Раздел: Развитие, обучение

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Dodo

Учить читать -неговорящего? Надо ли и как?

Довольно дурацкая ситуация :(.

Ребенок знает все буквы - выучил по своей инициативе, вообще неравнодушен к знакам - буквы, цифры, дорожные знаки, марки машин.

Но говорит очень плохо и мало. В 3 года 4 мес - на уровне двухлетки и даже хуже. И то прогресс - зимой было всего слов 25, сейчас уже хорошо за сотню и прибавляются чуть ли не каждый день. Предложения из 3-5 слов, "рассказы" из 2-3 предложений. Отвечает на вопросы - чаще всего односложно.

И вот на этом фоне - вроде бы есть интерес к чтению. Но пока что как кажется у Кассиля (могу путать:() - "сы и а - са, пы и о - по, гы и и - ги.. валенки!". По буквам читает, а произносит - так как говорит это слово обычно.

Логопед в недоумении - ВСЕ звуки есть кроме "р", а говорит - какие-то слова очень хорошо, какие-то перевирает немыслимым образом и настаивает именно на таком произношении. Форсировать развитие речи логопедд и невролог не рекомендуют ближайшие полгода - и так на грани заикания, это семейное у нас :(.

Но как в такой ситуации не потерять интерес к чтению? Как научить читать правильно?

Чтобы ему читали - не выносит :((.
Книжками пользуется своеобразно - смотрит картинки и требует описания тех которые его интересуют.
04.08.2003 15:30:53,

21 комментарий

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Дочке три года. Все звуки произносит правильно, кроме "р". Я слышала, что есть упражнения для развития речи.
Если кто-нибудь знает, подскажите, пожалуйста.
12.08.2003 12:17:16, Крабик
Ya by predlozhila skladyvat' slova iz bukv v azbuke-mozaike, naprimer. Ili igrat' v slova, razgadyvat' rebusy (hotya eto chut' slozhnee, u nas oni poshli tol'ko posle 4) 05.08.2003 21:22:24, irina.
Моему очень нравились пазлы, где можно совмещать букву и картинку типа. "А" и арбуз:) Еще есть такие лото, раздаещь и надо называть буквы и картинки. С буквами вообще игр много: их можно вырезать из газеты, рисовать на песке, складывать из конструктора, гнуть из проволоки:)) и т.д. Магнитная азбука.
Таким образом, вы поддержите интерес к буквам, но не будете бежать вперед паровоза. Но все-таки не вижу криминала в том, чтобы учить слоги. Ведь это длительный процесс. Это может и год занять. До чтения-то еще далеко.
05.08.2003 17:16:38, ЛяМур
Надежда Григорьевна
ЛяМур
С буквами действительно можно придумать много игр, но ведь мальчик хочет читать, т.е. стремится к следующей ступеньке! Я ниже писала, какой путь в этом случае считаю оптимальным, очень плавным, ненапрягающим психику ребенка.

Не могу согласиться со следующим: >> не вижу криминала в том, чтобы учить слоги. Ведь это длительный процесс. Это может и год занять. До чтения-то еще далеко. >>

ЗАЧЕМ их (слоги) предварительно учить(!)?
Не надо их учить, с ними нужно действовать.
Уж здесь совершенно точно, что для ребенка важен результат (т.е. умение прочитать слово), а не процесс заучивания слогов.

НЕ НАДО год учить слоги, этим бессмысленным заучиванием всё желание учиться читать можно запросто отбить. Будет большой ошибкой откладывать таким образом само письмо и непосредственно чтение, растягивать путь к конечному результату на годы. Это нужно делать одновременно: несколько знакомых слогов тут же объединять в слова, чтобы умение читать слоги сразу шло "в дело".:)

Хотя, быть может, кому-то из детей и нравится учить просто слоги, я таких, правда, еще не встречала...:))
07.08.2003 09:04:02, Надежда Григорьевна
Спасибо за комментарий. Не могу не согласиться со специалистом. Конечно, и в любой азбуке рядом со слогами маленькие слова идут. Может быть, в свое время это было моей ошибкой. Бабушка с сыном заучили названия букв "Мэ", "Рэ" и т.д.:) И никак у него буква с буквой не складывались:)) Ну, мы и скаладывали из магнитной азбуки слоги. Правда, и такие слова, как "мама, папа, баба, да, на, ну, ух и т.д." Потом был большой перерыв, и на новом этапе бабушка научила его читать.
А еще посмотрите мой отдельный топик.
07.08.2003 10:39:10, ЛяМур
У нас в классе есть мальчик, который научился САМ читать в 4 года (читал про себя запоем), а первые слова у него появились в 6 лет. Он, правда, аутист. К чему я это говорю - если ребенок ХОЧЕТ читать, надо помочь ему научиться делать это и не ждать, пока он хорошо заговорит. В этом более-менее помогает глобальное чтение. Еще у нас неплохо пошел жуковский букварь. Кубики Зайцева - не пошли. Наоборот, появились проблемы с закрытыми слогами (АП, АМ, ОР он до сих пор читает как "ПА", МА". "РО").

Единственное - не переусердствуйте в этом, не спугните желание ребенка научится читать.
05.08.2003 14:49:08, Наташа и Игорек
Глобальное чтение (он же Доман). По крайней мере слышала не один отзыв родителей неговорящих детей - ребенок стал хоть что-то говорить после того, как его научили читать. Именно глобальным чтением.
У нас эта методика не пошла, научились читать просто по слогам. НО читать мы учились уже имея какую никакую речь. Потому что в возрасте отсутствия речи ребенок был в полном ауте и учиться ничему не желал.
И письмо. Действительно, многие неговорящие начинают сначала писать, а потом читать. Мой сейчас любит писать длинные предложения. Потом приходит и просит поправить ошибки. И больше этих ошибок не делает.
Меня наши психологи понапугали, что устная речь вообще может не появиться, зато может развиться письменная речь. Даже в старых пособиях по логопедии мне встречались указания, о небоходимости раннего обучения чтению детей с алалией (конечно, я тут намешиваю разные понятия и диагнозы).
05.08.2003 10:44:09, Muha
Полевка
Я возможно не права, но выскажусь как мама неговорящего ребенка - я, видимо, научила глобальному чтению. То есть я спрашиваю, где написано слово и дочка мне его показывает. Еще у нас есть буквы на магнитах и дочка пишет слова (как зовут лошадку, на какой улице живет и пр.). Можно написать слова и подбирать их к разным предметам. Иногда мы пишем на компьютере. Причем всему перечисленному мы научились где-то в вашем возрасте. Сейчас это все менее интересно, тем более, что весь год у нас были интенсивные занятия в разных центрах и на домашние занятия практически не остовалось сил. Сейчас до сентября может попробуем еще. 04.08.2003 22:56:34, Полевка
=СветА™=
Вот это да!Она такая умница у тебя,оказывается?Разве так бывает, что не говорит, а читает? 07.08.2003 00:29:35, =СветА™=
Сначала - научиться говорить, а чтение никуда не убежит. Умея хорошо разговаривать,
он легче и быстрее научится читать. Очень важный момент - положительное общение со сверстниками. Попытайтесь ему это организовать - с той девочкой, например, которая
ему так понравилась. Общение в игре - самый мощный активатор разговорной речи.
И не торопитесь. Здесь надо по чуть-чуть, потихоньку - от достигнутого. Удачи!
04.08.2003 19:35:53, Марусяк Валерий
Dodo
Иеех :(

"Умея хорошо разговаривать,
он легче и быстрее научится читать." Да я не сомневаюсь. :)))

Это не Я хочу учить его читать. Это ОН хочет читать сейчас - хотя еще не говорит. Это ОН хотел с полутора лет буквы учить, мне бы и в голову не пришло этим заниматься лет до 4 Сашкиных:))

Чего я хочу - чтобы он читал нормально, раз уж затеял это дело, а не про "валенки" :).
И чтобы обучая (а равно не обучая) - не "пережать", не отбить охоту.
Тут даже слово "обучая" неверно, его вообще трудно, почти невозможно "учить", можно только "помочь научиться". Вот. Это наверное самая правильная формулировка. Как помочь и как не помешать и не напортить.

А с той девочкой невезуха нам. Эмма совершенно очаровательна :), организовать общение я могу, но оно моментально скатывается на невербальный уровень - ни Эмма, ни ее мама не говорят по-русски. :((. А я не знаю армянский :(. Вчера нам соседка переводила :), но это случайность....
04.08.2003 19:53:30, Dodo
Надежда Григорьевна
К рекомендациям невролога и логопеда необходимо прислушаться. И вот еще почему: чтение в том виде, в котором обучается большинство детей, достаточно напряженный процесс, а любое напряжении при угрозе заикания совсем ни к чему.

Если же у самого мальчика есть интерес и огромное желание, то, чтобы этот интерес не потерять, самый верный путь - ПИСЬМО. По таблицам Зайцева (или кубиками), быть может, с Вашей помощью, на бумаге. Путь к чтению через письмо для детей младшего возраста это единственно верный путь, в чем я с каждым годом всё более убеждаюсь. Такой путь снимает напряжение и зажимы, дети затем легко переходят от письма указкой по таблицам к чтению.

Еще одна составляющая такого письма. Когда мы пишем по таблицам, то одновременно ритмично проговариваем задуманное слово, т.е. речь здесь тоже развивается, логопедическая составляющая работает и работает не на уровне заданных упражнений, а на уровне интереса самого ребенка.
В общем, долго могу рассказывать.:) Мне кажется, в вашем случае, это может помочь.
04.08.2003 16:52:24, Надежда Григорьевна
Дюдючка Лёка
OFF - Надежда Григорьевна, может наши дети изобрели велосипед - я давно не читала новых нароботок по материалам Зайцева, но хвастуюсь))) - дети с кубиками играют в "эрудита" - такая игра на составление кроссворда только со слогами - занимательнейшая вещь! И вот что интересно - малышам она нравится больше обычного эрудита, потому что слова из слогов быстрее выстраиваются, чем из букв) 05.08.2003 11:12:27, Дюдючка Лёка
Надежда Григорьевна
Здорово! Очень интересно.
Младший тоже играет?
Лена, а можно подробнее, с примерами?:)
05.08.2003 13:40:34, Надежда Григорьевна
Дюдючка Лёка
собственно с младшего и началась эта игра, хотя кубики у нас уже пять лет как, но мальчик - если верить врачам - пока физически не может говорить, у него не сформиловался голосовой аппарат, поэтому единственный способ вербального самовыражения для него - картинки, рисунки, слоги и таблицы, ну и жесты, поэтому интерес к кубикам был очень большой и произносить какие-то слоги он начинает в процессе их чтения
а старшая у нас помешана на кроссвордах но ленится писать, она -левша, поэтому почерк у нее отвратительный, приходится много заниматься письмом и она пытается лишний раз от письма улизнуть, игру эрудит она знает давно, но вот квадратики мелкие быстро растирялись, собственно игра с кубиками в кроссворды - ее изобретение, обычно выглядит это примерно так: она говорит "часть слова" и мелкий выкладывает слово из кубиков БУ-К-ВА, потом она показывает на первый кубик и говорит "сделай из этого слога большую зеленую ягоду", мелкий приставляет А-Р сверху и З снизу и т.д.
вот с "цветными" словами у него проблема - не понимает, зачем складывать слово К-РА-С-НЫ-Й, если можно просто поставить красный кубик
05.08.2003 14:43:57, Дюдючка Лёка
Dodo
Спасибо!

Интерес и желание есть, если бы не было - я бы и не думала в эту сторону. Мальчик не очень обычный и не самый простой, навязать ему ничего невозможно в принципе, приходится следовать за ним и только так налаживать хоть какой-то контакт. Мне иногда кажется что я уже "с жиру бешусь" :) - полгода назад речи не было практически, а год назад он не реагировал на просьбы.
Спрашивал (мычанием и жестами) много, по многу раз - и все как в песок, без обратной свяи.
То что я показывала когда-то (пальчиковые игры например, только показывала, он не позволял трогать ладони и пальцы) - вдруг всплывает, через недели или месяцы. Вроде он и не смотрел на меня - но вот вдруг вижу, сидит один, играет.

Саня только-только начинает повторять за взрослыми и детьми звуки и жесты - и это мне кажется фантастикой. Вчера он САМ повторил с первого раза девочкино имя (девочка надо сказать дивно хороша:)) - едва ли не первый случай.

Не знаю имеет ли отношение к странностям характера (часть из них явно унаследована от отца, но не все) то что Саня явный левша. Я это подозревала с 8 мес, после3 лет вроде стал пользоваться правой - но использует руки явно по-разному. На последнем осмотре месяц назад невролог сказал что точно левша. Но это тож семейное.

Пробовать видимо будем на бумаге - кубики у нас есть, но воспринимаются исключительно как стройматериал :(. У нас еще доска есть, для мела и фломастеров :).


Я с удовольствием прочитаю даже самые долгие рассказы :)

04.08.2003 17:16:51, Dodo
А на компьютере врач не разрешает? У нас никак не шли в свое время кубики и бумаги, а вот набирать самой и читать в ворде сразу понравилось. 05.08.2003 09:47:36, Харас
Надежда Григорьевна
С кубиками понятно. Я больше о таблицах говорила.:) Лично знаю детей, которым игра по таблице помогла в речевом развитии, стала одним из способов выйти в речь. 05.08.2003 09:12:01, Надежда Григорьевна
Дюдючка Лёка
не надо ничего форсировать и навязывать ребенку чтение, если есть интерес к буквам - играйте в игры с буквами и слогами - их масса, придумывайте слова на одну букву или на последнюю букву предыдущего слова, простейшие ребусы и кроссворды вместе решайте, рисуйте буквы и слова, учите стишки про буквы, придумайте с ребенком свой шифр, рисуйте сказки значками... 04.08.2003 15:45:03, Дюдючка Лёка
Вот эти игры недоступны плохоговорящим детям. 05.08.2003 10:51:16, Muha
Дюдючка Лёка
еще как доступны - у мелкого активный словарный запас сейчас чуть меньше 50 слов и прекрасно во все эти игры играет, старшая именно с этих игр начала у нас в три года говорить чисто и набирать словарный запас большими темпами 05.08.2003 11:00:16, Дюдючка Лёка


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!