Раздел: Развитие самостоятельности

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

spravedlivaya

Про творческие способности

Абсолютно все дети от природы обладают творческими способностями. Можно их или развивать, или заглушать. В этом посте написано, как их можно заглушить. И, конечно, советы как этого не делать.

✅ Первое самое простое - пример родителей.

Если родители считают, что их жизнь кончена и они ничего больше не могут делать и осваивать, это подсознательно впитывает ребенок. Чтобы "развивать", родители вовсе не должны музицировать, рисовать, петь, плясать и стоять на голове "для ребенка" - достаточно, чтобы у них были свои взрослые осмысленные дела, без клоунады "ради развития". Но если у них у самих полная апатия и бесцельное существование, то это будет проецироваться на ребенка, как бы его ни "развивали".

✅ Жизнь "вместо ребенка".

Иногда становится не по себе от вопросов "как играть с ребенком". Как устроить ребенку домик, как научить его играть, как организовать игру, как развивать сюжетную игру, как научить ребенка... Для начала нужно усвоить, что игра это ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭТАП развития ребенка. Его можно этому не учить, как вы не учили его дышать. Более того, если родители играют вместо ребенка и постоянно "организовывают", это отнимает у ребенка его ведущую роль в игре и мешает развитию образного мышления. Потому, что игра - это генерирование образов. И если у вас проблема "как играть с ребенком", на детском языке это звучит "как думать вместо ребенка". Оставьте его в покое, вспомните свое детство - вы как-то справлялись с игрой? Вот и он справится! Не нужно меняться местами с детьми. Взрослые не должны играть в качестве основного занятия (если вы не профессиональный аниматор). У них должна быть взрослая деятельность, ведение хозяйства, свои дела, а не сюжетная игра в магазин. Конечно, если дети играют и пригласили маму "попить чай с куклами", можно придти. Но это разовое приглашение сильно отличается от постоянной "организации игры". Можно вместе построить домик, но давая ребенку ведущую роль в игре, а не пассивного наблюдателя. Можно подать идею, но не развивать ее от и до вместо ребенка. Замечательно поиграть с детьми в настольные игры - ребенок должен пройти через чувство проигрыша и подчинение правилам. Командные спортивные игры вместе - прекрасно, сплочение семьи. Но "помогать" ребенку вести сюжетные игры - отнимать его право играть. Взрослые играют в свободное время и по желанию, а не потому, что "ребенка необходимо развивать!".
когда ребенок говорит "мне скучно!" - это самый лучший повод ему подумать и придумать САМОМУ себе новую идею.
22.10.2015 05:06:09,

21 комментарий

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
В корне не согласна, что АБСОЛЮТНО все дети что-то там. 22.10.2015 18:20:52, lovecats
наверно, со стороны я тоже "активной мамочкой" выгляжу :) Но отказаться от совместных игр ни за что не согласилась бы. Это и ролевые игры, и конструктор, и паззлы, и догонялки с прятками, и просто повозиться или на мечах побиться и много еще чего. Это ж кайф! Если сын закисает, я сама придумываю занятие нам с ним - кислое настроение проходит. Не всегда есть на это ресурс, но если есть - это наше с ним все! 22.10.2015 17:20:14, Анна З-ва
я идеальная мать ))))))))

когда мне сын говорит, что ему вдруг скучно, я предлагаю пропылесосить, помыть пол или убрать в шкафу.. сразу находит себе дела))))))))))))

вот с игрушками у нас перебор. моя беда. не умею себя останавливать (((
22.10.2015 17:16:11, mara
Прочитала твой пост, и вспомнила стишок, который Вовка в театралке учил недавно.

Сидит Петрушка, скучает,
А всяк его поучает.
Займись делом!
Порисуй мелом!
Возьми лопатку!
Вскопай грядку!
Позвони Косте!
Позови в гости!
Попрыгай, Петрушка!
Не сиди, как старушка!

Тут Петруня каак разозлится,
Каак топнет ногой по дощечке.
Не хочу, говорит, веселиться,
А хочу погрустить на крылечке!
Оставьте меня в покое!
У меня настроенье такое!
Займитесь делом!
Порисуйте мелом!
Возьмите лопатку!
Вскопайте грядку!
Позвоните Косте!
Позовите в гости!
Поиграйте в мои игрушки!
Не мешайте грустить Петрушке...

:)
По теме -согласна со всем.
22.10.2015 16:59:21, white-dove
)) 23.10.2015 13:28:25, Свтк
lenalar
А автор известен? Милый стишок:) Выучу:) 22.10.2015 21:37:39, lenalar
Юна Мориц:) 23.10.2015 21:12:18, white-dove
попкорн
Я тоже переписала себе, тем более, что у меня мальчик Петя. Будет в тему. 23.10.2015 15:42:22, попкорн
Очень хороший и убедительный текст, очень верные идеи и осмысление, как всегда, согласна на 95% и придерживаюсь интуитивно с рождения ребенка таких же убеждений.
Сомнения у меня вызывает второй пункт. Тут все совсем не так однозначно, имхо. Во-1, дети разные, не забываем ведь, что есть экстраверты, им нужно общество, им нужно участие других людей в игре, которая, мы же помним, основная деятельность ребенка. И до определенного возраста именно участие самых близких. Потом вырастают люди и тоже - есть одиночки-эксперты, а есть организаторы и командные профессионалы. Во-2, единственным детям в семье и детям, которые не посещают традиционные детские учреждения, общения нужно больше, и да, в силу обстоятельств, родителям надо больше играть с такими детьми. В-3, умный родитель задает изначально (у малышей) и поддерживает потом некую манеру что ли, модель игры, как он задает манеру поведения в обществе, что естественно. Вернее даже не задает, а показывает много вариантов, но в своем русле, в том русле, в котором живет сам родитель и вся семья. Эту мысль мне сложнее выразить. Ну вот просто я показывала всегда, что можно играть разными способами, что из любой ситуации надо искать выход, что дружба - это важно и многое-многое другое, что через игру прекрасно вкладывается в ребенка. Да, безусловно, он придумывает нечто невероятное сам, но есть определенное русло... Понимаете, я вижу на той же площадке очень даже фантазирующих мальчиков (читаем не без интеллекта и не без творческих способностей), но только их фантазии направлены на такие деструктивные и жестокие игры иногда, что жуть.И в-4, чего только мы ни освоили легко и непринужденно именно в самой классической игре (не обучение в игровой форме, как это принято называть, а именно в игре), сейчас ввожу английский, например. Динозавры с крокодилами у нас общаются на английском).
Все это не отменяет, конечно, того, что ребенок должен играть сам и фантазировать и что очень часто роль взрослого - присутствовать и быть ведомым, следуя за фантазией и правилами ребенка.
22.10.2015 11:36:31, Lancel
spravedlivaya
Согласна. В разумной степени родители могут показывать и как играть можно, и как фантазировать. Сейчас идет небольшой тренинг по ТРИЗ, там как раз про это.
Но тут я вспомнила маму у нас в школе монтессори, которая либо по телефону трындела, либо, когда педагоги убеждали проводить хоть немного времени с дочерью, усаживалась за творческий стол и начинала делать подарки для каких то гостей. Любая инициатива и мнение ребенка при этом жестко пресекалась "Мы же договорились, что пальцы будут оранжевые, а ты пытаешься разноцветным красить!". Все вот такие крайности, при этом мама была уверена, что в школе монтессори ребенок развивается гармонично.
22.10.2015 13:00:57, spravedlivaya
Ой, оказывается, я вся такая правильная мама, дающая простор для развития творческих способностей ;) А я-то все время тяготилась этим своим совершенным неумением играть с ребенком. Не, в футбол погонять, книжку почитать или поговорить - пожалуйста, но вот все эти ролевые игры - не умею, кажусь себе смешной. Поэтому все четверо детей играли/играют сами. Творческие личности растут :) 22.10.2015 11:18:26, хризАНТем@
Свет-ОК
угу, ленивая мама - двигатель творческого развития ребенка!) это про меня))))
для меня все эти игры - бррррр, насиловать себя любимую не люблю, так что мои тоже творческие)
23.10.2015 07:17:54, Свет-ОК
Василиса из сказки
О, это про нас. Для младшего основные игрушки - это в саду. Дома он играет во что угодно, кроме них. Очень любит мыльные пузыри, камешки, мячи, к сожалению, требует играть вместе с ним))). У старших игрушек было значительно больше. 22.10.2015 11:04:53, Василиса из сказки
Для моего Гоши лучшая игрушка - веревка. По началу мы смеялись, потом я уже хотела к врачу его вести. А сейчас поняла - вот это творческий человек! Что он с ней только не придумает! И ничего ему больше не надо. Ни мамы, чтобы с ним играла, ни игрушек никаких. Фантазия богатейшая. Он и скалолазов этой веревкой вытаскивает, и паруса у пиратов на корабле поднимает и космонавтов из космоса вытягивает. Я наверное и перечислить здесь все не смогу. Сидели с ним в поликлинике однажды. Долго, часа 3. ОЧереди кругом. Скучно ему. В начале говорил - мама скучно, скучно. Потом достал веревку из штанов!!! И стал играть. Все. уже не скучно, уже можно сколько угодно ждать в очереди. :) 22.10.2015 09:36:19, вернаяжена1
spravedlivaya
Наш пальцами играет, в любой обстановке есть чем заняться. 22.10.2015 10:12:49, spravedlivaya
sladaik
Спасибо!
Действительно, частенько посещали мысли, что ребёнку скучно играть одному... Но мама всегда говорила, что нужно только подтолкнуть, а не развлекать, как зрителя.
22.10.2015 05:49:58, sladaik
spravedlivaya
✅ Избыток игрушек.

Тоже касается игры. Это даже дело не в количестве, а в продуманности каждого действия и каждой детали. Например, для кукольного чаепития есть готовая посудка, готовые игрушечные пирожные, которые даже порезаны на кусочки, скрепленные липучкой! Кроме самой машинки, есть готовая парковка, гараж, и еще десять комплектов для нее в наборе. Есть все готовое - а что делать ребенку? Передвигать эти готовые предметы туда-сюда? Нет, я не призываю посадить ребенка в голые стены и дать палочки. Но можно дать ему свободу творчества в игре - придумать эти самые пирожные для кукол, придумать как сделать парковку из старой коробки. Если ребенок не умеет видеть образ в предмете-заместителе в игре - это ограничивает его мышление. предложите самому ребенку сделать что-то из подручных средств для новой куклы или новой машинки?
сюда же относятся слишком продуманные игрушки - что можно вообразить за куклу, которая плачет, ходит, зовет маму и даже писает? что с ней делать? ждать, когда батарейка сядет?

✅ Избыток "дидактических" игр.

Игры, которые задают одно действие и имеют одно решение - собери пирамидку, сложи узор, сделай только так, а не иначе.
И чем больше у ребенка таких "развивающих" игр, тем меньше он думает. Наоборот, чем больше у него "сырья", из которого можно что-то приспособить - тем больше он мыслит. Строить из кубиков, из конструктора, делать дом из одеял, сделать "телефон" из сломанной погремушки, привязать коробку к игрушечной собачке - это "пони с тележкой в зоопарке", и так далее. Делать все из всего, в разных вариантах! Если игрушка позволяет что-то сделать с собой и из себя - она развивающая. Если это "сложи по образцу" - это шаблон. Просто если у ребенка только игрушки с заданным действием - ему не нужно учиться вариативности мышления. А это основное свойство хорошего интеллекта.

✅ Шаблонное творчество.

Это когда "мама должна обязательно рисовать вместе с ребенком", когда есть раскраски, когда творчество по часам и заданному количеству (обязательно нужно сделать две поделки сегодня), когда оно только "спускается сверху", и ребенок делает лишь то, что сказала мама, учительница и воспитательница. Когда ребенок не ищет свой образ, не пробует, не меняет разные материалы, не экспериментирует. Красивое срисовывание с образца - это не творчество. Раскраски - это не творчество. Мамины обязательные шаблоны "как рисовать собачку" - это не творчество. Елочки по трафарету на новый год - это не творчество. Творчество - это поиск собственной идеи, это выражение СВОЕЙ мысли. Дайте ребенку "мыслить руками", не надо ломать его образы своими шаблонами!

✅ Отсутствие инициативы.

Это связано с "жизнью вместо ребенка". Ребенку не нужно придумывать - он получает готовое расписание "развивающих занятий". Ему некогда организовать свою игру - мама уже сказала, во что играем сегодня. Только если у ребенка есть свободное время для "своих" дел и собственные решения, чем и как заняться - возможно развитие инициативности. Если он идет по четкому расписанию без "права на побег" - когда ему думать-то? Я думаю, верно такое правило - чем младше ребенок, тем больше у него должно быть свободного времени на выбор деятельности, игру. Получается наоборот - в три года ребенок ходит на все возможные "развивалки", чтобы у него не было никакого времени поиграть и подумать самому. А к подростковому возрасту (когда он как раз должен быть плотненько занят), ему уже вся учеба окончательно надоела и неинтересно что-либо делать.

✅ Масс-медиа в раннем возрасте.

Родители очень волнуются, что дети будут "несовременными", если их в год не посадить перед экраном. А еще лучше - с рождения положить. Но чем позже ребенок познакомится с техническими достижениями, тем лучше для его интеллекта. В дошкольном возрасте, в период активного познания мира, ребенок должен познавать именно МИР, а не технические новинки. Он должен познавать окружающее всеми органами чувств, а не видеть с экрана. Мультфильмы забивают мозг готовыми образами - когда же ребенок будет их придумывать? Что он будет рисовать сам, кроме мультяшных персонажей? Компьютерные игры предлагают готовую "виртуальную реальность" - как же ребенок будет разрабатывать свои "миры" в игре? Все уже придумано за него и для него, а он - просто "винтик" в этой индустрии. Чем больше маленький ребенок "общается" с экранами разных форматов, тем меньше работает его мозг.

✅ Отсутствие общения с природой.

Некоторые подразумевают "общение с природой" жизнь среди джунглей. Но для наблюдения за природой вполне сгодятся одуванчики во дворе и жучок на ветке. Ребенку не нужно "очень много" объектов, ему нужно глубокое осмысление имеющихся. Чем больше ребенку сообщается готовых сведений и чем меньше у него самого эмпирического опыта, свободного наблюдения - тем хуже развивается интеллект. Потому что основа размышлений - переработка полученного опыта от всех органов чувств. Ребенок должен сам наблюдать и задаваться вопросами - как ползут муравьи? как воробей клюет зерно? как взлетают голуби? как бегут облака от сильного ветра? - а не получать сухие факты и научные данные. Природа много веков вдохновляла великих ученых и давала идеи великим изобретателям. Может, и для нас она еще пригодится?

✅ Отсутствие наблюдения как такового.

Кто позволит ребенку смотреть в окно? Нет, пусть сидит, пишет в тетрадке буквы, играет в развивающие игры, изучает карточки! На прогулке тоже нельзя в сторонке постоять и понаблюдать - нужно быть активным, давай играть, давай то и это! Хотя наблюдение - первый этап в работе мозга, это накопление информации. Ребенок не может наблюдать за объектом, ему не позволяют просто смотреть и анализировать информацию. Тут же надо сказать заранее все сведения. Получается, что ребенок не успевает сделать свои выводы и задаться вопросом.
22.10.2015 05:07:27, spravedlivaya
Канка
Про дидактические пособия. Моему ребенку логопед в саду поставил диагноз - задержка психического развития . Он пирамидку не так собрал. А то, что он пирамидку видел последний раз в год, а потом я ее убрала - пофиг. Так что дидактические игры тож нужны. А то ребенка запишут в недоразвитые. 23.10.2015 08:58:06, Канка
spravedlivaya
По одной только пирамидке такойдиагноз нельзя поставитть. У меняэти пирамидки были у всех. Но сибирать их интересно было только после трех и сразу высокую. А до этого эти пирамидки в качестве чего только не использовались. :) 23.10.2015 15:31:27, spravedlivaya
Все это приходит с опытом, наверное. Я много ошибок сделала со старшей дочкой. Многие из перечисленных) Казалось, так было правильно. Ничего криминального не произошло, конечно. Вовремя родился младший)) Или просто свой собственный возраст дал о себе знать))? С младшим все гармоничнее как-то. Но он и ребенок совсем другой, он активнее, любознательнее. Старшая была пассивнее. Может вследствие моего усердия), а может и характер такой.
В общем, я о том, что хоть тысячу советов прочитай от сотни педагогов, а пока внутренне не будешь готов так себя вести, пока сам до этого не дойдешь своим умом - ничего не выйдет.
22.10.2015 09:27:52, Планетка
spravedlivaya
Ну мало ли. Может усердная молодая мамочка вовремя прочитает ))))
Да, согласна про опыт.
К сожалению, наблюдаю много слишком активных мамочек.
22.10.2015 09:50:32, spravedlivaya

Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!