Раздел: Медицина/дети

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Ребенок, качается во сне

Мы усыновили малыша, и он с нами уже второй год. Диагнозы ему ставили (Гипердиномический синдром и Минимальная мозговая дисфункция).
Перед засыпанем и во время сна сыночек качается туловищем или руками и ногами, бывает быстро мотает головой.
В начале я думала, что это от недостатка заботы и внимания. Я его перед сном убаюкиваю, читаю сказки. Отхожу от него, а он все равно начинает качаться, пока не заснет. И вот уже идет второй год, а ситуация не меняется.
Некоторая неадекватность есть и в поведении. Очень капризный - плачет по поводу и без, иногда прояввляет агрессию к нам, другим взрослым, к животным. Мы ходили к невропатологу, она сказала, что он большеголовый (Размер головы не повозрасту), выписала нам лекарства. Мы пьем, он вроде становится спокойнее, но качаться не перестает.
Может такое поведение обусловлено поставленными диагнозами или мы с мужем что-то не правильно делаем в воспитании?
22.01.2008 17:49:09,

30 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
7. «5. \Как относится к разным звукам? Реагирует на пылесос? Стиральную машинку?
Бытовых предметов поначалу пугался и даже плакал, а сейчас все воспринимает естественно, так как мне во всем помогает по-своему, и очень гордится тем, что он мне помог.»
Отлично. Нормальная реакция на незнакомый неприятный стимул. Продолжительная чувствительность к подобным звукам может быть признаком проблемы. И наоборот, иногда ребенка тянет к «острым ощущениям» вибрации, приспособлений типа центрифуг и «американских горок», что может быть проявлением «сенсорного голода». Интересно, что пройдя через специальную «сенсорную» терапию дети обычно теряют эту «жажду ощущений»

"Мучительно переносит поездки, долго в метро, машине ехать не может, очень утомляется, становится серым."

Опять-таки, с одной стороны – это может быть нормальной реакцией (хотя и очень выраженной), но с другой стороны, особенно принимая во внимание другие симптомы нарушения координации органов чувств – я бы отнеслась к этой ситуации очень серьезно.

6. «\Как относится к чужим? – легко от вас уходит, путает своих и чужих? \
Нет, он уже знает всех по именам. Своих и чужих не путает, когда смотрим фотографии, видео. Пытаемся его обмануть, но он четко разделяет, где папа и мама, а где чужие тети и дяди. С людьми, которых первый раз видит, ведет себя очень стеснительно, может куда-нибудь спрятаться или заплакать.»
Очень хорошо. Как Вы понимаете, я перешла к опросу по поводу проблем привязанности

«А потом замучает своим вниманием, забудет про меня, будет приставать, бесконечно что-то рассказывать, может увлечься и уйти за чужим человеком.»

А вот это уже настораживает. Саша к Вам, конечно, привязан, но – не совсем. Над этим надо будет работать.

«7. \Опишите случаи \примеры агрессии – при каких ситуациях, в чем проявляются? \
Раньше он просто подходил, без всякой видимой причины, начинал бить кулачками, или каким-нибудь предметом, или ущипнуть, и при этом видимо получал удовольствие. Сейчас, после внушений, на меня или на папу кулачками не машет, но сильно достается нашему коту. Вот недавно паровозиком Саша стукнул кота по голове, и у него на голове образовалась шишка, а глаза немного слезились.»
Дети обычно проявляют агрессию в стрессовых ситуациях, особенно если они не могут контролировать и/или не понимают что с ними происходит. Иногда таким образом вызывается внимание. Довольно рудиментарная и не функциональная система поведения, которая должна быть заменена на более продуктивную. В то же время неспровоцированная агрессия к животным является очень тревожным симптомом, требующим особого внимания.

« Еще одно проявление агрессии, он ломает все игрушки, у него очень много игрушек, но целой практически не осталось ни одной.»
Ну, эта проблема решается довольно просто. Уберите ВСЕ игрушки. Оставьте 2-3, с которыми он играет. Сломанная игрушка должна быть или выброшена без замены, или починена с Сашиным посильным участием. Чем больше игрушек, тем хуже, причем для любого ребенка – домашнего или усыновленного. Игрушки всегда должны быть убраны в специальные ящики-контейнеры. Если Саше нужно взять новую игрушку, он должен положить старую на место.
Будьте разумно-осторожно с так называемыми «развивающими» игрушками. Они быстро перестимулируют детей, отбурают у них возможность игры с развитием воображения. Наблюдайте за малышом – если игрушка постоянно вызывает приступы агрессии или другие проявления перестимулации – она может быть не нужна и даже вредна.

21.03.2008 21:20:45, Др. Гордина
6. «С подозрением относится к новой пище, и ни за что не будет кушать, если она ему не понравится на вид, даже, видя, что мы кушаем, и нам нравится… В процессе еды, если в рот попадает что не нравиться, все выплевывает обратно в тарелку, начинает хныкать или плакать».

С одной стороны – нормальное поведение здорового ребенка, с другой – детки прошедшие через горнило депривации зачастую патологически консервативны в своих вкусах и наклонностях. Пока ребенок не будет обследован у специалиста, особенно учитывая его нормальный рост, можно не обострять этот момент. Но обследовать для исключения возможности патологии не помешает.

«Набирает много еды в рот и долго жует, может с едой во рту и заснуть.»

А вот это уже «сигнал бедствия». К данному поведению, особенно при наличии проблем с речью, особенно у ПИ ребенка, надо отнестись серьезно. Тут срочно тренуется обследование у опытного логопеда, знакомого с подобными проблемами. Вашему малышу могут потребоваться специальные упражнения для мышц рта, специальные «жевательные» игрушки, пустышка, соска, особый подход к текстуре еды.

«Пьет жидкости очень много, и много потеет. Без жидкости никак, говорит, болит головка, а как попьет, успокаивается. Он пьет около 1,5 литров в день. Пьет водичку, чай, компот, сок, кефир, молоко. Молоко пьет каждый день.
Пьет быстро. Пьет из открытой чашки, не обливается(ну, может, но редко), не бьет посуду.»

Я бы не стала по этому поводу особо беспокоиться. 1,5 литра или 6 чашек жидкости в день – абсолютно приемлимо. Меня бы беспокоило, если бы малыш только пил, отказываясь принимать твердую и/или полутвердую пищу. Другая крайность, поже требующая внимания, это когда детки отказываются пить потому, что их в буквальном смысле этого слова «заливали» молоком, так что детки захлебывались. Иногда это связано с тем, что малышей держат в доме ребенка на «сухом режиме», чтобы они не мочили подгузники слишком часто...В таких случаях приходится в буквальном смысле этого слова учить деток пить...

Я не случайно спросила – как и из какого сосуда ребенок пьет. Детки, которые обливаются, захлебываются, боятся пить, нуждаются в экстренной специализированной помощи. Я настоятельно не рекомендую использовать чашки-поильнички с твердым носиком. Если уже нужно пользоваться чашкой с крышечкой, лучше всего соски или чашки с длинной «соломкой»

«4. \Есть ли виды одежды\тканей, которые он не переносит? \
Что на него оденут, ему совершенно безразлично. Любимых вещей нет.»
Я продолжаю опрос о состоянии сенсорной системы. Мы всегда беспокоимся о детках, которые не переносят прикосновения, которым трудно подобрать комфортную одежду и тд. Обычно сразу после усыновления многим деткам спокойнее быть в одной и той же одежде, большое разнообразие может их перестимулировать.
21.03.2008 21:16:04, Др. Гордина
5. Извините за практически месячную задержку - сначала эпидемия гриппа в офисе, потом конференция в Израиле...
И так, продолжим насчет еды

"18 \Как ребенок относится к приготовлению еды (нервничает, безразличен)?\
Когда я готовлю, он обычно крутится вокруг меня, или помогает мне готовить. Обычно я его спрашиваю, хочет он кушать или нет, если да, мы вместе идем на кухню и готовим. Раньше он подбегал, колотил меня ручками, плакал, показывая, что он хочет кушать."

Еще одна проблема, часто встречающаяся у «свеже-усыновленных» деток – они не могут вытерпеть пытку приготовлением пищи. Они не привыкли к тому, что еду нужно готовить, начинают нервничать и беспокоится.

"Сейчас бывает, капризничает во время еды до плача, если что-то не нравится (например, не любит грибы и оливки) или нет аппетита, а кушать надо."

Тут мы спускаемся с небес усыновительной медицины на грешную педиатрическую землю. Капризы при еде, отказ от такой, достаточно специфической пищи, как грибы и оливки, отсутствие аппетита даже на несклько дней – абсолютно нормальное поведение любого ребенка, особенно ясельного возраста. То же относится и к теории 'сбаллансированных кормлений' (когда родители считают, что в каждое кормление ребенок должен получить 'здоровый балланс' всех питательных веществ – белков, жиров, углеводов). Исследования на тему «что случится с капризным в еде ребенком?» проводились не раз и с одним и тем же результатом. Если здоровому (уравновешенному, без задержек развития, с нормальным мышечным тонусом и тд) ребенку дать возможность саморегуляции в выборе сколько есть и что есть (конечно же – из 'нормальных' ингридиентов, а не печенья с молоком и сосисок) – в течение 5-7 дней ребенок сам спокйно сможет сбаллансировать свое питание.
Другое дело, если ребенок не может жевать или глотать, не переносит определенные температуры пищи – тогда с ребенком нужно проводить специальную терапию. Мы в этом случае опять возвращаемся к проблеме депривации, нарушения сенсорики и сниженного мышечного тонуса.

И так, если ребенок не хочет есть грибы и оливки – оставьте его в покое. Это не самое важное в жизни. В определенные моменты жизни Ваш ребенок будет отказываться от мяса или от овощей, от хлеба или от сока. Ничего страшного.

"Я попускаю капризы, если не хочет, а муж не выпускает его из-за стола, пока не покушает. И он бывает, сидит за столом по 2 часа, балуется, пока все-таки не покушает."

Опять-таки, типично педиатрическая проблема, которая может иногда осложняться особенностями наших деток. Любой ребенок практически ВСЕГДА выиграет борьбу с родителями. Более того, у любого ребенка есть только четыре основных «камня преткновения» в этой борьбе – еда, приучение к горшку, укладывание спать и капризы (temper tantrums). Если Ваш ребенок растет, спокоен, нормально говорит и кушает – оставьте его в покое. Не хочет кушать? Балуется с едой? Не хочет сидеть за столом? Абсолютно спокойно разрешите ему уйти играться, даже если он ничего не съел. Не заменяйте полезные продукты на «хоть немного печенюшечек с молочком» и «колбасочку с сосисочками». В данной ситуации ребенок должен понять, что время еды – это не римский форум, где народ требовал не только «хлеба», но еще «и зрелищ», а спокойный период, когда люди общаются и едят 'вкусную и полезную пищу'.

“Но я придумала, что бы мы вместе с ним готовили кушать, и он потом это кушает.”

Отличный прием, я им часто пользуюсь в своей работе. Еще помогает посадить небольшой «огород на окошке» или на настоящей грядке (все завитит от сезона, Вашего желания и возможностей). Детки более склонны есть то, за чем они сами ухаживали, что могли сами собрать, выбрать, приготовить. Особый успех обычно имеют быстро-растущие культуры (горошек), растения, которые можно использовать «незрелыми» - (морковка, редиска), длительно плодоносящие растения (травы, помидоры, огурцы) и растения с маленькими плодами (помидоры-вишенки). Помощь в лепке маленьких пирожков, перемешивание салатов - возможности участия в приготовлении еды воистину неисчерпаемы
21.03.2008 21:14:14, Др. Гордина
4. «Когда ходим гулять, у него быстро устают ножки, и он просится на руки, он бы может с рук и не сходил бы. У него плоскостопие. Не знаю из-за этого ли, но он часто падает, сильно ранится.»

Очень важное наблюдение. Не думаю, что ти проблемы от плоскостопия (иначе бы все, «страдающие» плоскостопием постоянно бы падали... Более того, в США например плоскостопие как таковое, практически не лечится и в отдельный диагноз просто так не выставляется. Все, что в большинстве случаев требуется – это хорошая обувь с супинатором из обычного магазина. Другое дело, если у ребенка (или у взрослого) есть какие-либо состояния, которые могут привести к плоскостопию. И тут необходимо поговорить о сниженном мышечном тонусе, который может плоскостопие усугублять. Другая частая причина подобных симптомов (падения, неуклюжесть) может быть в нарушении координации вследствие проблем с чувством проприоцепции (чувством, определяющим, как наше тело реагирует на окружающее пространство, обуславливающим реакции, связанные с равновесием и координацией). Специальные массаж и лечебная гимнастика исключительно важны в данной ситуации.

«Одеваться он уже может сам, если не получается, просит меня помочь»

Отлично. И самое главное – очень важно, что он может самостоятельно попросить помощи.
Но хотелось бы здесь затронуть вопрос о «незвисимости» и «самостоятельности» усыновленных деток. Они привыкли сами отвечать за себя, ни на кого не надеяться, никому не доверять. И поэтому в начале усыновления, когда Вы будете выдавливать из вашего малыша детский дом по капле, исключительно важно научить ребенка... быть ребенком. Др. Роналд Федеричи, знаменитый нейро-психолог и сам отец 5 приемных детей в данной ситуации использует термин «де-инститициализация». Научить Вашего ребенка зависить от Вас, разумно жаловаться на всякие маленькие царапины, просить помощи и тд. Зависимость означает доверие. И к этому надо стремиться, а самостоятельность придет после.

«3. \Как он кушает? (что любит\не любит, как жует, пьет; много-мало)\
Как только взяли его сметал все подряд, даже крошки со стола собирал.»

Абсолютно предсказуемо, чтобы детки в данной ситуации действовали по «принципу пылесоса» - если все подряд, порции - больше взрослых, смесь – по 300 мл и больше. Едят до рвоты, не дают убрать еду со стола, прячут еду. Они не знают, что такое наестся досыта, они не верят, что завтра еда будет опять доступна. В педвые дни и недели после усыновления такое поведение нормально и не должно вызывать тревоги. Когда свеже-усыновившие родители спрашивают меня, когда они должны ограничить ребенка в потреблении, например бананов, я обычно отвечаю, что до тех пор, пока не начнет расти обезьяний хвост, беспокоиться не имеет смысла. Другор дело, если ребенок не начинает «успокаиваться» достаточно быстро и «пылесосное» поведение продолжается за пределы периода начальной адаптации (2-3 месяца). Хочу еще добавить, что такое поведение может быть четко ассоциировано с местом еды. У меня был пациент, который все сметал со стола дома, но в детском садике, куда его, к сожалению отдали преждевременно, он никогда добаки не просил. Об'яснение этому феномену достаточно простое – садик для него был продолжением детского дома, а там добавок все равно не дают. Так зачем просить? (О школьных и дошкольных заведениях мы еще поговорим ниже)
23.02.2008 19:06:34, Др. Гордина
3. Бутылочка с соской. Да пусть меня поразят молнии всех педиатрических богов и светил – я абсолютно сознательно рекомендую дать ребенку бутылочку с теплым молоком как условие его/ее расслабления. Вне зависимости от возраста. Я раздаю бутылочки усыновленным деткам, причем даю им попробовать что это такое прямо в офисе. И тем самым решаю сразу несколько проблем – оцениваю состояние функции рта, процесс сглатывания, и что самое главное – показываю родителям, насколько использование бутылочки эффективно. Даже если ребенок вначале отказывается или не умеет сосать из соски – к концу приема (как-никак 2 часа...) успехи видны. Ворос о «бутылочном кариесе» здесь становится второстепенным, ибо кариес вылечить намного проще, чем последствия институциализации.

Плач перед сном или во время сна – как быть? Плакать перед сном не надо ни домашним деткам, ни (особенно) усыновленным. Постоянное присутствие, обследование на источники боли (ребенок не будет жаловаться, он привык, а по ночам будет плакать и спать беспокойно), уменьшение стрессорных и гипер-стимулирующих факторов конечно же может помочь.

«Сейчас стараемся избегать конфликта перед сном, что-нибудь ему обещаем на завтра, или после сна днем. Он знает, что мы его не обманываем, и спокойно идет на горшок и готовится ко сну»

Отлично, именно про это я и говорила

«Я постаралась ему внушить, чтобы он не качался, и сейчас он качается, если только никто не видит ногой или рукой, или во сне головой. Я так понимаю, что он просыпается, покачает головой и опять засыпает.»

"Качание" это не проблема, как таковая, а проявление проблемы. Например, как кашель. Попытки остановить кашель опиоидами или дексометорфаном опасны для жизни. Но лечение астмы, пневмонии или симптоматическая помощь при простуде вылечивают как проблему, так и сам кашель. Не останавливайте малыша в качании. Он сам станет потихоньку от этого отходить, когда Вы начнете с ним работать.

Качание относится к актам самостимуляции, таким как сосание пальцев, биение головой, мастурбация, сосание одежды и тд.

«2. \Любит ли он, что бы его купали? Держали на руках? Переодевали? \
Сначала он очень боялся купаться, плакал, трудно его было выкупать. А сейчас он очень любит купаться, долго сидит в ванне с игрушками, спокойно воспринимает все гигиенические процедуры»

Исключительно частое состояние у свеже-усыновленных деток (хотя я видела детей в одном из Московских домов ребенка, которые плавали в ванной как рыбки и были очень недовольны, когда их из ванной вынимали).
Причин подобной проблемы много – в доме ребенка детей обычно не купают, а моют; температура воды не всегда комфортна, ну и сенсорная патология здесь тоже немаловажна.

Не купайте ребенка, если ему это неприятно. Купаться каждый день вовсе не обязательно, особенно в условиях семейнойного стресса, которым является усыновление и первые недели после него). Помойте малышу все, что должно выть помыто и – все. Постепенно приучайте его к игре с водой, сначала в миске, потом в тазике, потом – в еле наполненной ванной. В конце концов большинство деток к купанию начинает относиться или спокойно, или с большим энтузиазмом.
23.02.2008 19:05:21, Др. Гордина
2. Какие именно документы находятся в деле Вашего ребенка и как наиболее эффективно их получить? В настоящее время мы переводим мои рекомендации для родителей, усыновляющих российских деток за рубеж и как только перевод будет готов, я его Вам предоставлю. Владеющие английским языком могут их прочитать на моем сайте.
В данном конкретном случае меня бы интересовали следующие документы:
1. Выписной(переводной) эпикриз из больницы в дом ребенка. В нем находилась наиболее ранняя информация о состоянии здоровью и развития Ващего малыша, информация об уровне применных медицинских вмешательств (длительные в/в процедуры, требовавшие фиксации ребенка; излояция и тд)
2. Акт(ы) о передачи ребенка органам опеки – как, что и почему ребенок оказался без родителей. Находят детей тоже при разных обстоятельствах.
3. Первичный осмотр при поступленни в дом ребенка с описанием психологического статуса и уровня развития ребенка
4. Динамика роста (вес, рост и окружность головы)
5. Осмотры логопедом в динамике (поквартально)
Все это нужно не для праздного любопытства и не только для решения вопроса «брать или не брать», а для подготовки плана реабилитации ребенка после усыновления.
Повторяю, вся эта информация доступна и Вы, как усыновитель такого, достаточно сложного ребенка, не только имели право на доступ к документам но и, по законодательству, были обязаны с данной информацией ознакомиться.

К сожалению, установка на то, что для успешного усыновления достаточно только «хорошего завтрака», любви и ласки – глубоко порочна и даже опасна, как для детей, так и для их родителей.

«Вообще, Сашенька здоров, кроме нервно-психических отклонений, хотя на поведение может сказываться и то, что мы его взяли совершенно из другого региона (Южного), и может в этот период он как раз адаптируется к новым климатическим условиям, и, конечно, вообще ко всему новому, что теперь у него появилось.»

Климат здесь абсолютно не причем. С проблемами адаптации в семью я согласна и с этим будем разбираться ниже.

«Отдали нам его с такими диагнозами:
1. Минимальная мозговая дисфункция,
2. Гипердинамический синдром,
3. Задержка речевого развития.»

Что Вам сказать... И «минимальная мозговая недостаточность» и «гипердинамический сидром» по своей информативности напоминают песни ямщиков – поют о том, что видят, не вдаваясь в суть проблемы. Это модернизированные варианты «перинатальной энцефалопатии» (ПЭ), не более того. Хотя бы диагноз ПЭ в своем первоначальном виде как минимум имел под собой хоть какой-то субстрат, например, ФАС (фетальный алкогольный синдром) ассоциирован именно с статической энцефалопатией вследствии перинатального алкогольного поражения мозга. Но, выставляя 99% населения диагноз ПЭ, пост-советская медицина оказалась в ситуации мальчика, кричавшего 'волки' –когда на самом деле у ребенка имеется ПЭ – мы на эту проблему уже не реагируем.

Конечно же, «ПИ» детки исключительно часто имеют задержку речи, но задержка задержке рознь, и вероятнее всего в карте был более детальный диагноз.

«Ответим теперь на все ваши вопросы по порядку:
1. \Как именно его укладывают спать? \
Раньше было очень проблематично укладывать спать, потому что он этот акт воспринимал, как стресс, начинал истерично плакать, потом качаться всем туловищем, ручки поднимал вверх и петь песенку, пока не засыпал. Мы уже привыкли, что сон у него всегда начинался с плача»

Я не зря начала мои вопросы со сна. Проблема сна моногопланова и остра.
Ребенок не привык спать в Вашем доме. Не привык к запахам, шуму, отсутствию привычных звуков, отсутствию света, отсутствию своих соседей по спальне.
Ко всему еще добавляется страх и проблемы с доверием – а что если Вы уйдете? Что если он опять проснется в доме ребенка?
Он не привык расслабляться – он постоянно в состоянии стресса. Сравните его с солдатом, пришедшим с войны; с заключенным, выпущенным на свободу. Кто-то может перестроиться; кто-то продолжает воевать/страдать молча, в глубине души; кто-то просто не выдерживает и срывается...
Ситуация с однокомнатной квартирой тут конечно не помогает (к решению этой проблемы мы вернемся), плюс стресс подготовки ко сну – купание (см. ниже), требование близкого контакта, непривычные «дневные» дела типа пения и чтения.
«Причем мои попытки его покачать, спеть песенку, ничем хорошим не заканчивались, он просто меня отталкивал. Когда я хотела ему читать сказки на ночь, он один раз ударил меня книжкой по голове.»

Интересно, что очень часто даже американские фостерные родители (опекуны) тоже на подобную реакцию жалуются. Причина проста и горька – он к такому не привык. Его никто не держал на руках. Ему если пели, так это только на музыкальных занятиях, если читали, так только в игровой комнате.
Представьте, что Вы приехали в страну, жители которой при встрече вместо рукопожатия облизывают лицо. Странно? Да Вам бы просто было противно, неприятно, брезгливо. Так и тут...

Решение вопроса (начинаются рекомендации, которые могут открыто противоречить здравому смыслу, народным традициям, а так же постановлениям академий педиатрии всех стран) в разработке процесса расслабления.

Подготовка ко сну должна начинаться как минимум часа за 1.5. Все должно делаться и говориться тихо и медленно. Любые возбуждающие процедуры (например, в случае непереносимости, - купание, чистка зубов, сидение на горшке) нужно исключить. О закаливании перед сном не должно быть и речи. Любой экран (телевизор, видик, компьтер), даже со спокойнейшиими мультиками, все равно возбуждает.
Укачивание, конечно, хорошо, но если ребенок не привык к тесному контакту с телом – он только от этого будет возбуждаться.
Нужно найти тот вариант, при котором ребенок легче всего расслабляется. Одежда, температура воздуха, вес и теплота одеяла – все играет важную роль. Для 2х-3х летнего ребенка я всегда рекомендую обычную кровать или кушетку, а не маленькую детскую кроватку. Причина проста – мам всегда может прилечь с ребенком. И малышу это чрезвычайно необходимо! Укладывание ребенка в постель родителей приведет только к одному – родительская постель станет его пристанищем. Засыпание с мамой (папой) «под боком» в его собственной постельке даст малышу возможность расслабиться и избежать стресса перекладывания, а маме (папе) – возможность постепенно (в течение дней, если не недель) приучить ребенка засыпать со все меньшим пристутвием взрослого.
23.02.2008 19:03:55, Др. Гордина
1. Давайте разберемся вместе в этом исключительно типичном случае. Отвечать я буду достаточно пространно, не только для мамы, задавшей вопрос, но и для всех остальных, заинтересованных в индормации по данному вопросу. Под «органами опеки» здесь я буду понимать любые учереждения имеющие информацию о ребенке, включая дет. дома, школы, и тд.

Ниже приводятся ответы родителей на наводящие вопросы и мои комментарии.

“Нашему малышу 3 годика 3 месяца, усыновили мы его в 2 годика. Хочется отметить, что в доме ребенка он провел около года, до этого несколько месяцев в инфекционной больнице с ОРВИ, бронхитом и др. До обнаружения ребенка никаких сведений о нем и его здоровье не было.”

То есть задеь мы имеем дело с двойной институциализацией – длительное пребывание в больнице плюс дом ребенка, да еще неизвестно что происходило до того, как малыш попал в больницу.

Один из многих мифов американских усыновителей о «домашнем» усыновлении в России заключается в том, что в доступе к информации отказывают только иностранцам, а вот местным... Как оказалось – это только миф.

А ведь информации в карте ребенка было более, чем достаточно. И доступ к этой информации Вам был гарантирован законом Российской Федерации http://www.usynovite.ru/documents/federal/regulations/pp275/ (как минимум эта ссылка будет на общедоступный Российский документ).
«11. Кандидаты в усыновители имеют право: получить подробную информацию о ребенке и сведения о наличии у него родственников;
обратиться в медицинское учреждение для проведения независимого медицинского освидетельствования усыновляемого ребенка с участием представителя учреждения, в котором находится ребенок, в порядке, утверждаемом Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2005 N 123)
12. Кандидаты в усыновители обязаны лично:
познакомиться с ребенком и установить с ним контакт;
ознакомиться с документами усыновляемого ребенка;
подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка.»
В переводе с юридического языка – Вы, как усыновитель, МОЖЕТЕ (хотите делайте, хотите нет) получить информацию и запросить независимое обследование ( к сожалению, специалистов по ведению пост-институциональных –«ПИ» детей в России практически нет), но при этом Вы ОБЯЗАНЫ иметь доступ к документам ребенка. Причем закон не предусматривает – какие именно документы, а потому Вы имеете право прочитать это положение закона как ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПРАВО ДОСТУПА КО ВСЕМ ДОКУМЕНТАМ. То есть – если Вы не просили дать информацию – органы опеки могут воспользаваться параграфом 11 и тода они ни за что не отвечают. Если Вы следуя требованиям параграфа 12 официально затребовали доступ информации и Вам отказали под любым предлогом дать в буквальном смысле этого слова «карты в руки», то тут нарушен закон со всеми вытекающими последствиями. Опыт работы с иностранными усыновителями показывает, что родители, подготовленные к разговору с органами опеки и знаюшие свои права, обычно получают намного больше информации, чем те, кто вслепую соглашается на тот минимум, который им выдается. И ведь в отличие от россиян, у иностранцев еще есть языковой барьер и им приходится рассчитывать на милость переводчиков, которы тоже не всегда добросовестны.
23.02.2008 18:58:15, Др. Гордина
Спасибо за ответ.
Вы отлично справились с этим нелегким заданием. И, как я понимаю, просто составление ответов на мои вопросы уже дало Вам возможность посмотреть на некоторые моменты Вашей ситуации с немного другой точки зрения.
Конечно же, у меня займет достаточно много времени для полного обзора, но несколько вещей хотела бы сказать сразу.

1. Никаких медицинских и неврологических проблем у Вашего ребенка я лично не вижу.

2. Явно налицо проблемы с адаптацией (климат никакой роли не играет).

3. Я боялась намного худшей ситуации с привязанностью к Вам. Конечно, эта проблема все равно существует, так что работать с этим придется, и вероятнее всего - достаточно долго

4. Явно налицо проблемы с интеграцией органов чувств (так называемая sensory integration disorder), исключительно часто наблюдаемая проблема у детей, прошедших через горнило депривации и/или институциализации

5. "Качание" это не проблема, как таковая, а проявление проблемы. Например, как кашель. Попытки остановить кашель опиоидами или дексометорфаном опасны для жизни. Но лечение астмы, пневмонии или симптоматическая помощь при простуде вылечивают как проблему, так и сам кашель. Не останавливайте малыша в качании. Он сам станет потихоньку от этого отходить, когда Вы начнете с ним работать/

6. Решение не отдавать ребенка в дет. сад было исключительно важным и оно дало вам возможность достигнуть того, что Вы по своей великолепной материской интуиции, смогли с ним сделать

7. Пока я ожидала Вашего ответа, я представила вашу историю в качестве клинической задачи на медициских форумах для англо-говорящих и русско-говорящих врачей (конечно же без указания любых идентифицирующих моментов). Разница в ответах была поразительна, хотя и те и другие не смогли полностью оценить сложности ситуации - но на то и специалисты, что бы консультировать непростые случаи.
Воистину, получила неоценимую информацию к размышлению (и к действию). Американские усыновители давно привыкли, что им приходится учить их врачей как вести усыновленных детей.
С российскими врачами будет намного сложнее, но у нас в Вами выхода нет.

Будем работать.
20.02.2008 19:17:52, Др. Гордина
И последнее - дайте, пожалуйста динамику роста Вашего малыша - при рождении, до и после усыновления - вес, рост, окр. головы. 15.02.2008 17:09:30, Др. Гордина
20 \Кроме невропатолога, делались ли какие-нибудь обследования? \
Да, он сейчас полностью прошел обследование, так как мы готовимся к садику. По всем остальным специалистам он здоров. У него плоскостопие, пищевая аллергия, логопед поставил диагноз – нарушено звукопроизношение 1 и 2 ст., гиперкритичен, гиперподвижен.
21 \Что происходит в Вашем окружении (друзья, родственники) – советы, комментарии, помощь? \
Об усыновлении знали только мои родители. Родители мужа, знакомые думают, что он наш ребенок. У нас так получилось, потому что до усыновления мы поссорились, расходились и не жили вместе, а потом переехали на другое место жительства. Так что все близкие воспринимают его как нашего родного ребенка. И это получилось не специально. Никаких вопросов не возникает. Все видят его здоровым, только слишком подвижным. Пока, как быть дальше не знаю, еще не задумывались, все силы уходят на Сашеньку, на его развитие и воспитание, чтобы дать ему все самое лучшее.
22 \ Динамика роста – при рождении, до и после усыновления – вес, рост, окружность головы. \
Когда Сашу нашли (ему было 8 месяцев – июль 2005 г.) он весил – 7, 2 кг, рост – 70 см (но неизвестно может это данные более позднего времени, дата не уточняется). Потом была такая динамика:
Ноябрь 2006 г. рост – 82 см, вес – 9,5 кг
Декабрь 2006 г. рост – 84 см., вес – 12 кг
Январь 2007 г. рост – 86 см, вес – 12, 5 кг
Февраль 2007 г. рост – 87 см, вес – 13 кг
Март 2007 г. рост – 87 см, вес - 13 кг, окр. головы – 49 см.
Май 2007 г. рост – 88 см, вес - 14 кг.
Август 2007 г. рост – 92 см, вес – 14, 5 кг
Январь 2008 г. рост – 97 см, вес – 15 кг., окр. головы – 51 см.
Ну вот, кажется, ответили на все ваши вопросы. Пока отвечали, все переосмыслили, что было за эти почти полтора года. Спасибо вам за внимание к нам, ждем от вас ответа.

20.02.2008 18:04:00, star///
17 \Как построен Ваш день (что, когда, как, строгий режим\полная свобода)?\
Конечно же, у нас не строгий режим дня, он же дома, с родителями, но режима мы придерживаемся. Встаем, когда просыпаемся (8-9 часов утра). Одевается он сам, если не получается, просит меня. Идем вместе умываться и чистить зубы. Потом идем вместе завтракать, или сначала вместе готовим. Потом занимаемся, рисуем. Я делаю домашние дела, Саша играет. Часам к 12 идем на детскую площадку. Гуляем часа 2. Приходим, обедаем. Сашенька ложиться спать на 1-1,5 часа. Потом просыпается, полдничает. Может играть, смотреть мультики. Вечером тоже можем прогуляться до магазина или по делам. Приходим домой, ужинаем. Саша опять во что-нибудь играет.
Чистим зубы и часов в 9 пытаемся ложиться спать, он покрутиться, поиграет в машинки на кроватке и засыпает.
18 \Как ребенок относится к приготовлению еды (нервничает, безразличен)?\
Когда я готовлю, он обычно крутится вокруг меня, или помогает мне готовить. Обычно я его спрашиваю, хочет он кушать или нет, если да, мы вместе идем на кухню и готовим. Раньше он подбегал, колотил меня ручками, плакал, показывая, что он хочет кушать.
19 \Отпускает ли он Вас из своего поля зрения? \
Нет, он всегда старается держать меня в поле своего зрения, когда мы находимся на детской площадке. Если потеряет меня из виду, будет кричать, звать меня, может заплакать. Еще, если он кого-нибудь толкнет на площадке, или чувствует опасность, бежит, прячется за меня.
20.02.2008 18:02:44, star///
13 \Опишите его комнату – что в ней есть, как много, какого цвета? \
У нас однокомнатная квартира. И он все время с нами. Может это к лучшему. Он вообще не любит оставаться один. Что бы я не делала, ходит за мной и старается мне помочь. Но мы ему отвели его угол. Там его кроватка. Столик и стульчик цветные. Цветная стойка с подвешенными корзинами с игрушками. Детский веселый коврик. Тумбочка тоже с игрушками (играми), с книжками, с мягкими игрушками. На стене его фотография, воздушные шарики, картинки.
14 \Как он переносит смену занятий – переход от одного дела к другому. \
Он быстро утомляется. Головка у него становиться холодной, и он жалуется, что болит головка. Одним делом или игрушкой может заниматься минут 10, потом это ему уже не интересно. И ему надо уже заниматься чем-то другим. Мучительно переносит поездки, долго в метро, машине ехать не может, очень утомляется, становится серым.
15 \Какие именно препараты были назначены? \
Диакарб, аспаркам, фенибут и глицин. Мы пропили месяц, глицин продолжаем принимать. Он действительно стал спокойнее, добрее, ласковее, больше улыбается, можно даже с ним договорится о чем-то, и он не будет сразу плакать. Но перестали расти ногти на руках, и волосики стали хуже. Мы ему и так давали витамины, и еще добавили кальций, биокаротин, морковку ему делаю, и творожки ест. Внешне стал лучше, ушли синяки под глазами (появились в результате лечения), но ногти на руках все равно не растут, хотя на ногах стали расти еще быстрее.
16 \С момента усыновления кто занимается ребенком (мама, бабушка, няня, садик)? Если всего понемногу –то как и в каких пропорциях. \
С самого начала мы решили, что первый год Сашенькой буду заниматься я, и не в какие чужие руки мы его отдавать не будем. Так и сложилось, что все это время, он только с нами (со мной и с моим мужем). Он должен был узнать нас, а мы его. Привыкнуть к нам, почувствовать, что такое семья, что значит иметь папу и маму. За это время мы очень хорошо друг друга узнали. И я поняла, что нужен именно год, не меньше. Сейчас мы для него родные, как будто мы были всегда. А с самого начала он был маленьким озлобленным комочком, понимающий только одно, что нужно выжить, что ничего нельзя выпускать из своих ручек, и надеется можно только на себя, глаза у него были взрослые. И он как бы не нуждался в нас, был сам в своем мире. Со времени оттеплился, стал свободен с нами в обращении. И просто у него появилось детство. Так как сейчас он думает только о том, как интереснее себя занять, познавая этот мир.
20.02.2008 18:01:16, star///
11. \Опишите его моторику (координированный или нет, когда начал ходить, бегать? Как ходит по лестницам? Тонкая моторика - как рисует? Любит ли играть с маленькими игрушками? Координация руки и глаза? \
Когда начал ходить неизвестно. Бегает, прыгает, лазит везде на детской площадке. Вообще, он очень энергичный, ему надо постоянно двигаться, вертеться. Но невнимательный, может не увидеть впереди себя предмета, удариться, упасть куда-нибудь (хотя зрение ему проверяли, оно у него хорошее). Но то, что впереди себя, рядом с собой он не видит. Падает постоянно (буквально на ровном месте). Когда идем гулять стараюсь держать его постоянно за руку, потому что у него бесконечные попытки упасть. По лестнице идет, переставляя каждую ножку на каждую ступеньку, но медленно и неуверенно, просит дать ему ручку. Рисовать он любит, но беспорядочное черканье сейчас переросло в желание именно что-то изобразить. Он уже рисует солнышко, домик, собачку. Ножницами уже пытается резать, мы с ним клеем, лепим пластилином, рисуем красками. Еще у него есть игра мозаика из кнопочек. Он собирает из них разные рисунки.
12 \Во что и как он любит играть? \
Самая любимая у него игра – это догонять кого-нибудь или убегать. Любимых игрушек у него нет. Играет с тем, что попадается под руки. Любит строить башни из кубиков, может построить целый город. Что интересно, что башни старается строить разные, непохожие, каждый раз новые. У него есть игры – паровозики на батарейках. Один паровозик у него большой, другой маленький. Он научился сам включать и выключать, ставить все вагончики на рельсы, присоединять их, по-разному складывать рельсы, то большим кругом, то маленьким. Любит вместе с нашим котом гонять инерционные машинки по комнате. Любит играть в мяч (и ногой и руками) или с шариком, ведь есть еще возможность покричать и попрыгать.
20.02.2008 18:00:06, star///
8\Что происходит в магазине? На детском\взрослом празднике? На детской площадке?\
В магазине и в других общественных местах он ведет себя, как юла. Чтобы за ним уследить, нужно иметь три головы. Например, на лавочке он дольше трех секунд сидеть не будет, будет бесконечно залазить и слазить с нее, пока очень больно не упадет, может даже вниз головой. На празднике, где много людей, будет вести себя капризно, не слушаться. На детской площадке он просто бегает в зад и вперед с воплями. Может кого-нибудь толкнуть. Удовольствие составляет за кем-нибудь побегать. Если на площадке нет детей, ему будет не интересно, и он даже согласиться идти домой. Потому что обычно после площадки домой мы возвращаемся тоже с плачем.
9. \Как идет приучение к горшку?\
В начале он на горшок не ходил вообще, ходил под себя. Сейчас он уже самостоятельно ходит на седло, на унитаз. Сам кладет седло, убирает, спускает воду.
10. \Опишите его развитие речи. \
После того, как он к нам попал, фактически он ничего не говорил. Мне даже очень хотелось услышать его голос, какой он у него, но он упорно молчал. Постепенно мы открывали для него мир, а с миром и новые слова и понятия. Мы были и на речке, и на море, и в лесу, и в горах, и на всяких детских мероприятиях. Потому что перед нами был чистый лист, и в его головке кроме ав-ав и киса, других представлений о мире не было. Сейчас пассивный словарный запас у него достаточно большой, да и активный тоже. Он уже строит предложения, может высказаться собственным мнением по поводу чего-нибудь, выразить свои мысли, желания, с трудом попытаться описать, где он был и что видел. Проблема состоит в звукопроизношении. Он съедает буквы в середине слова, пытается говорить быстро. Особенно речь его становится непонятной, если он понервничает. Бывает просто, набор звуков произносит с жестами, эмоционально, перекатывая язык во рту.
20.02.2008 17:58:38, star///
6. \Как относится к чужим? – легко от вас уходит, путает своих и чужих? \
Нет, он уже знает всех по именам. Своих и чужих не путает, когда смотрим фотографии, видео. Пытаемся его обмануть, но он четко разделяет, где папа и мама, а где чужие тети и дяди.
С людьми, которых первый раз видит, ведет себя очень стеснительно, может куда-нибудь спрятаться или заплакать. А потом замучает своим вниманием, забудет про меня, будет приставать, бесконечно что-то рассказывать, может увлечься и уйти за чужим человеком.
7. \Опишите случаи \примеры агрессии – при каких ситуациях, в чем проявляются? \
Раньше он просто подходил, без всякой видимой причины, начинал бить кулачками, или каким-нибудь предметом, или ущипнуть, и при этом видимо получал удовольствие. Сейчас, после внушений, на меня или на папу кулачками не машет, но сильно достается нашему коту. Вот недавно паровозиком Саша стукнул кота по голове, и у него на голове образовалась шишка, а глаза немного слезились. Еще одно проявление агрессии, он ломает все игрушки, у него очень много игрушек, но целой практически не осталось ни одной. Особенно агрессия проявляется, если он не доспит. Причем будет бегать, и не соглашаться ложиться спать, пока стоя не заснет и не упадет, может заснуть за столом, когда кушает. Перед сном будет очень долго вертеться, пока всю постель не соберет в кучу, потом внезапно отключится. Но если не доспит, плакать будет даже от взгляда. Совершенно будет не слушаться, будет дуться по поводу и без, и противится всему, что будут у него просить. В таком состоянии на лице появляется, как равнодушная маска, «мол, меня ничего не трогает»
20.02.2008 17:57:12, star///
2. \Любит ли он, что бы его купали? Держали на руках? Переодевали? \
Сначала он очень боялся купаться, плакал, трудно его было выкупать. А сейчас он очень любит купаться, долго сидит в ванне с игрушками, спокойно воспринимает все гигиенические процедуры. Когда ходим гулять, у него быстро устают ножки, и он просится на руки, он бы может с рук и не сходил бы. У него плоскостопие. Не знаю из-за этого ли, но он часто падает, сильно ранится. Одеваться он уже может сам, если не получается, просит меня помочь.
3. \Как он кушает? (что любит\не любит, как жует, пьет; много-мало)\
Как только взяли его сметал все подряд, даже крошки со стола собирал. Сейчас бывает, капризничает до плача. Но я придумала, что бы мы вместе с ним готовили кушать, и он потом это кушает. С подозрением относится к новой пище, и ни за что не будет кушать, если она ему не понравится на вид, даже, видя, что мы кушаем, и нам нравится. Набирает много еды в рот и долго жует, может с едой во рту и заснуть. Пьет жидкости очень много, и много потеет. Без жидкости никак, говорит, болит головка, а как попьет, успокаивается.
4. \Есть ли виды одежды\тканей, которые он не переносит? \
Что на него оденут, ему совершенно безразлично. Любимых вещей нет. Правда, когда покупаем ему новую вещь, он радуется, и повторяет, кто купил.
5. \Как относится к разным звукам? Реагирует на пылесос? Стиральную машинку? \
Непонятные страшные звуки он ассоциирует с «бабаем» (единственно чего он боится). Бытовых предметов поначалу пугался и даже плакал, а сейчас все воспринимает естественно, так как мне во всем помогает по-своему, и очень гордится тем, что он мне помог.
20.02.2008 17:55:11, star///
Здравствуйте, Алла!
Простите, что не сразу ответили вам, с мужем долго подготавливались к ответу.
Нашему малышу 3 годика 3 месяца, усыновили мы его в 2 годика. Хочется отметить, что в доме ребенка он провел около года, до этого несколько месяцев в инфекционной больнице с ОРВИ, бронхитом и др. До обнаружения ребенка никаких сведений о нем и его здоровье не было.
Вообще, Сашенька здоров, кроме нервно-психических отклонений, хотя на поведение может сказываться и то, что мы его взяли совершенно из другого региона (Южного), и может в этот период он как раз адаптируется к новым климатическим условиям, и, конечно, вообще ко всему новому, что теперь у него появилось.
Отдали нам его с такими диагнозами:
1. Минимальная мозговая дисфункция,
2. Гипердинамический синдром,
3. Задержка речевого развития.
Ответим теперь на все ваши вопросы по порядку:
1. \Как именно его укладывают спать? \
Раньше было очень проблематично укладывать спать, потому что он этот акт воспринимал, как стресс, начинал истерично плакать, потом качаться всем туловищем, ручки поднимал вверх и петь песенку, пока не засыпал. Мы уже привыкли, что сон у него всегда начинался с плача. Причем мои попытки его покачать, спеть песенку, ничем хорошим не заканчивались, он просто меня отталкивал. Когда я хотела ему читать сказки на ночь, он один раз ударил меня книжкой по голове.
Сейчас стараемся избегать конфликта перед сном, что-нибудь ему обещаем на завтра, или после сна днем. Он знает, что мы его не обманываем, и спокойно идет на горшок и готовится ко сну. Я постаралась ему внушить, чтобы он не качался, и сейчас он качается, если только никто не видит ногой или рукой, или во сне головой. Я так понимаю, что он просыпается, покачает головой и опять засыпает.
20.02.2008 17:51:15, star///
Пара вопросов в догонку -
- с момента усыновления кто заниемается ребенком (мама, бабушка, няня, садик)? Если всего понемногу - то как и в каких пропорциях?
- Как построен Ваш день (что, когда, как, строгий режим/полная свобода)?
- Как ребенок относится к приготовлению еды (нервничает, безразличен)?
- Отпускает ли он Вас из своего поля зрения?
- Кроме невропатолога, делались ли какие-нубудь оследования?
- Что происходит в Вашим окружением (друзья, родственники) - советы, комментарии, помощь?
15.02.2008 15:35:57, Др. Гордина
Вопрос сложный и многогранный. Я к нему 3 для подступить не решалась.
Тут сразу несколько проблем:
1. Диагноз ММД и прочие гипердинамически-большеголовые проблемы
2. Проблема сенсорной дисрегуляции (sensory integration disorder)
3. Госпитализм, или реактивное заболевание привязанности (reactive attachment disorder)
Но до теоретических рассуждений давайте детально разберемся с конкретным случаем Star. И так
- Сколько малышу лет?
- Как именно его укладывают спать?
- Любит ли он, что бы его купали? держали на руках? переодевали?
- Как он кушает? (что любит/ не любит, как жует, пьет; много-мало)
- Есть ли виды одежды/тканей, которые он не переносит?
- Как относится к разным звукам? Реагирует ли на пылесос? стиральную машину?
- Как относится к чужим? - легко от Вас уходит, путает своих и чужих?
- Опишите случаи/примеры агрессии - при каких ситуациях, в чем проявляется?
- Что происходит в магазине? На детском/взрослом празднике? На десткой площадке?
- Как идет приучение к горшку?
- Опишите его равитие речи.
- Опишите его моторику (координированный или нет, когда начал ходить, бегать? как ходит по лестницам? тонкая моторика - как рисует? любит ли играть с маленькими игрушками? Координация руки и глаза?)
- Во что и как он любит играть?
- Опишите его комнату - что в ней есть, как много, какого цвета?
- Как он переносит смену занятий - переход от одного делак другому
- Какие именно препараты были назначены?
15.02.2008 15:26:40, Др. Гордина
Это диагнозы. ММД вообще диагноз неприятный, как сказала мне невропатолог его влияние будем ощущать еще всю младшую школу, но он обратимый, что конечно успокаивает. 24.01.2008 13:06:38, olga19
Shuriken
Госпитализм всё никак не пройдёт. У моего тоже так бывает, сейчас редко, а поначалу ужас был, он долбёжкой об спинку дивана аж меня будил. Но - стоит лишь прикоснуться к нему, как качаться тут же перестаёт. 22.01.2008 22:41:00, Shuriken
Ярра
Разбирайтесь с "большой головой". Необходимо сделать хотя бы УЗИ. Вполне вероятно, что ко всем "тематическим" проблемам вполне может приплюсовываться повышенное ВЧД или другие нарушения г.м. 22.01.2008 18:56:30, Ярра
т. е. капризность и агрессия могут обуславливаться тем, что болит головка. Но ни один врач нам не сказал, что нужно обследовать г. м. 22.01.2008 19:05:44, star///
Ярра
Если не надо ничего обследовать, то почему ребёнку назначили лекарства? Я примерно в такой логике рассуждаю. Диагноз ММД - это минимальная МОЗГОВАЯ дисфункция. Т.е. голову либо уже обследовали (УЗИ, ЭЭГ), либо надо этим заниматься сейчас. Качания могут быть совершенно "тематического" происхождения, но! Вы описываете и другие проблемы. Ребёнок может не справляться с собой, поэтому ему трудно отказаться от качания. Я бы в "Семашко" сводила, к неврологу Романову, например. Там же и исследования г.м. делают (я сына водила). 22.01.2008 19:22:05, Ярра
Диагноз был поставлен еще до усыновления. В доме ребенка много не распространялись, выдали листик с мед. заключениями и прививками.
С проблемами мы столкнулись уже позже, когда Сашенька уже жил с нами.
22.01.2008 19:45:37, star///
Илона (Иж)
С большой головой - лучше еще вдобавок к УЗИ и ЭЭГ еще и Эхо-ЭГ, там видно, есть ли гидроцефальный синдром, при котором показан прием определенных препаратов. Очень простое и быстрое обследование. У моего ставили легкую форму гидроцефального синдрома, пьем периодически мочегонное или Диакарб. 23.01.2008 17:15:12, Илона (Иж)
Не переживайте, качание - не самое страшное... Это госпитализм, у меня тоже второй год не проходит:(
Поведение такое из-за ММД... И еще сходите на Эхо-ЭГ насчет большой головы.
22.01.2008 17:56:50, такие же проблемы
Спасибо. а с возрастом ММД проходит? Я переживаю, как ему будет в детском саду, не будет ли он ущемлен? (мы хотим его сейчас оформить в детский садик) 22.01.2008 19:10:08, star///
Shuriken
С той или иной величиной ММД сейчас добрая половина детей. Не волнуйтесь, но и нержите всё на контроле. 22.01.2008 22:39:54, Shuriken
У дочки (2 класс) в классе из 23 человек, 8 с этим диагнозом. Но!!! Если мама с ребенком терпеливо занимается дома дополнительно математикой, чтением и т.д. - ребенок будет учиться неплохо, если нет ... то как правило с учебой сложности.. А наш школьный психолог сказал, что после начальной школы этот диагноз вообще перестает существовать - что вложите и привьете с 1 по 4 класс с тем и пойдете, а не с диагнозом. А еще нужна учительница, которая знает что это такое ММД, и с пониманием относилась к вашему ребенку. Оказывается такие дети на уроке приблизительно каждые 15 минут "отключаются" мозг "отдыхает", взгляд пустой, так вот наша учительница в этот момент их не трогает, они сами через полминутки, минутку приходят в себя и "работают дальше", так она мне объяснила. Память и внимание нужно развивать, это очень вам поможет в школе. 26.01.2008 23:10:40, Анна40


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!