Раздел: Подготовка к школе

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Татьянчик

Надежде Григорьевне ( и другим)

На прошлой неделе Вы писали, что надо учить ребенка правильно держать карандаш.
А что делать, если у меня дочь (6 лет) привыкла держать его неправильно?
Положение пальцев правильное, но держит карандаш на конусе, на заточенной деревяшке и
конец карандаша направлен под 90 градусов от правильного положения, т.е. при "классическом"
написании ( если рассмотреть плоскость листа и положение руки с карандашом сверху вниз) должен
быть такой порядок: лист,стержень ручки, рука;
а у моей: лист, рука, ручка. При таком положении точкой опоры на листе являются локоть и основание
мизинца, а запястье у нее находиться в воздухе!
Я пыталась так писать - рука очень быстро устает, неудобно.
Как ее так угораздило взять карандаш - я не знаю:-(
Еще в 3 года воспитательница в д/с говорила мне, что Иришка не умеет держать ручку.
Я все это прекрасно знала. Показывала, держала вместе с ней, придумывала сказки про карандашики.
Но результата никакого :-(((
Она берет по-моей просьбе правильно, но как только я отхожу от нее - возвращает все в исходное
положение. Ее мотивация: мне так не удобно!
Что мне делать? Не могу же я все время над ней стоять! Да и постоянные замечания могут
выработать какой-нибудь комплекс :-(
Может, кто-нибудь еще сталкивался с подобной проблемой? Буду благодарна за любые советы.
29.01.2002 14:04:18,

59 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Может упражнения найти на развитие кисти? Всяко не лишне. У меня много есть всяких пальчиковых упражнений, могу поделиться. 30.01.2002 12:51:11, Ольга М.
ОЛя, может поделитесь,что за пальчиковые упр-я..может что-то новое для меня будет.
Я как раз веду курс по развитию мелкой моторики (сюда входит и пальчиковая гимнастика).
И еще может подскажете,что можно сделать с пенопластом, чтоб он не сыпался...( вы наверно используете его тоже в упр-ях на р-е мелкой моторики).Втыкаешь кнопочки в пенопласт,периодически пенопласт крошится.:(
31.01.2002 16:56:03, alinkina
Татьянчик
Cпасибо,Оль.У нас есть книга "Пальчиковые игры". Только думаю, что причина в голове, а не
слабости пальцев. Карандаш- то она правильно держит, только не в том месте.
30.01.2002 14:51:32, Татьянчик
Татьянчик

Всем спасибо за отклики.
И под занавес приведу пример из своей школьной жизни.
Один мой одноклассник, который перебивался с двойки на тройку, обладал совершенно
"нечитабельным" почерком, разобрать который было практически не возможно.
После очередного разбора сочинений по литературе, учительница, обратясь к нему, сказала, что
ломает глаза над его каракулями в последний раз.
На что он ей с гордостью ответил, что у всех великих людей был непонятный почерк!
Учительница:" Ну, что ж, самое главное у тебя есть! Дело за малым - стать великим!"
Аплодисменты....
30.01.2002 12:48:51, Татьянчик
Iriska
Вот, какая учительница находчивая:-))). Интересно не стал великим-то? 30.01.2002 16:25:09, Iriska
Татьянчик
Стал великим пьяницей :-(((((
А как играл на гитаре и пел! Жалко.
И почерк не помог.
А учительница была класной!!!
Неоконченное театральное училище,сама ушла - поняла,что ее призвание-учить детей. Горчилина Татьяна Петровна.
Ее уроки всегда вспоминаю с любовью и благодарностью.
30.01.2002 16:47:59, Татьянчик
Iriska
Это очень приятно:-))
У меня, к сожалению, не было таких учителей.:-((
30.01.2002 17:02:59, Iriska
Надежда Григорьевна
Есть классическое (т.е. образцовое), устоявшееся правило как держать ручку.
Вот оно (повторюсь):
ручка должна лежать на левой стороне (у левшей на правой) среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца по возможности вытянуть и не сжимать ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

Цитата из М.Безруких (Директор института возрастной физиологии РАО): "Нужно, чтобы при письме сгибались и разгибались пальцы, одновременно рука должна передвигаться слева направо от начала к концу строки. Все эти движения будут затруднены, если ручка зажимается черезчур сильно, прогнув указательный палец, держится вертикально или или инвертированно (т.е. свободный конец ручки направлен от пишущего, как у Вашей дочки). Невозможны свободные движения при письме в том случае, если рука опирается о стол тыльной стороной."
Расстояние от кончика стержня до указательного пальца примерно 2,5-3 см, для леворуких детей расстояние больше - не менее 4 см.

Почему рекомендуют держать именно так, а не иначе? – потому что это наиболее оптимальный вариант.
Одно из главных правил письма – свободное движение пишущей руки. Правильно взятая ручка – это правильный упор, более естественные движения, а значит, есть основа для правильного письма.

Конечно, этот образец допускает варианты, но варианты не слишком далекие от нормы – иначе рука не сможет обеспечить 1) "бесперебойную" работу (будет уставать); 2) почерк тоже будет далеким от общепринятых норм; 3) скорость письма будет "страдать" и доставлять в связи с этим массу неудобств.

Здесь, как и во всем, необходимо придерживаться правила золотой середины. Если эту проблему возможно решить "мирным путем", то решаем. Если это грозит перейти запретную черту в виде создания проблемы уже иного рода (психологической), то лучше смириться с "особенностями" держания ручки и, соответственно, почерком, ИМХО. Не так уж часто это бывает, должна сказать. Надо разобраться: это "мне так удобно" связано просто с нежеланием девочки и с проблемой обучающего взрослого или же с другими более серьезными проблемами?
Иришка хочет учиться в школе? Ей хотелось бы красиво писать?

Татьяна, и ко мне приходят дети, которые так держат карандаш-ручку, но если навык еще не закреплен прочно, это, как правило, поддается корректировке (из личного опыта). Иногда достаточно бывает самого осознания ребенком того, что ОН сейчас – хозяин карандаша-ручки, и если карандаш намерен его слушаться, то он смотрит своему хозяину в плечо, а не в сторону. Тогда и рисовать-писать будет красиво и правильно. Эффективно примерно в 95%. Мы на кончик карандаша надеваем маленького резинового динозаврика или обезьянку-ластик (видели, наверно, в киосках продаются). Конечно, я помогаю, направляю и т.д. Одних слов и личного примера мало. Само собой и "постепенно" не сгладится. К сожалению, в сформированности моторных функций имет место тенденция к привыканию и последующему закреплению неверных навыков, если не обратить на это должного внимания.

Нужно брать ее руку в свою и какое-то время вместе раскрашивать, затем отпускать, снова делать вместе и т.д. + Следует учесть еще один момент: одно дело, когда об этом говорит мама (совсем не хочу обидеть мам :)) и совсем другое – когда слышишь это и принимаешь помощь от другого уважаемого и любимого взрослого, в другой обстановке, находясь рядом с другими детьми. Может быть, попробовать обратиться к специалисту? Авторитет мамы-обучающей в таком возрасте далеко не всегда срабатывает, это точно.

Мы ведь говорим о ребенке дошкольнике, когда неправильные навыки, в принципе, поправимы. Эти дети не закрепили подобный навык в письме, как правило, они просто рисуют или раскрашивают, держа карандаш неверно и многое можно еще поправить.

Ребенок, конечно, "нуждается в нашем понимании и снисхождении", но необходимо все же ТОЧНО знать, что это уж какой-то такой случай, когда лучше смириться, чем исправлять. Да, конечно, не стоит преодолевать это силой и жесткими требованиями. НО!
Следует помнить о том, что часто родительское снисхождение (читай – безвольность и неумение отличить зерна от плевел) оборачивается еще БОльшими трудностями для самого ребенка в дальнейшем.

Осе. Про "щепотку". Если взять и вырезать "тампончик" из паролоновой губки и им рисовать и раскрашивать красками (гуашью), то по-иному, как тремя пальцами – "щепотью" его и не возьмешь. Навык держать правильно эти три пальца закрепляется.

Elfy. О компьютерах. Я уверена, что существует очень тонкая связь между рукой, которая пишет и мозгом. Образы написанных букв, цифр, а потом и слов лучше осознаются, откладываются. Если, конечно, сам процесс осмысленный, не механический. Поэтому считаю, что рукописное письмо – важный элемент в развитии ребенка.

Всем. Полезная литература:
- Н.Дубровинская, Д. Фарбер, М. Безруких "Психофизиология ребенка". М., Владос, 2000.
- М.Безруких. Проблемные дети. М., УРАО, 2000.
30.01.2002 01:01:46, Надежда Григорьевна
Татьянчик
Спасибо большое за обстоятельный ответ.
Да, дочка очень хочет учиться. Но она все делает быстро: говорит, думает, отвечает.
Даже, иногда, сначала отвечает, а потом сразу, додумав, выдает верный ответ :-(
Ей нравится сам процесс получения знаний, но когда эти знания надо закреплять упражнениями -
ей не интересно. Например, когда мы с ней в 3 года проходили "Игралочку" Петерсона,
то там очень много заданий типа "найди то-то и разукрась так-то".
Она сразу выдавала правильный ответ, показывала пальцем, что и как надо разукрасить, а вот
довести до конца задание ( т.е. взять и разукрасить) ей уже не хотелось :-(
Почитать книгу ( а лучше - послушать, как другие читают), поотгадывать ребусы, поиграть
в магазин ( столько-то было в кошельке, столько стоит, сколько сдачи должны дать) - вот это - да!
А буковки выводить, орнаменты рисовать ей не нравиться.
И пока это только моя головная боль, т.к. и логоп. саду, и сейчас в нулевке они в класе не пишут совсем.
Конечно, в следующем году, когда к ним придет их учительница, я постараюсь обязательно сразу с
ней переговорить и попрошу о помощи в этом вопросе.
А за подсказку о карандаше с ластиком-игрушкой - спасибо. Мне понравилось. Обязательно сегодня заточу
( он у нас просто стоит в органайзере) и попробую "подружить" его с Иришкиным плечом :-)
30.01.2002 12:31:19, Татьянчик
Светлана
Татьянчик, мы такие же! И меня это очень огорчает! Игорь упорно не упирает большой палец в карандаш, а кладет его сверху. Я испробовала уже, кажется, все, но увы... А учительница наша в свое время сказала, что это повлияет на скорость письма ;-( 29.01.2002 20:59:49, Светлана
Iriska
Свет, может это и не очень похоже на то, что тут обсуждается, но все же скажу. Я, когда начилась вязать(совсем маленькая была еще до школы:-)))), неправильно держала спицы, совсем непрвильно и долго так вязала, потому что неудобно было држать их правильно(не помню, что именно я делала не так, но что-то значительное, так как вязала очень медленно). А потом, лет через 5 уже, решила научиться правильно и просто героическим усилием стала держать спицы как положено. Так вот переучилась в течении нескольких дней, хотя постоянно приходилось себя одергивать и следить, так как руки непроизвольно съезжали:-))).
И, кстати, после этого стала вязать оочень быстро и потом сама удивлялась, как неудобно то, что мне казалось удобным:-))).
Так что есть надежда:-))
31.01.2002 10:34:16, Iriska
А я всегда держала карандаш неправильно. Как-то выпустили из виду мои учителя. Единственная трудность - медленно писала в институте, стенографию зато малость освоила. Если Вы не сможете это исправить, может, и ничего? 29.01.2002 15:13:51, ЛяМур
Полевка
И я всю жизнь неправильно держу. Почерк ужасный, но пишу быстро. 29.01.2002 22:09:38, Полевка
Ярослава М.
И я неправильно держу :)) Двумя пальцами - большим и указательным. Почерка у меня два - один красивый, другой быстрый :)) 29.01.2002 22:50:19, Ярослава М.
Татьянчик
:-)))))) 30.01.2002 11:57:07, Татьянчик
С точки зрения современной нейропсихологии, существует не один, а множество различных способов держать карандаш, ручку (например, наряду с обычным типом письма, вариантом нормы считается письмо "крюком", "промежуточный тип письма" (в обоих случаях запястье висит в воздухе), и каждый из них может оказаться единственно приемлемым для какого-либо конкретного ребенка. Дело в функциональной организации мозга.
Овладение письмом зависит не столько от прилежания/неприлежания ребенка, сколько от его природных особенностей, которые зачастую невозможно исправить (без нанесения ущерба психике ребенка), а нужно принимать во внимание.
Ребенок нуждается в Вашем понимании и снисхождении:)
Понаблюдайте, как дочка размешивает чай в чашке...
29.01.2002 14:39:01, Элла Прокофьева
Татьянчик
Посмотрела: как и я - по часовой :-)
Но когда предложилаей круги нарисовать,то она первые сделала по ч.с,потом на секунду остановилась(видимо вспомнила мои наставления) и остальные рисовала против ч.с.
Ну как,жить будет?
30.01.2002 16:52:42, Татьянчик
А как научить ребенка? мой сын всегда, когда хочет нарисовать красиво - держит карандаш В КУЛАКЕ (3года) Я перекладываю, а он порисует немного, а как опять увлечется занятием, с вдохновением так ...В кулаке, и пошел машинки плодить :)
А я не очень хочу над душой висеть, у человека творческий порыв, а я со своими карандашами, может быть я так шедевр в банальность превращу :)?
29.01.2002 15:28:51, оса
Отрабатывать "щепотку" (ненавязчиво, конечно) я начинаю на музыкальных занятиях (трехлетки отлично уже держат колокольчики за самые кончики, без специальных приспособлений, отлично держат музыкальные треугольники, за тоненькую веревочку и т.п.)
У Монтессори мне очень нравится идея детских чаепитий - необходимо разлить заварку из заварного чайника (специальные детские сервизы) по чашкам, насыпать сахар в чашку, размешать - там-то я и подсматриваю:) за будущим почерком...
29.01.2002 15:54:44, Элла Прокофьева
Мурзя
А мы "щепотку" отрабатывали масляной пастелью :) Она ломается, а калякать хотелось. Вот и держал кусочек в 1 см длиной в щепотке :)
Ну а карандаш все равно неправильно держит, я ниже написала. Или есть еще вариант, когда рука вообще выше карандаша находится (так художники многие кисть держат). Вот и не знаю, что делать.
Элла, вы можете посоветовать какую-нибудь хорошую психологическую консультацию по определению ведущей руки (пора уже озаботиться)? Заранее спасибо.
29.01.2002 16:03:29, Мурзя
Если Вы хотите сходить именно к нейропсихологу, то напишите Машеньке Л.
Если же достаточно провести тест на леворукость-праворукость, я отсканирую и перешлю Вам классический тест, который может провести любой родитель в ненавязчивой домашней обстановке...
29.01.2002 16:09:40, Элла Прокофьева
Татьянчик
И мне,пожалуйста,тест перешлите. 29.01.2002 16:23:59, Татьянчик
Мурзя
Спасибо! А можно и то, и другое??? 29.01.2002 16:12:23, Мурзя
Хорошо. 29.01.2002 16:15:36, Элла Прокофьева
спаасибо :) вообще, моторика у него хорошая. Но идея с сервизом хороша. Купим и будем играть, думаю старшей дочери тоже понравится, не все же машинки с ним гонять :) 29.01.2002 16:02:43, оса
:) 29.01.2002 16:11:02, Элла Прокофьева
Татьянчик
Аналогичная ситуация.
Ведь,конечно же,ребенок видел,как держат карандаш родители.Но одни повторяют правильно,а у других-своя метода.
И если в течении года не удается собственным примером переучить,то может и не стоит больше обращать внимание?
Что выросло-то выросло?
Этот вопрос меня и волнует.
29.01.2002 15:41:51, Татьянчик
У вас хоть "крючком" держит, а у меня, вообще, в кулаке...так не годится, но что делать не пойму :( 29.01.2002 15:45:04, оса
Татьянчик
Спасибо, Элла, за ответ.
Сегодня обязательно посмотрю и завтра напишу. Кажется, как все.
Вот кружочки она всегда рисует по часовой стрелке, хотя букву О по правилам надо
писать против часовой. Тоже видно, особенность ее психики.
А вот насчет способов держать карандаш: "крюком" - это, наверно, как раз про нее :-)
Я тоже неоднократно видела людей, которые пишут нестандартно, но чтоб ручку или карандаш
держать у самого основания - с таким еще не встречалась.
У нее даже пальцы иногда пачкаются от пасты.
29.01.2002 15:26:02, Татьянчик
У меня муж так держит ручку - почерк ужасный, да еще и дисграфия (местами меняет слоги и пропускает буквы). Пальцы всегда пачкаются в пасте. Поэтому предпочитает печатать на компе, так как рукописные его "шедевры" нечитабельны совершенно. :)

А вот ребенок - вообще другая история. Во-первых, он еще не выбрал руку, то одной рисует, то другой, никогда заранее не угадаешь, какой рукой сейчас будет писать. Кружочки и палочки не получаются в принципе - сильный тремор.

По тестам - 100% левша. А по жизни - нет. Как в школу пойдем - ума не приложу. :(
29.01.2002 17:31:09, Наташа и Игорек
Написание всех букв русского алфавита предполагает рисование линий против часовой стрелки...
Попросите ее сделать еще вот что: не отрывая карандаша, нарисовать несколько окружностей друг на друге...
Если размешивает чай по часовой стрелке, если все окружности рисует по часовой стрелке, скорее всего, она будет испытывать сложности с "правильным" наклоном букв, и учительнице необходимо проявить понимание и терпение.
Держит карандаш у самого основания - возможно, это особенность начального этапа обучения письму и постепенно сгладится.
В средней школе, если она очень захочет, она сможет научиться писать специальным, правильным, каллиграфическим почерком (фиксировать ее внимание на этом сейчас - это мешать развитию более важных для школьного обучения навыков, слухо-речевой памяти, например - ребенок, который постоянно думает, как он пишет, не слышит учителя).
Важно, чтобы ребенок писал понятно и грамотно:)
Наклон, способ письма - отражение индивидуальных нейрофизиологических особенностей человека. Это как темперамент - зеркало личности:)
Каллиграфический почерк - это как характер, маска личности, вырабатывается годами:)
29.01.2002 15:48:43, Элла Прокофьева
Элла, а для левшей как? Я имею ввиду размешивание чая, рисование окружностей. 30.01.2002 11:41:12, Ольга М.
Татьянчик
Интересно... Я тоже размешиваю чай по часовой стрелке, но кружочки против часовой рисую.
Сейчас почти всех коллег попросила ложкой в кружке покрутить :-))))
Только один это сделал против ч.с., все - по ч.с., а один нашелся - 2 круга делает по ч.с., 2 круга - против.
Он- кто (с т.з.психолога)?
29.01.2002 16:08:18, Татьянчик
Взрослые - не показатель:)
Я тоже УЖЕ умею писать и по-своему, и каллиграфически:), и чай размешиваю туда-сюда (в детстве сказали, что, если покручу 40 раз по часовой стрелке и 40 раз против, чай станет сладким и без сахара, а я верила и накручивала:))
Репрезентативной выборкой:) для нас будут только те взрослые, которые не подвергались переучиванию...
29.01.2002 16:14:17, Элла Прокофьева
Татьянчик
Меня однозначно не переучивали ложкой крутить :-)))) 29.01.2002 16:25:12, Татьянчик
:))) Тест постараюсь вечером переслать - со сканером я на Вы:), подожду более опытных специалистов... 29.01.2002 16:28:03, Элла Прокофьева
Понимаю, что никто меня не спрашивал, но позвольте заметить: всегда держала карандаш неправильно и сейчас (34 года уже!) его неправильно держу. Ну и что? В школе пытались переучить - не вышло ))) 29.01.2002 14:28:38, Sofia
Татьянчик
Ну,почему же:-)
Я же написала,что прошу всех высказаться. Поэтому, спасибо!
29.01.2002 14:38:41, Татьянчик
тем более что с появлением компьютеров эта тема уже не столь актуальна :) 29.01.2002 14:30:15, Elfy
Согласна. Сейчас в школе рефераты и сочинения можно на компе делать. :) 29.01.2002 17:34:03, Наташа и Игорек
Татьянчик
Cорри, но впереди у нее 11 классов школы и, соответственно, письмо.А это-немало!
Компьютер будет потом.
29.01.2002 14:37:35, Татьянчик
Не знаю, у подруги сын со второго класса набивает на компе домашние задания :) 29.01.2002 14:40:23, Elfy
Татьянчик
Он, что, в какой-нибудь экспериментальной школе учиться?
Скоро совсем из детей роботов сделают :-((
Будут при чтении строчек: "Я к Вам пишу, чего же более?..." просить родителей объяснить сам процесс :-(
29.01.2002 15:34:17, Татьянчик
Да, сейчас в самых обычный школах позволяется домашние задания делать на компе. Но не по русскому и литературе. :) Там важен почерк. Так, по крайней мере, мне сказала моя соседка, учитель русского и литературы, причем Учитель с Большой буквы. 29.01.2002 17:35:47, Наташа и Игорек
А мне всегда казалось, что грамотность и умение выражать свои мысли намного важнее почерка... 29.01.2002 17:44:56, Elfy
Да, я тоже так думаю. Но писАть-то все равно надо уметь. А вдруг мы снова окажемся в пещерах? 29.01.2002 18:22:01, Наташа и Игорек
Ну, писАть-то все равно все так или иначе умеют... :)))
А в пещерах бумаги не будет, там придется на стенках малевать :)
30.01.2002 16:39:04, Elfy
:))) 01.02.2002 19:40:05, Наташа и Игорек
Нет, в обычной. И не вижу в этом инчего плохого. Только хорошее. Наверное, писцы на ивана Федорова тоже бочку катили :) 29.01.2002 15:46:41, Elfy
Татьянчик
Так, Иван Федоров был уже сформировавшейся личностью.
А тут, ИМХО, c колыбели происходит постепенная "индустриализация" человека.
Лучше напечатать, чем написать, лучше посмотреть TV, чем почитать.
К задачам детям предлагают варианты ответов - мол, выбирай.
Слушают диски, вместо того, чтобы послушать живую музыку.
Все это - чисто мое субъективное мнение.
Но мне жаль, что эпистолярный жанр умирает :-(
29.01.2002 16:22:49, Татьянчик
Да нет, учить писАть надо, конечно. Но каллиграфичесикй почерк - это уже пунктик отдельно взятого учителя, ИМХО.
Есть большая разница между просмотром ТВ и печатанием. Неважно, записываешь ты свои мысли, или печатаешь, или наговариваешь на диктофон... Важно, чтоб они были...
Хорошо бы в школе изучали "слепую" печать. Кое-где есть, в старших классах.
Почему эпистолярный жанр умирает? По-моему, с появлением электронной почты он переживает второе рождение :)
29.01.2002 16:34:19, Elfy
Татьянчик
А Вы не задумывались, почему многие отмечают высокий средний уровень посетителей
данного сайта? Сравните сообщения в конфах ( по темам, стилю, грамотности, культуре
общения) с сообщениями в некоторых чатах...
Здесь, в основном общаются люди от 25 и старше. А там - "тусуются" подростки.
Я не хочу делать никаких обобщений, но очень печально слышать и читать высказывания
нашей теперешней "золотой молодежи" :-( Хочется надеяться, что у детей посетителей нашей конфы, будет способность правильно
выражать свои мысли ( в том числе- и на бумаге).
29.01.2002 17:06:02, Татьянчик
Вы думаете, что посетители 7и, будучи подростками, общались иначе? :) 29.01.2002 17:28:39, Elfy
Елена Д.
Не иначе :) Кайф от правильной речи появляется позже :) Да, помню, как мой папа боролся со словами-паразитами... и как меня это бесило :) я с друзьями говорила на "сленге", а дома - "правильно" :) 30.01.2002 06:42:53, Елена Д.
Мурзя
Я пока сталкиваюсь с тем, что сын держит карандаш в левой руке, но тоже неправильно: у него вместо указательного пальца "работает" средний :( Правда, карандаш он берет в руки очень редко... Поэтому мои поправки не закрепляются :(

Тоже хотелось бы услышать советы, как переучивать, и чем чревато неправильное положение карандаша.
29.01.2002 14:23:29, Мурзя
Ехидна (aka Дарiя)
А у нас папа, обладая совершенно каллиграфическим почерком, всю жизнь держит ручку на серднем пальце. Так дочку (сейчас в 10-м классе) переучить так и не удалось... То же самое - с самого начала ручка на среднем пальце! Вот только почерк далеко не каллиграфический... 29.01.2002 14:56:07, Ехидна (aka Дарiя)
Мурзя
Так на среднем и надо! А у моего средний сверху, он им нажимает :) Зато нажим хороший :)))) 29.01.2002 15:02:28, Мурзя
Ехидна (aka Дарiя)
Прошу прощенья! Я имела в виду на безымянном, конечно! Ну, в общем, сосвем не так, как нас учили. 29.01.2002 15:05:26, Ехидна (aka Дарiя)
А на каком надо??? 29.01.2002 14:58:13, Elfy

Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!