Раздел: Воспитание (демонстративное поведение у детей медведева шишова)

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

"Лекарство- кукольный театр" Медведева, Шишова, изд-во "Никея"

Прикупила книгу, изучаю.

Очень любопытно. Вот аннотация:

Книга известных психологов и публицистов Ирины Медведевой и Татьяны Шишовой посвящена преодолению с помощью арт-терапии таких детских проблем, как страхи и патологическая застенчивость, речевые трудности и агрессия, упрямство и демонстративное поведение, воровство и ревность, эгоцентризм и обидчивость. Книгу дополняют пьесы, которые на протяжении 20 с лишним лет шли и идут во множестве кукольных театров и ТЮЗов России и помогут родителям успешно сформировать у детей правильные модели поведения, некий нравственный кодекс, которым руководствуется в своих поступках любой культурный человек и тем более христианин.

Вот вступление и 1 главу копирую:

Лекарство кукольный театр
Медведева И. Я., Шишова Т. Л.

Нам обеим нередко приходится слышать от знакомых словa удивления, граничащего с недоумением. Дескать, как у вас все странно складывается! То вы одним занимаетесь, то другим, то третьим. И повороты такие неожиданные, непредсказуемые.
Мы в ответ обычно улыбаемся, киваем, но в объяснения не вдаемся.
На самом же деле ничего такого непредсказуемого в нашей трудовой биографии нет. Вероятно, все было предрешено судьбой еще в студенческие годы. Одна из нас "училась на филолога", но при этом очень интересовалась психологией и одновременно страдала из-за того, что побоялась поступать на театроведческий в ГИТИС. Другая изучала дефектологию и клиническую психологию и в то же время любила книги по философии. Одна, получив диплом, несколько лет преподавала студентам, но терпеть этого не могла и, увлекшись художественным переводом с испанского, легко рассталась с профессией педагога и была уверена, что навсегда. Другая, попробовав затеять в детской психиатрической клинике, где она начинала свою карьеру, нечто вроде театра психодрамы, и, придя в негодование от критики со стороны начальства (как сейчас уже ясно, вполне разумной), тоже решила в сердцах порвать со своей профессией навсегда и занялась журналистикой, написала книгу для детей о разных трудностях характера.
Потом мы встретились, подружились и через некоторое время сочинили вместе первую пьесу для кукольного театра. Драматургия захватила нас на несколько лет. Казалось, что предыдущие профессии были ошибкой юности, а теперь мы наконец-то нашли себя. Ну, а потом... потом в нашей жизни появилось и заняло серьезное место то, о чем написана эта книга. Лечебный театр. Дети "c проблемами". И теперь стало понятно, что ничего зряшного не было, что "каждое лыко в строку". И надеемся, что это еще не конец. Работа с детьми открыла нам совершенно новые горизонты. Мы заинтересовались культурологией, историей. Даже политикой! Но об этом, если Бог даст, расскажем уже в следующей книге...
Все годы существования нашего кукольного театра нам помогали много хороших людей, и мы им очень благодарны. Особо хочется поблагодарить Юрия Степановича Шевченко и Вадима Петровича Добриденя, талантливых психотерапевтов, вселивших в нас столь необходимую на начальном этапе уверенность в успехе; чудесную Софию Михайловну Олину, приютившую нас в своей библиотеке, где наши "трудные дети" порой стояли на голове. С благодарностью вспоминаем мы и ныне покойного Феликса Зиновьевича Файнштейна, прекрасного режиссера и художника кукольного театра, который первым отважился поставить спектакль с нашими детьми, и научил нас делать перчаточную собаку. Она стала для нас "и догмой, и руководством к действию".

ВЕСЕЛЫЙ СТРАХ

Восьмилетнего Максима привели к нам с жалобами на заикание.
Кроме заикания, мы ни на что не жалуемся,– уверяла мать. – Ведет он себя хорошо, тихий, послушный. Что попросишь – сделает.
A на вопрос, нет ли у мальчика страхов, энергично заметала головой: "Да что вы?! Какие страхи? Спит отдельно, в своей комнате, сам ходит в школу. И темноты не боится, и одного мы его оставляем".
Но когда мы попросили детей нарисовать дома свои страхи, Максим принес целый ворох рисунков. Это была настоящая коллекция чудовищ, причем каждый имел свое имя, и Максим взволнованным шепотом, заикаясь больше обычного, пояснял, где какой страх живет: один в шкафу, другой под кроватью, третий за занавеской, четвертый в трубах ванной комнаты.
Увы, родители довольно часто не подозревают о том, что их детей мучат страхи. Многие дети не склонны делиться подобными переживаниями. Одни потому, что стесняются выглядеть трусами, другие боятся так сильно, что сам разговор на эту тему приводит их в ужас и потому невыносим.
Страхи – очень серьезная проблема. И, в отличие от многих других детских проблем, о которых мы часто с полной уверенностью говорим родителям: "Ничего, перерастет. Пройдет с возрастом и т. п." – в данном случае требуются неотложные меры. Ребенок растет, и страхи растут вместе с ним. С возрастом развивается воображение. Книги, фильмы, услышанные разговоры и реальные происшествия дают обильную пищу для фантазии. Если ребенок склонен к невротическим страхам, фантазия работает против него. Страхи множатся, становятся все более и более подробными и агрессивными. Они наступают со всех сторон и буквально пожирают детскую душу.
24.08.2010 06:44:52, Находка

5 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы. Авторизоваться

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Продолжение:

Вспоминается еще один мальчик. Он ужасно, до истерических припадков боялся темноты. И вдруг в возрасте семи лет озадачил своих родителей просьбой запереть его в темной ванной одного. "Для испытания", – пояснил он.
Полчаса из ванной не раздавалось ни звука. "Может, открыть?" – спросили через дверь встревоженные родители. – "Открывайте", – раздался спокойный голос мальчика. Он вышел и тем же спокойным голосом произнес: "Я понял: что в темноте, что на свету – драконов везде много. И там, и здесь съедят".
Самое глупое, что могут сделать родители, узнав о страхах своего ребенка, это начать иронизировать. Восклицая:"Трусишка! Да это же чепуха!", вы ни в коей мере не сделаете ребенка более отважным, а лишь породите в нем новый страх – страх быть откровенным с вами.
Он поймет, что защиты ждать не от кого и окончательно замкнется. Как правило, детская трусость огорчает преимущественно отцов. И особенно если речь идет о мальчике. И это вполне понятно. Каждому отцу хочется, чтобы его сын вырос настоящим мужчиной. И он полагает, что этого надо добиваться любой ценой. Чаще всего такой конфликт возникает в семьях, где сын "иноприроден" отцу. Отец – волевой, решительный, может быть, не слишком утонченный человек, а сын - полная ему противоположность. Чувствительный, ранимый, застенчивый, мечтательный, он может при правильном воспитании стать человеком творческой профессии. Или врачом, который, как никто другой, будет понимать страдания других людей. Из него может получиться прекрасный психотерапевт, психолог, педагог, социальный работник. Фантазия, которая, будучи направленной на себя, порождает страхи, если обратить ее вовне, на окружающих, станет основой сострадания.
Если же – конечно, из самых благих побуждений!– смеяться над ребенком, выставлять его трусость напоказ, ставить ему в пример других детей, заставляя им подражать, хорошего не ждите. Это как с советом учить плавать: дескать, бросишь в воду на середине реки, он и поплывет. Нет, неправда! Кто-то поплывет, а кто-то (ребенок фобического склада) может и утонуть.
Но, что все-таки делать? Ведь оставить как есть нельзя, с возрастом будет только хуже! Прежде всего, надо быть в высшей степени внимательными. Целенаправленное внимание поможет вам без лишних расспросов довольно быстро определить – что именно вызывает страхи у вашего сына или дочери: темнота, лифт, одиночество, животные, люди (см. главу "Чужой среди своих"), высокий балкон и т. п. Поняв, в чем дело, ни в коем случае не фиксируйтесь на этом. Ребенок не должен слышать, как вы говорите кому-то: "Он у нас такой робкий! Лифта – и то боится". Или: "Один ни в какую не остается. Я ни на минуту не могу отойти".
Но при этом постарайтесь создать атмосферу максимального психологического комфорта. Что это значит? Во-первых, вы должны по возможности облегчить страдания трусишки: оставлять в его комнате зажженный ночник, крепко держать за руку, проходя мимо собаки; если он боится лифта – идти пешком (ничего, это полезно для здоровья!). Во-вторых, необходимо как можно чаще подчеркивать, что ничего плохого никогда не случится, что вы, большие и сильные взрослые, всегда придете ему, более слабому, на помощь. И реально поможете! Он будет защищен. Особенно это актуально сегодня, в условиях, когда государство не только не дает чувства защищенности, но, кажется, все делает для того, чтобы даже взрослые и вполне психически устойчивые люди тряслись от ужаса. Раньше многое из того, что видели и слышали наши дети, давало им чувство надежности и защиты. Вспомните: "Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути", "Широка страна моя родная..." Наконец, одна из первых детских книг – "Дядя Степа"! Добрый милиционер-великан, прежде всего кто?- Защитник детей. А вызывавшие раздражение у взрослых интеллектуалов, но столь необходимые детям мультфильмы про зайчиков, осликов, ежиков и верную дружбу?!
Конечно, семья не может полностью воссоздать ощущение полной защиты, если его практически лишено общество в целом. И все же старайтесь делать, что в ваших силах. К примеру, не нужно рассказывать при детях, что кругом сплошная мафия, что милиционеры и преступники одним миром мазаны. Даже если это и так (в чем мы лично не уверены), то от ваших причитаний ситуация в стране не улучшится, а вот психологическое состояние ребенка наверняка ухудшится.
Не следует, во что бы то ни стало приучать ребенка спать одного. Многие родители опасаются класть малыша к себе в постель, считая, что это может стать дурной привычкой. Но много ли вы видели подростков, которые засыпают только под боком у матери или отца?
Между прочим, отцу – как это ни парадоксально на первый взгляд, если он хочет воспитать "настоящего мужчину", очень полезно рассказывать о каких-то своих детских страхах, которые он со временем преодолел. Тогда у ребенка появится надежда, повзрослев, тоже стать храбрым и сильным. Он сможет сопоставить себя с отцом.
Кроме того, страхи очень эффективно изживаются в разнообразных играх. Советуем вам найти книгу М.И. Чистяковой "Психогимнастика" (Москва, "Просвещение", 1990), в которой приводится целый ряд специальных игр. Мы в своей работе с детскими страхами тоже пользуемся множеством игровых приемов (в основном, театральных). Один из основных наших принципов – смеяться не над ребенком, а вместе с ребенком – над его страхами. И еще: желательно, чтобы все это было в карикатурной, гротескной форме. Самое важное, чтобы "страшилка превратилась в смешилку" (так мы говорим нашим детям), и карикатурность облегчает эту задачу.
Вот два примера театральных этюдов, которые можно с успехом разыграть в домашних условиях, разумеется, модифицируя их сообразно обстоятельствам и вашему частному случаю. Импровизированную ширму легко соорудить из двух стульев, куклы можно взять самые обыкновенные, т. е. не театральные, а просто игрушки
24.08.2010 06:45:46, Находка
Этюд 1. СТРАШНЫЙ СОН

Мальчик или девочка (кукла) ложится спать, и вдруг... в темном углу появляется что-то страшное ( волк, ведьма, робот - желательно, чтобы ребенок сам назвал персонаж; не забудьте только, что "чудовище" должно изображаться как можно смешнее!). Кукла-ребенок боится, дрожит (тоже преувеличенно), а потом сам или с помощью куклы-мамы зажигает свет. И тут оказывается, что страшное чудовище – это всего-навсего колышущаяся от ветра занавеска, или брошенная на стуле одежда, или цветочный горшок на окне ... – в общем, принцип ясен.

Этюд 2. ГРОЗА

Дело происходит на даче (или в деревне). Хозяин-кукла ложится спать и только было засыпает, как вдруг начинается гроза. Гремит гром, сверкает молния. (Молнию не обязательно показывать, достаточно просто об этом сказать. Кстати, хотим отметить, что так называемый словесный ряд – проговаривание, а не только демонстрация на ширме событий и действий – в психотерапевтических этюдах чрезвычайно важен. У невротичных детей, а именно такие дети чаще всего подвержены страхам, нередко нарушена или ослаблена словесно-образная связь, и восстановление ее в данном случае необходимо для демистификации образов страха.) Хозяин трясется от ужаса, стучит зубами... А затем слышит, как кто-то жалобно скулит и скребется в дверь. Это продрогшая, испуганная собака. Она хочет войти в теплый дом, но дверь никак не поддается. Хозяину и жаль пса, и, с другой стороны, страшно открыть дверь на улицу. Какое-то время эти два чувства борются в его душе, потом сострадание побеждает. Он впускает собаку, успокаивает ее, берет к себе в кровать, и они мирно засыпают. В этом этюде важно подчеркнуть, что хозяин (ребенок) чувствует себя благородным защитником слабого.
Можно разыгрывать эти и другие подобные сценки вместе с ребенком, можно, если он на первых порах отказывается, сделать его зрителем. Самое лучшее это когда взрослые становятся зрителями, а ребенок– единственным "актером", исполняющим поочередно разные роли, прежде всего хозяина и собаки. Этюды про хозяина и собаку, с которыми вы будете встречаться в конце каждой главы этой книги, – наш любимый и, надо сказать, весьма эффективный прием. Собака воплощает основной характерологический порок ребенка (мы его называем "патологической доминантой"), а хозяин – это идеальная, как бы уже элевированая личность того же ребенка.
Хорошим дополнением к такой "куклотерапии" могут служить рисунки. Причем в определенной последовательности. На первом этапе предложите ребенку (опять же невзначай, в шутливой форме, без фиксации) нарисовать свой страх. Если он с этим справится, обязательно похвалите его за художественные способности и посмейтесь над изображением. Следующее задание психологически более сложно. Надо изобразить себя рядом со своим страхом. Многие дети отказываются это делать. Кто-то прямо говорит, что не хочет, кто-то прикрывается словами "надоело", "неинтересно". Какой бы ни была форма отказа, в любом случае он лишний раз свидетельствует о глубоком страхе. Ну что ж, тогда не торопитесь, придумайте новые смешные этюды про грозное страшилище, через какое-то время вернитесь к рисунку. И, если понадобится, помогите ребенку.
Наконец, на третьем этапе предложите сыну (или дочери) нарисовать, как он победил свой страх. Чем воинственнее это будет выглядеть – тем лучше. Пусть изобразит себя с палкой, с ружьем, с гранатой или пушкой. Этот рисунок следует показывать в присутствии ребенка всем, кому только можно, радостно комментируя его и фиксируя внимание на одержанной победе.
И все же главное, о чем надо помнить и без чего все перечисленные нами приемы не дадут настоящего, глубинного эффекта, – это необходимость развивать в детях чувство сострадания. Но об этом мы еще поговорим более подробно.
24.08.2010 06:46:59, Находка
Вот что я уже интересного начитала (на тему агрессивности):

« …при работе с невротиками не следует, как нам кажется, акцентировать внимание на их агрессивности, ибо она есть лишь знак отчаяния, отверженности, забитости (исключения составляют лишь случаи агрессивности при избирательном мутизме, см. …)…как только самооценка ребенка повышается, как только даешь ему минимальную возможность самоутвердиться, вспышки агрессии исчезают начисто…У детей психопатического склада агрессия, как правило, иной природы…тут как раз стОит обращать внимание на агрессию, фиксироваться на ней…чтобы одернуть, остановить, не дать еще больше распалиться…ему совершенно необходимы жесткие рамки, чтобы, насколько это возможно, упорядочить царящий внутри хаос…У агрессии бывает и еще более сложная природа- шизофреническая…Фикс­ироваться на агрессии шизофреника следует несколько по другому и с другой целью…не в момент агрессии, а с упреждением или постфактум…»

Заказывайте, не пожалеете!! Гуглите, многие интернет-магазины ее продают. В храмах в иконных лавках спрашивайте.
24.08.2010 06:48:51, Находка
Спасибо, Галочка, очень интересно. У меня, по-моему страхами страдает как Руслан, так и Эдик. Очень любопытно. 24.08.2010 10:54:58, елена волк
Тут также об избирательном мутизме ("заговор молчания") ОЧЕНЬ интересно написано, про шутовство, обиды, лень...
Пока я только 3 главы одолела...
24.08.2010 11:32:54, Находка












Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»

20.11.2017 08:36:34

7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!