Раздел: Развитие, обучение

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

осознание количества

Меня интересует, как ребенку стоит объяснять количества. Мой до пяти уже хорошо стал ориентироваться, а потом на вопрос "сколько?" он сообщает "много", или "наверное, шесть":)) На просьбу дать семь рыбок он гребет,сколько подвернется, не пересчитывая. У нас есть цифры большие, где соответствующее количество дырочет прорезано под яблочки. Пазлы - сверху рыбки, снизу цифры. Просто по картинкам ничего не воспринимает, все надо в руках покрутить. С маленькими количествами проще оказалось, все-таки они в быту встречаются, а дальше - никак. А главное, ему нравится заниматься, а я уж и знаю, что придумать.
09.01.2002 17:36:01,

16 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Irina L
Я объясняла, что вот ты посчитала предметы (тыкая в каждый пальцем :-) и последняя цифра, которая была названа и есть количество предметов. 10.01.2002 10:36:53, Irina L
Надежда Григорьевна
Ирина, а если без "дополнительных" объяснений:)) - сосчитайте (один, два, ... пять), затем обведите это количество рукой и скажите: ПЯТЬ. 10.01.2002 17:24:09, Надежда Григорьевна
Надежда Григорьевна
Почти всё (во всяком случае, многое) лучше не ОБЪЯСНЯТЬ, а ПОКАЗЫВАТЬ:)

ЛяМур, Вы не написали про возраст Вашего мальчика.
Очень хорошо "работает" крупное домино.
09.01.2002 21:51:14, Надежда Григорьевна
О возрасте: 3,5. Кажется, что как раз пора осваивать количество. Или все-таки если я вижу, что ребенку трудно, нужно отложить? Но мы и счет до пяти долго осваивали.

Домино - тоже интересная идея. Спасибо.
10.01.2002 11:03:26, ЛяМур
Надежда Григорьевна
>>Или все-таки если я вижу, что ребенку трудно, нужно отложить? Но мы и счет до пяти долго осваивали.>>
Если у Ребенка что-то не получается, значит взрослый сделал слишком "большой шаг", не учитывая возможности ребенка. В таком случае этот "большой шаг" нужно разбить на маленькие шажочки. А маленький шаг получится у каждого ребенка. Просто "размер" шага у каждого ребенка свой – нужно приноровиться:).


Про то, что "хочется всё в руках покрутить" - очень правильно!:) Ребенок все на первых порах должен пропустить через руки. Вот пальцы, которые всегда при себе - самый лучший механический калькулятор:)

Количество хорошо осваивать так, чтобы через какое-то время не нужно было пересчитывать заново, а просто посмотреть и знать - это два, это три и т.д. Количество включая 5 – уже встроено в мозг. Лучше показывать одинаковые предметы или пальцы, например. Сколько? – 2 ( как две руки или две ноги у человека) ; Сколько? - четыре (можно для проверки пересчитать) – как четыре лапы у кошки или собаки, как четыре колеса у машины. Когда говорим о количестве, нужно связать это количество с КОНКРЕТНЫМИ ОБРАЗАМИ-предметами.

У меня есть такие карточки (самодельные:)), на которых в ряд пять клеток-окон. Выбираем то, что ребенку интересно. Есть серии карточек с кошками, есть с ягодами, мальчишкам нравятся с машинами.
На одной карточке все окна пустые - когда я спрашиваю "сколько?", дети мне говорят - "нисколько"или "ничего нет". На второй карточке четыре окна заполнены, одно пустое; на третьей –три заполненных и два пустых; на четвертой –два заполненных и три пустых и т.д. Т.е. используем принцип достаточности-недостаточности.
Спрашиваю:"сколько?" - три. "А пустых?" - две. Могу и по-другому спросить:)): "а сколько до пяти не хватет?"

Не знаю, понятно ли я объяснила:)).
Но осваивается и усваивается очень быстро.
Тут же можно и задачки порешать: "в гараже три машины, мест 5; сколько машин еще не доехали до гаража?" и т.д. Можно на настоящих машинах (куклах, мишках) это демонстрировать.
К сложению-вычитанию - самый прямой путь:)) Эти карточки вообще какие-то многовариантные получаются, в смысле, что много всякого-разного можно с ними сделать.

Раз вы уже счет до пяти освоили, то, что на руке 5 пальцев - знаете:), можно продолжить: 5 пальцев и еще один (показываем, потом просим, чтобы сам показал).
Постепенно понимаем - зачем вновь и вновь пересчитывать до пяти пять пальцев, если знаем, что их пять - просто обводим пальцы и считаем: "пять" и продолжаем на другой руке: "шесть". Не забываем подвести итог: "Стало шесть ( как лап у жука).
А если пять (показываем) и еще два – сколько? Здесь речь не о том, чтобы складывать–вычитать, а чтобы понятен был принцип: к неизменным пяти добавляем два и уже от "достигнутого":) считаем: "пять (обводим количество), шесть, семь Всего семь." А в голове откладывается-выстраивается 5 и 2. Если действуем с пальцами, то "на периферии" отложится и то, что до десяти трех не хватает.

На моей странице я выложила разные варианты карточек. Только цветные, о которых я говорила (счет до 5) долго грузятся.
10.01.2002 16:29:39, Надежда Григорьевна
Красно Солнышко
По опыту моего ребенка вижу, что пересчитывать будет со временем, все большее и большее количество. Моя почти пришла к тому, что количество до пяти называет с ходу, не считая, а дальше считает до 30 и далее, забывая, иногда, только название десятков и задумываясь на втором десятке.

Вопрос, что делать дальше? Я не очень понимаю как перейти к сложению, вычитанию? Когда я прошу прибавить, например, к двум три и показываю это на пальцах, то Ксюха опять все с начала пересчитывает. Ей даже не приходит в голову начать сразу, например, с трех. По логике (моей :) сложение, это та же таблица умножения. Мы просто уже привылки что 2+3=5 и не считаем это всякий раз. Что делать, чтобы ребенок привык? Сто раз показать на пальцах или есть еще какие то приемы? Пока я начала с прибавления, убавления единицы. Прошу ответить, что меньше на один, скажем, пяти, что больше. Проговариваю: значит 5-1=4, а 5+1=6. И так с различными цифрами. Начинаем считать в обратном порядке. Это правильный путь? А что делать дальше?

Числовую прямую, движение по ней вправо при сложении, влево при вычитании, Ксюха пока тоже совсем не воспринимает.

И еще. Ксюха порой путает, говорит: 1+2=12

PS: Пропедевтику: больше меньше одинаково, выше ниже и так далее, как это советуют, мы вроде бы прошли в полной мере.
09.01.2002 23:41:12, Красно Солнышко
Если говорить: "Сколько будет, если к двум прибавить три?"- очень абстрактно. 1. Можно много и интересно поиграть с сохранением количества: взять 5(7 или 10) чего-нибудь (бусин, фасолин, кубиков) и по-разному выкладывать,кучкой, цепочкой(длинной или короткой) переливать, пересыпать воду или песок. Одинаково? столько же?
Взять одинаковое количество маленьких и больших бусин, у кого больше? Ввести ребёнка в заблуждение достаточно легко... и весело.
2. Для меня тоже остаётся загадкой, почему в одних случаях, как правило когда есть наглядный материал, она начинает пересчитывать заново, а в других считает в уме. Купим мороженое? А сколько нужно, чтобы нам всем хватило? Три. А если мы и бабушку с дедушкой ещё угостим? пять. Это не единичный пример. Помогает живой интерес к проблеме?
3. Идея с кружочками-дырками у нас сейчас в работе: лист Ф4 пополам, на каждом цифра и соответствующее количество дырок, при накладывании одного листка на другой дырки совпадают. Пример: взяли листок 2, положили в дырки 2 камешка(мы играли с конфетами морскими камешками), потом взяли 5, наложили, Т.е. добавили три пустых. Т.е. видит цифру 5: 2 с камешками и три пустых, сколько нужно положить? и т.д. и т.п. с поеданием, с угощением папы. Если же идти от большего к меньшему, наложением не так удобно. Короче, как один из вариантов...
4. Попытки записывать примеры, играть с альбомом особого интереса не вызывают. Рано? Как впрочем и чтение :((( самостоятельное. А вот игры со звуками и словами, совсем другое дело
10.01.2002 10:41:11, ЮЛА
Идея с дырочками на листках мне очень понравилась. Ну, и фантазия у вас:)) Мы вот еще очень полюбили зверюшек кормить, наверное, нужно заготавливать соответствующее количество морковок и т.д. :)) 10.01.2002 12:04:36, ЛяМур
идея не моя :) чуть по другому использую. А хороша ещё тем, что всё тоже самое она может проделать и с куклой, т.е. поучить её, и подсказки- цифры уже написаны.
А попробуйте зверюшек пересадить по другому и спросить: "а теперь сколько нужно морковок?" Интересно, будет снова пересчитывать или нет?
10.01.2002 16:24:53, ЮЛА
Что начать надо с трех - это надо объяснять. "Здесь уже два есть, значит это уже три, это четыре..." и так далее. У нас это своеобразная игра была - с чего начать, чтобы прибавить к трем? а к четырем? а к шести? Но для этого нужно твердо знать, какая цифра следующая. А вообще это правильно - прибавлять и отнимать единицу для начала. 10.01.2002 07:32:06, Лада
Ольга Оводова
Нам очень помогли настольные игры. Считать до шести уверенно, чет-нечет, больше-меньше, да много всякого, были бы игры хорошие. 09.01.2002 21:46:08, Ольга Оводова
Вообще-то человек воспринимает без пересчета то ли 6, то 7 предметов.
У нас логопед заставляет Ваню пересчитать и ответить. Но просто пересчет мы делаем давно (сидела и его рукой пересчитыывала что-л.)
В быту попробуйте, например, конструктор (кубики). Строите вместе и естесственным тоном просите 6-7 (или сколько надо) деталей.
Когда моего сильно "достать" этим пересчетом, то просто гребет все предметы, дескать может ей сразу дать и отстанет.
09.01.2002 18:35:47, Muha
Да, с конструктором - это хорошо. Это мы любим. Машинок такое количество не купишь:)) 10.01.2002 11:18:30, ЛяМур
Мой, например, лет до 5 понимал только 1 и 2, про все остальное говорил - "много". Сейчас может уже одним взглядом 3 предмета уловить, а с помощью пересчета - даже 12!!! Но все, что больше 10, пока сложновато. Нам 6,5 лет. 09.01.2002 19:25:44, Наташа и Игорек
кстати, мой 1 предмет понимает плохо. 10.01.2002 11:20:27, Muha
Тут нам помог такой вопрос: где луна? а их сколько? Солнце? Больше единичных предметов не нашлось:)
2 - две ручки, ножки
4 - колеса у машин
5 - лампочек в люстре
10.01.2002 11:59:29, ЛяМур


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!