Раздел: Воспитание

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Находка

Рубинштейн С. Я. "Психология умственно отсталого школьника"

Не понимаю сейчас почему я, 7 лет ходившая в коррекционку к УО ребенку, не озаботилась прочитать книгу о психологии УО ребенка. Вот первая же книга, которую я на эту тему изучила,показала, что для общения с УО ребенком, спец. знания НУЖНЫ.

[ссылка-1]

Вот некоторые цитаты:

" Всесторонне изучавшая работоспособность больных олигофренией Э. А. Коробкова писала: «Одной из наиболее существенных и неправильных предпосылок, лежащих в основе большинства зарубежных исследований состояния умственной отсталости, является представление о том, что больной олигофренией – как бы ухудшенный вариант нормы. Предполагается, что существует некоторый средний уровень ума, характеризующий здорового человека, и что в сопоставлении с ним у олигофрена на ту или иную толику ума меньше (недаром принятый термин «олигофрения» в переводе на русский язык означает «малоумие")...» «Олигофрен оказался, – пишет далее Э. А. Коробкова, – не просто «хуже» среднего человека, принятого за условную норму, олигофрена отличает качественное своеобразие: не худшая, а иная структура психики, жизненных установок и проявлений"[

Психика ребенка-олигофрена совершенно непохожа на психику нормального ребенка-дошкольника. Незрелость высших интеллектуальных процессов в сочетании с чрезмерной косностью поведения создает качественно своеобразную картину психического развития".

"Для того чтобы наглядно представить себе теорию Л. С. Выготского, можно прибегнуть к сравнению умственно отсталого ребенка с растением, которое имеет плохие корни. Они оказываются непроницаемыми для соков в тех слоях, которые могли бы дать им питание, и открывают свои поры там, где слой почвы сух или ядовит. Такое растение, развиваясь в адекватных для него условиях, могло бы зацвести. В обычных условиях оно практически остается худосочным и чахнет, не достигнув вершин развития.

Следовательно, нужно переделать почву, т. е. систему культурного воспитания в младенческом и дошкольном возрасте. Это не значит, что тогда может быть достигнуто беспредельное развитие больного ребенка. Но это значит, что остаются неизвестными пределы, которых могла бы достигнуть олигофренопедагогика и психология в развитии высших психических процессов у умственно отсталых детей".

"Л. С. Выготский подвергает критическому анализу основные догмы старой педагогики, видевшей главный путь воспитания умственно отсталого ребенка в многолетней тренировке его сенсомоторных функций. Он указывает, что результаты этой тренировки были крайне безуспешными, ибо центр тяжести всей воспитательной работы переносился на наименее воспитуемые функции. Если все же наступало улучшение, то оно происходило вопреки намерению самих педагогов, за счет развития мышления, произвольного внимания и других высших психических функций. И далее Л. С. Выготский указывает на то, что педагогика должна перенести центр тяжести с воспитания низших на воспитание высших психических функций".
10.04.2013 13:31:26,

24 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Sheba77
Галя, спасибо за ссылку!
Я вот что думаю по этому поводу. В книжке обсуждается как бы "безусловное" УО, причём имеющее под собой обязательно органическую причину.
В ситуации же с детьми в учреждениях, как мне кажется, основной становится проблема отделения истинного УО от педзапущенности (а в некоторых случаях задержка развития - это вообще такая защитная функция психики), что даже специалисту подчас не под силу докопаться до истины.
И, я думаю, невозможно сравнивать домашнего ребёнка с ОПГМ и 10-летку, который с рождения в системе и прошёл огонь, воду и медные трубы.
Конечно, всегда надо быть готовым к "истинной" УО. Но ведь никто не мечтает об этом, и абсолютно все надеются, что "фигня, прорвёмся"...
11.04.2013 08:46:23, Sheba77
Находка
Лена, мое ИМХО, что даже если у парня не было УО, то к 10 годам (3-ий класс корр-ки?) она у него есть. Не органическая, приобретенная. Об этом мне сказала воспитатель моего Андрея, да я и сама так думаю. Быть может, это нельзя назвать УО как таковой, но мышление как у УО детей становится. И, наверное, это компенсируется со временем (приобретенное).

Я вот была уверена, что у Андрея нет УО. Парень прекрасно на слух воспринимает тексты, выделяет главную мысль, пересказывает, очень хорошая у него память...Увы, он не видит последствий (даже совсем близких) своих поступков, не делает выводы, не может перенести действие на других (людей, условия), не может обобщить. Он может красиво расказать про то, что такое хорошо и что плохо, но на практике- совсем никакого понимания что поступает подло, и что это влечет за собой какие-то проблемы для него. Мышление действительно конкретное, интересы в области элементарных физиологических потребностей. Даже малейшую цепочку событий- в 2 хода- он продумать не может. В побегах его не было никакой направленности. Я думала, что он к братьям бежал, а нет, он просто бродил или ехал куда получалось, совсем не пытался продумать куда и как.

Да, еще у детей из корр-ки самооценка ниже плинтуса. Они прекрасно знают, что учатся в "дебилке". И убедить ребенка, что он не "плохой" и подвигнуть на какую-никакую самостоятельность может быть чрезвычайно сложно.
14.04.2013 09:37:52, Находка
ketspb
"Фигни и просто прорваться" не получится в таком не нежном возрасте по любому, к сожалению. Мы тоже думали- все по силам. Гордыня((((( 12.04.2013 13:27:47, ketspb
Мамамарина
Здравствуйте, Галина! Столкнулась с проблемой. Попросила в одном из постов совета у "старейшей жительницы" конференции, да, видно, не туда написала.
Тут попробую- собираюсь взять на гостевую, без дальнейших обещаний, девочку 14 лет с непонятками в выписном эпикризе из интерната для глубоко умственно отсталых детей. Причина есть. Диагноз:Код 70.08-лёгкая степень без отклонений в поведении. И рядом- умер. умств. отсталость с незначительным нарушением поведения. То бишь - 2 диагноза, которые сами себе противоречат. Более того - стоит микроцефалия, а я не вижу, и воспитатель не видит - а врача в учреждении ВООБЩЕ НЕТ! Давно уволился. Приезжает раз в неделю другой из соседнего города и соседнего края. То есть вот так. Я вижу микрокранию- то есть маленькую голову. Естественно, всё не без последствий, но интеллект сохранен. Провела несколько академических тестов - IQ около 90. Так вот , у меня вопрос - реально ли социализировать , частично снять диагнозы и компенсировать ? Понимаю, что вопрос только теоретический - по сути. И у вас маленькие вроде детки. Воспитала удочерённую девочку с 6 лет, сейчас 27, на ПС мальчик 15 лет- забирала в 1 год и 5 дней. Все были с диагнозами, но не УО, хотя попытки "загнать" их туда были. Очень ли сложно "перестроиться"?
Так - девочка МОЯ. При встрече выяснилось. У меня её брат( мать одна, отцы разные). Правда, жилищные условия только на одного...
10.04.2013 17:38:57, Мамамарина
Мамамарина
Естественно, о "социализировать, компенсировать" говорить на гостевом нереально и невозможно. Речь идёт о том, сможет ли она с нами жить- деревня, хозяйство, я работаю, будет потерян у неё привычный круг общения, не будет у детей отдельных комнат- только в общей, либо двух-ярусная кроватка в комнате вместе с братом. И прочая...
Я сейчас спать, уже к 3 ночи, завтра на работу. Напишите, пожалуйста, если что надумаете... Вдруг ещё кто подключится. Тут в теме как раз бы о реальных реакциях УО деток поговорить. О возможности совместной жизни.
10.04.2013 19:31:08, Мамамарина
Мои родители с 3 детьми жили в 16-ти метровой комнате в комунальной квартире. Не знаю, как родителям, но лично мне было комфортно. 10.04.2013 23:59:52, про жилье
Мамамарина
Я с братом всю жизнь и мамой, папой в однокомнатной 18 квадратов. Мне комфортно, а ей как? И требование по разным комнатам куда деть? 11.04.2013 02:57:49, Мамамарина
Находка
Могу написать только то, что знаю по своему опыту.

Во-первых, на гостевом ни социализировать, ни компенсировать ничего не получится. Ребенок на гостевом напряжен, старается вести себя "хорошо", надеется на бОльшее все равно и не понимает что для этого нужно (как себя вести, чтобы забрали насовсем). В таком состоянии какая может быть компенсация-социализация? А в учреждении будет продолжаться депривация в это время...

Если в семью потом заберете- тогда конечно что-то можно скомпенсировать и в какой-то мере социализировать. Хотя станет ли ребенок самостоятельным в дальнейшем, как можно знать сейчас? Но если будет гостевой, вряд ли Вы потом сможете остаться в стороне от судьбы девочки? Значит, все равно будете как-то участвовать?

В дальнейшем девочку должны во взрослый ДИ перевести?

Подумайте ОЧЕНЬ хорошо, прежде чем начинать гостевой. Мое ИМХО- гостевой- это капкан, из которого только один достойный выход- забрать ребенка в семью.
10.04.2013 18:16:29, Находка
Мамамарина
как сама с собой разговариваю... грустно... Я её окрестить хотела в приезд это, а пустили только на ночь. Ехали с сыном 5,5 часов к ней на полу-исправной машине, я с высоким давлением. Они с одного карантина, за день снятого, сразу в следующий перескочили. Хорошо, хоть встретиться дали- мы почти в 23 вечера приехали. 10.04.2013 19:16:08, Мамамарина
Мамамарина
Спасибо за ответ. Мне пока , иначе чем на гостевой, не обещают. Навстречу (для личной встречи брата и сестры, и то, только на 1 ночь!!!) пошли только потому, что билась для этого со всех сторон. Я перечитала темы про гостевой, всё понимаю. Но ребёнка обнадёживать НЕЛЬЗЯ, а она очень хочет. Хотя бы в гости. 10.04.2013 18:38:34, Мамамарина
Мамамарина
насчёт взрослого ДИ- медсестра говорит, что её готовят для ухода за тяжёлыми больными в ПН интернате, у неё будет своя комната и зарплата. А воспитатель только усмехается на это. Она инвалид детства. Вроде как дееспособности лишать не собираются, но и вряд ли жильё предоставят... Там всё очень мутно, в этом заведении- вроде все такие благожелательные, а концов не найдёшь. Девочку к ним перевели из другого района почти 4 года назад. Пишут, что сведений о рождении и раннем развитии нет- а Реально всё это - откровенное враньё в документах сопровождающих. 10.04.2013 18:50:41, Мамамарина
Мамамарина
У них она идёт как необучаемая по документам, а она с помощью воспитателей здесь научилась читать, вышивает гладью неплохо-работы видела, пытается вязать, так у нянек первая помощница. С арифметикой плохо.
Мне её раньше в семью не отдали, когда ей всего 6 лет было. Сказали (опека) и не думать даже, что Такого ребёнка не отдадут, чтоб и думать забыла. И не вздумала брату о сестре говорить. А тут, как наш президент в Америку запретил отдавать, и сынок подрос- сказала ему о единокровной, он встретиться захотел- так и понеслось.
10.04.2013 19:04:28, Мамамарина
Находка
ИМХО, если гладью вышивает- нет у нее средней УО, легкая...Моя Кристина с ЛУО вышивать еще совсем не может (тоже 14). Читает, правда, быстро, но совсем не понимает прочитанного.

Но за таким ребенком нужен контроль постоянный, а Вы работаете... Я Кристину не могу дома одну оставлять. Может уйти, дверь оставив открытой...Даже гулять возле дома опасаюсь одну отпускать надолго, приглядываю.

По поводу реакций Вам лучше с опытными мамками поговорить: с Верой Дробинской, вот журнал ее:

[ссылка-1]

Или Натальей Клименко:

[ссылка-2]
10.04.2013 23:51:48, Находка
ES (краевед)
Дети с умеренной уо иногда классно вышивают. И много чего ещё руками могут делать. Не все, конечно. 12.04.2013 01:15:53, ES (краевед)
Мамамарина
Спасибо за ссылки... А как отличить УО от ЗПР? 11.04.2013 10:51:25, Мамамарина
Эх, как мне было тяжело переключаться с Паши на Лену. С УО ребенка на ЗПР ребенка. Я тогда поняла, чем УО отличается от ЗПР. Причем психиатр, которая Паше УО выставила увидела, как я то-то Лене объясняю и попросила сбавить обороты, так как УО у девы нет. 11.04.2013 00:23:34, Криптан
Мамамарина
И вам вопрос: а как отличить истинное УО от ЗПР. Какие действия мне можно предпринять до июня, когда я её повезу? Записать на МРТ? На независимую экспертизу? На ПМПК-так они и направляли в интернат(или психбольница?-из эпикриза непонятно?
Если интеллект сохранен, как быть тогда???? Помогите, пожалуйста, разобраться хоть немного. Уже вторую неделю в интернете до 3, 4 утра. Пытаюсь разобраться...
11.04.2013 10:56:22, Мамамарина
ES
А Вы где территориально?
У нас (у меня лично и у коллег) есть опыт смены диагнозов детям из дди + их (детей) последующего сопровождения.
12.04.2013 01:20:02, ES
Мамамарина
Скажите, а как на вас выйти? 12.04.2013 19:25:49, Мамамарина
ES
Прошу прощения за поздний ответ:).
Мне можно писать/звонить, контакты я кину на почту.
Контакты ресурсного центра (центр поддерживает семьи, которые берут детей с проблемами развития), где много чего могут посоветовать, также кину Вам на почту (не могу их сайт найти).

Про Вашу девочку некоторые соображения.

Если Ваша девочка в собесовском интернате, то, скорее всего, у неё был диагноз лёгкая уо, потом ей его поменяли на умеренную - это достаточно типичная ситуация, когда коррекционный интернат с ребёнком не справляется, они его таким образом сбрасывают в собес.
Это не говорит о том, что новый диагноз верен. Это говорит о том, что первый интернат не справился по каким-то причинам.

Микроцефалия в возрасте Вашей девочки уже роли не играет:), скорее всего - ну ставили в детстве, ну и пусть:).

Про возможность социализировать на гостевом.
Тут есть такой момент. Дети собесовские (по крайней мере у нас так), имеющие реально умеренную уо, как правило, не ждут, что Вы их возьмёте насовсем (из дди детей берут крайне редко, поэтому нет этого болезненного ожидания, или оно намного слабее). Поэтому выстроить
нетравмирующие "гостевые" отношения с таким ребёнком иногда бывает проще, чем с ребёнком из обычного или коррекционного дд.
И социализировать такого ребёнка в гостях можно (у нас был такой опыт с подростками-выпускниками, сейчас моя знакомая 3 раза в неделю берёт девочку 11 лет - водит на занятия, гуляет, просто выводит за периметр - собес же туда (за периметр) не попадает практически). Насколько полноценно - зависит от Ваших ресурсов, от возможностей девочки, от кучи всего.
И нужно всё продумывать, конечно.
12.04.2013 22:39:06, ES
ES
Про снять диагнозы.
У нас такой опыт есть (я там в топике по ссылке примеры приводила).
В 14 лет труднее, конечно.
Но пободаться стоит, если Вы считаете, что девочка сможет жить самостоятельно (т.к. смена F71 на F70 ей такую возможность даст).
Про наш опыт можно в личке. Но у нас дети были младше. Если коротко - нам нужно было детей подготовить к госпитализации в пб, через эту госпитализацию провести и сопровождать после.
При подготовке Вам, условно говоря, нужно 1) максимально подогнать ребёнка к возрастной норме 2) показать комиссии, что при определённом обучении ребёнок за такой-то период даёт такую-то динамику (что более грамотно, чем пункт 1, но далеко не все пмпк готовы смотреть на динамику, если ребёнок сильно отстаёт).
Плюс хорошо бы, чтобы хоть кто-то из значимого персонала дди был на Вашей стороне.

Помимо историй из топика по ссылке, один из выпускников дди (полноценная F71, безусловная необходимость поддерживаемого проживания, чУдны добрый мальчик, алтарничал в храме:)) сейчас живёт на сельском приходе, работает, пользуется популярностью:).

Пишите:).
12.04.2013 22:50:24, ES
Мамамарина
спасибо за ответ
я в Хабаровском крае
сейчас на работу
12.04.2013 03:33:10, Мамамарина
Мамамарина
Ей ЗПР сначала ставили в ДД , а после 3 класса в интернат дляч УО перевели, в другой район. 11.04.2013 02:49:44, Мамамарина
Мамамарина
...вот и крутись, как вздумается.... 11.04.2013 16:33:03, Мамамарина

Читайте также
Весенняя пора: идеи для вдохновения
Простые идеи, которые помогут перезагрузиться вместе с природой
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!