными. Копаясь глубже, можно предположить, что проблемы загоняются глубоко вовнутрь, да... 09.02.2010 15:01:31, ЮлияФ
Мдаааа.... Всем спасибо за мнения, но в какое же замешательство вы меня ввели:) Как говорится, дело ясное, что дело темное:) Ну что ж, будем думать дальше. Если что-то еще всплывет, продолжу тему. 08.02.2010 23:49:30, ЮлияФ
Я бы отдала к спокойной (демократичной), ведь ее дети тоже справились с тестами (ну и пусть подольше, какая разница), зачем в начальной школе окрики "сидеть!", "молчать!", ни к чему это, по-моему, это не казарма. Самый главный показатель, чтобы ребенок с желанием шел в школу. 08.02.2010 23:32:43, Миня
Musenka
Смешно... :) Я как раз сегодня подумывала завести топик об авторитарности-демократичности (только родителей) и о том, как это сказывается на учебном процессе (тоже имею возможность наблюдать) :) 08.02.2010 19:59:51, Musenka
=СветА™=
а я вчера имела беседу на темы " мать для ребенка-главная зараза"(с) только с другой стороны баррикад.Ранеьше я в таких беседах участвовала,как мать,сейчас,как прокурор. :-) 09.02.2010 12:28:29, =СветА™=
Поделитесь наблюдениями, интересно. 08.02.2010 23:46:07, К.
Musenka
Самой интересно:) И наблюдать, и обобщать... Правда, у меня выборка не очень репрезентативная, но все равно... Надо будет в выходные собраться с мыслями, написать... 09.02.2010 00:13:00, Musenka
Буду ждать, тема интересная. 09.02.2010 00:18:33, К.
ОльгаР.
Так от конкретного ребенка зависит :)
Моей второкласснице от школы вообще надо не много: чтоб учитель условно показал, где в учебнике прочитать, т.е. объективно все, что они прошли до сего времени, она как-то знала и так. И мне нужно, в первую очередь, чтобы хождение в школу не несло для нее негатива, чтобы не отбили охоту. Учителя выбирали в конце первого класса, выбор был, как в Вашем случае. Выбрали с дочерью вместе мягкую, не жалеем :) После первых 2-х мес. во 2-м классе у меня тоже были мысли: может, надо было к командирше?? Моей-то оно не надо, конечно, но другие дети, когда они шелковые - гораздо проще в общении.. Моя лидер по натуре, к тому же выскочка и учится лучше всех - задирали ее поначалу, даже били. Сейчас все встало на свои места. А у "командирши" все тоже самое в плане дисциплины, в смысле - когда она отворачивается, дети тут же начинают шуметь. Я даже заметила, что после целого учебного дня под таким прессингом, дети потом отрываются просто - наши на продленке гораздо спокойней выглядят. Да и зачастую ребенок просто побоится лишний раз подходить к кричащей почем зря учительнице, и какие-то свои проблемы с ней не обсудит, нам наша учительница очень помогла влиться в класс. Так что по мне, так учительница д.б. близким мне (и ребенку) по духу человеком, а меня командный тон на повышенных тонах совсем не устраивает..
08.02.2010 18:17:08, ОльгаР.
Ой, как утешительно:) Я сама, конечно, склоняюсь к демократичной. Мне лично она больше нравится. 09.02.2010 00:50:56, ЮлияФ
Спаниелька( в системе Nostalgy)
У нас в школе в параллели 1-х классов 4 учителя. Мама одной девочки из нашего д/сада попросила при записи завуча записать дочь к демократичной и доброй учительнице. Её просьба была удовлетворена. После зимних каникул встретила эту маму, которая оказалась недовольна дисциплиной в классе. Говорит, что добрая учительница не справляется с 4-мя мальчиками.Чтобы остальные дети меньше страдали, она придумала следующее: периодически пересаживает этих мальчиков с места на место. Так сказать, чтобы никому не было обидно и чтобы каждый из детей пострадал в равных пропорциях. В общем, доброта добротой, но дисциплину надо тоже уметь держать... 08.02.2010 16:53:12, Спаниелька( в системе Nostalgy)
А интересно было бы еще самих детей поспрашивать - в классе у учит-цы, которая "орет" - могло бы выясниться, что дети вовсе не считают, что на них "орут" - т.е. это может вообще незаметно для психики проходить. 08.02.2010 15:41:54, Чунга-Чанга
Какой хороший вопрос вы задали! Сама мучаюсь таким же выбором. Дочь на подготовительные курсы попала как раз к двум описанным вами типажам. И выбрала - авторитарную! Собственно, к ней в класс мы дочь и записали. Но время еще есть, чтобы переписаться, и я вся извелась - а, может, "перейти" к демократичному преподавателю, пока не поздно. Так что, постою-послушаю)) Спасибо!
08.02.2010 14:11:00, мама_девочки
У меня сейчас такая же проблема выбора. Дочь спокойная, крик и замечания в свой адрес воспринимает тяжело, сама себе ставит планку высокую... Две учительницы, помоложе - строгая, постарше - демократичная. Я для себя так и не решила пока. По темпераменту дочке ближе, конечно, более демократичный стиль, но будет ли дисциплина при этом, неизвестно. Дети все разные, кто гиперактивный, кто просто в ежовых рукавицах привык, без дисциплины тоже нельзя.
Я думаю, надо пообщаться с родителями выпускающихся у обеих учителей детей, может что прояснится.
08.02.2010 12:48:06, Планетка
Зависит еще от ребенка: есть ведь такие, кто от любого окрика и грубого слова - сразу в слезы, и от двоек в 1 кл - комплексы. Моим бы подошла строгая учительница, но вот старшей досталась как раз наборот - слишком молодая (дочкин класс был первый в ее жизни) и поэтому добрая, так дочь, да и все ее одноклассники до сих пор (9 кл) имеют весьма отдаленное представление о дисциплине. Нет, ну вставать-ходить на уроках моя и в 1м кл себе не позволяла, а те, кто вставали, все равно сами по себе к 5 кл точно переросли. Но вот некоторые стандартные школьные требования моей до сих пор непонятны (например, зачем нужен дневник, или что школа и вечеринка - не одно и тоже в смысле одежды). Я уж не говорю о завышенных оценках в началке. У сына сейчас наверное оптимальный вариант: оценивает строго, но порядок в классе есть, а кричит - или нет - я не знаю, скорее всего - нет, но мои ребята стойкие: от чего другие будут плакать, мои и не заметят. 08.02.2010 12:14:00, hanhi
ИМХО, и так плохо, и эдак.
Излишняя демократичность порождает бардак и, как следствие, плохо идет образовательный процесс. Бардак многим мешает и не всемогут работать в шуме и отсутстсвии дсциплины.

А излишняя строгость порождает комплексы и зашуганность детей. Из них потом могут вырасти не совсем адеватные члены общества, такие дети в дальнейшем плохо приживаются в коллективах, плохо себя реализуют в карьерном плане, потому что привыкли повиноваться, а не творить.

В общем, как и везде, тут тоже нужна золотая середина.

Ее там у вас нет случайно? :))
08.02.2010 12:08:41, Natem
Так и думала, что зададут этот вопрос:)
Третий класс у нас находится в другом корпусе, в бывшем детском садике. Там свои недостатки: очень маленькие парты, четвертые классы смотрелись в них просто ужасно. Хотя с другой стороны до 4 класса еще дожить надо, может их поменяют. Плюс я вообще склонялась в сторону основной школы, потому что детям, просидевшим 4 года в садике, потом трудно приходится в средней школе. И до садика нам дальше идти. А учительницу того класса я еще не видела.
08.02.2010 23:44:24, ЮлияФ
НатаХо
Я бы ни за что не отдала дочку к той, что кричит "СИДДДЕТЬ" и "молчать", да еще сыпет дурацкими поговорками(((
Четыре года жизни в "суворовской" атмосфере? Нет, это на любителя только...
Дочка иногда жалуется, что ее любимая учительница плохо держит дисциплину, но любит при этом именно ее, а не других, авторитарных. А знания у всех умудряется получать, независимо от стиля...
Интересно, а что показали ваши тесты?
08.02.2010 11:42:29, НатаХо
"Идеальный политический строй - абсолютная монархия. При условии, что монарх умница". Я за авторитарный стиль при условии, что у учителя здоровая психика. Если человек не злой и любит свою работу (детей), то лучше строгость.
Вы правильно заметили, что если у вас ребенок не из тех, кого нужно постоянно удерживать в рамках, то и строгость не страшна. Но такой авторитаризм нужен как раз для того, чтобы защитить спокойного ребенка от хулиганистых одноклассников.
В начале учебы вылезет много проблем, которые демократией разруливать трудно. У нас в школе, например, мальчищки бегали подсматривать в девичий туалет. Увещевания не помогали. В результате ввели жесткий контроль посещения этого заведения, и проблема решилась. Также железной рукой наша учительница избавилась от тех, кто откровенно мешал на уроках. Наверное, с точки зрения родителей тех, кого отправлили на домашнее обучение, это неправильно. Но если двое мешали 25 человекам, проблему нужно было решать.
Поэтому я за строгость. Но без злости и истерик.
08.02.2010 10:53:00, starka
Xloja
У нас была такая же ситуация. В итоге я предпочла авторитарную учительницу. В первом полугодии первого класса они немного отставали от "Б" класса, но теперь они вышли намного вперед и результаты меня очень радуют. Да,наша учительница очень строга,но и на похвалу никогда не скупиться, если ребенок того заслуживает,и без причин не кричит. Я осталась довольна выбором,жаль что средний к ней не попадет. 08.02.2010 11:27:19, Xloja
+100. 08.02.2010 10:57:15, Родом из детства
Первый вариант - не строгость, а унижение, давление, свои комплексы. Можно иначе поддерживать порядок. Важно, чтобы учитель уважал учеников, но и дисциплину умел поддерживать. Первого учителя никогда бы не выбрала, такой вариант хуже. 08.02.2010 10:15:41, E_VIKT
+1 08.02.2010 22:31:34, irina!
У меня самой была очень строгая учительница. А я - пай-девочка. Со мной, ну нельзя было строго, я сразу напрягалась. Помню все её замечания, хоть их и по пальцам перечесть, например, я на уроке в 1ом классе сняла руки с парты (сидеть надо было, сложив ручки перед собой), так она сразу сделала очень строгое замечание, представьте себе, до сих пор помню, как мне стыдно было, а за что, собственно? Зачем тюкать и без того девочку примерную? Отдаю сына в ту же школу, но не к своей учительнице, а как раз к доброй демократичной, мне её рекомендовали многие родители и учителя той школы. Ходим на подготовку, вижу, да, много доброты и терпения, но при этом не размазня, надеюсь, не разочаруемся. 08.02.2010 10:02:03, без ника и реги
Dash
у нас крика полно, а вот варианта "тихо и строем" при этом не наблюдается, шум-гам и разброд-шатание. моя вообще говорит, что никто на них не кричит - видимо, не воспринимает вообще :) Если б не предметное обучение, это был бы вообще кошмар, а так это касается только перемен и продленки, так что раз моей все равно, я тож не заморачиваюсь. посидела на открытых уроках, посмотрела оч. разные стили разных учителей в одном классе - класс себя ведет так, как позволяет конкретный учитель. у одной все сидят тихо-тихо, слушают внимательно ее и друг друга, отвечают с поднятой рукой, разговоров почти нет, т.к. если что не понял, можно тихо спросить. Обстановка при этом вполне спокойно-расслабленная. У другой сидят тихо, но напряженно, т.к. она явно более строгая. У третьей полная демократия, отвечают с мест, весело и бойко, никого это не напрягает, учителя в том числе. После у четвертой урок - вот той тяжело, она как №2 по строгости, но класс удержать не может так же уверенно, потому кричит и делает замечания пости постоянно.
Это я к чему... один класс - учителя разные - поведение разное. А дети, повторюсь, одни и те же.
08.02.2010 09:59:39, Dash
Nessie
Ну вот опять же.. очень зависит от ребенка... Старший мой без доброты не смог бы вообще учиться, но у него супер учитель - четкая, но не жесткая, добрая, но не расхлябанная. А вот среднему буду искать более строгую - он на раз-два на шею сядет и ножки свесит - ему нужна четкая и беспрекословная авторитарность... 08.02.2010 09:46:03, Nessie
Наша два года играла в демократию и только улыбалась, класс распустила и стала орать. А та которая орала теперь только строго глядит и все успокаиваются. 08.02.2010 08:09:38, Злая мама
mariartem
У нас обожаемая детьми учительница может так рявкнуть! Из класса выходят по вариантам, сначала первый и т.д. При этом на 20 человек 1 "двоечник", 5 "отличников" и пять "троечников". Класс все успевает, она управляет так, что мы ездим на экскурсии по всей Москве на метро и городских автобусах, никто не отстал и не потерялся, но ребята веселые и шебутные, отнюдь не "затюканные". А как они кричат от радости, когда учительница выходит с больничного! От демократии мы далеки, и слава богу! 08.02.2010 09:01:03, mariartem
Наша демократичная к концу 4-го класса озверела. Жаль я не перевела ребенка в класс к авторитарному учителю. А все так мило начиналось. На деле учитель оказался очень непорядочным человеком:-( 11.02.2010 21:45:58, Злая мама

Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!