Конференция "Ребенок от 7 до 10""Ребенок от 7 до 10"
Раздел: Школа
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Русский
Помогите разобрать по составу: яркий, поднимают.
10.09.2007 12:17:29, Алиса в зазеркалье
19 комментариев
Еще слова разобрать по составу "злость", "зол"; "шел", "шедший", "шла"; "продавали"
11.09.2007 11:13:53, Алиса в зазеркалье
Я бы разбирала так:
яркий:
корень -ярк- там чередование может быть
окончание - ий
поднимают:
приставка -под
корень -ним
суффикс -а
окончание -ют
Если Вас интересуют нюансы:
http://learning-russian.gramota.ru/book/litnevskaya.html?part2.htm#5 10.09.2007 15:48:08, Alice
яркий:
корень -ярк- там чередование может быть
окончание - ий
поднимают:
приставка -под
корень -ним
суффикс -а
окончание -ют
Если Вас интересуют нюансы:
http://learning-russian.gramota.ru/book/litnevskaya.html?part2.htm#5 10.09.2007 15:48:08, Alice
Корень ярк (видимо, исторически яр), корень ним
10.09.2007 13:12:14, ЮлияС
Спасибо за ответ. Но, видимо, я не все до конца поняла.
Если разбирать слово яркий, то как же слово ярок? Или оно не является однокоренным? В слове ярче, по всей вероятности, происходит чередование?
Если разбирать слово поднимать, то как же поднять? подняться? Или это не однокоренные слова? 10.09.2007 14:18:52, Алиса в зазеркалье
Если разбирать слово яркий, то как же слово ярок? Или оно не является однокоренным? В слове ярче, по всей вероятности, происходит чередование?
Если разбирать слово поднимать, то как же поднять? подняться? Или это не однокоренные слова? 10.09.2007 14:18:52, Алиса в зазеркалье
[пусто]
10.09.2007 14:25:52
Если можно - поправлю :). Исходный корень в поднимать - чередующийся, а именно я/им. Чтобы убедиться, что Н не относится к корню, сравните с взять-возьму. Почему в одном случае Я чередуется с ИМ, а в другом - с М - сейчас объяснять не буду. Н, которое между приставкой и корнем ИМ - так наз. "протетическое", т.е. вставное, как в случае с местоимениями (ЕГО - У НЕГО, ИМИ - С НИМИ и т.д.). То есть, в ПОДНИМАТЬ - под-н-ИМ-а-ть, в ПОДНЯТЬ - под-н-я-ть. В куче пособий, несколько из которых сейчас специально посмотрела - этот неприятный вопрос аккуратно обходится. Есть брошюрка, автора не помню - "Все разборы", но я сейчас ее не нашла. Еще раз хотелось бы поубивать составителей учебников и учителей, которые дают такие слова для разбора по составу. А поскольку учителя сами не знают, то угодить на них трудно :). Можно обратиться на грамота.ру. Интересно, как они предложат разбирать.
Теперь про ЯРКИЙ. Достаточно сравнить: низкий-низок, гибкий-гибок и т.п., чтобы убедиться, что в яркий-ярок мы имеем тот же суффикс к/ок (чередующийся, с "беглым" о). То, что вы не находите однокоренных слов, где бы ясно просматривался корень ЯР - не должно пугать. Есть корни, которые вообще представлены одним-двумя словами. Итак, ЯР-К-ИЙ. 11.09.2007 01:25:07, mzh
Теперь про ЯРКИЙ. Достаточно сравнить: низкий-низок, гибкий-гибок и т.п., чтобы убедиться, что в яркий-ярок мы имеем тот же суффикс к/ок (чередующийся, с "беглым" о). То, что вы не находите однокоренных слов, где бы ясно просматривался корень ЯР - не должно пугать. Есть корни, которые вообще представлены одним-двумя словами. Итак, ЯР-К-ИЙ. 11.09.2007 01:25:07, mzh
на самом деле все еще хуже -в школе эту Н относят к корню (и в НЕГО и в ПОДНЯТЬ). Как в анекдоте - ж.. есть, а слова такого нету. Так и в школе -н- протетическое есть, а слова такого не изучают, думаю, что учительница будет недовольна, мягко говоря, если ребенок напишет, что это Н протетическое
11.09.2007 18:44:48, ох
спасибо, что поправили, не надо мне в русский было лезть:)
а взять-возьму - вз/воз - приставки?
Я тоже не понимаю, зачем такие слова разбирать в школе, да еще и на дом задавать. Лучше это в классе делать, без оценивания, как обсуждение-размышление. 11.09.2007 10:08:19, Умп
а взять-возьму - вз/воз - приставки?
Я тоже не понимаю, зачем такие слова разбирать в школе, да еще и на дом задавать. Лучше это в классе делать, без оценивания, как обсуждение-размышление. 11.09.2007 10:08:19, Умп
Так, теперь совсем запуталась. И это только начало 3-го класса. Что же еще будет?
11.09.2007 09:11:40, Алиса в зазеркалье
11.09.2007 09:11:40, Алиса в зазеркалье
Спасибо за ответ. По поводу слова "ярок" - понятно, а вот по поводу слова "подниматься" - не очень. А разве бывает так, что в однокоренных словах корни не идентичны? Мне казалось, слова потому и называются однокоренными, что имеют один корень.
"Как много нам открытий чудных готовит просвещенья век!"
Я ни в коем случае не хочу Вас обидеть (если не Дай Бог - простите плз). В этом вопросе я достаточно необразованный человек, поэтому пытаюсь восполнить пробел и докопаться до истины. И еще, может в таком случае: "снимать" и "поднимать" - слова, имеющие один корень?
10.09.2007 15:07:15, Алиса в зазеркалье
"Как много нам открытий чудных готовит просвещенья век!"
Я ни в коем случае не хочу Вас обидеть (если не Дай Бог - простите плз). В этом вопросе я достаточно необразованный человек, поэтому пытаюсь восполнить пробел и докопаться до истины. И еще, может в таком случае: "снимать" и "поднимать" - слова, имеющие один корень?
10.09.2007 15:07:15, Алиса в зазеркалье
Вдогонку. Если память не изменяет: "О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья ДУХ" (от там потом с "друг" рифмуется:).
10.09.2007 23:27:24, Alice
В русском языке так часто: слова однокоренные, а корень разный, где-то гласный "вывалился", где-то "добавился", где-то чередование согласных/гласных и т.д. Однокоренные они потому - что произошли от одного корня, т.е. у них общее лексическое значение, смысловое родство.
Да, "снимать" и "поднимать" - однокоренные. Общее - везде смысл "брать".
обижаться не на что:) 10.09.2007 15:38:08, Умп
Да, "снимать" и "поднимать" - однокоренные. Общее - везде смысл "брать".
обижаться не на что:) 10.09.2007 15:38:08, Умп
Читайте также
Процедура установления отцовства: какие документы необходимы и какие права это дает
Для чего вообще устанавливать отцовство?