Раздел: Психолого-педагогические аспекты

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

"Трудные дети" и для "Ужасно" и Tosja

Я пыталась обсудить вопросы воспитания непослушных, возможно гиперактивных , «трудных» детей и узнать по-подробнее, кто как справляется и как дети ведут себя на разные «воздействия». Но что-то больше вопросов чем ответов получилось на этом форуме. Случайно в другом форуме наткнулась на ссылку про любовь, поведение, выбор и т.д. Мне кажется там очень важные вещи написаны, с учетом которых следует воспитывать наших детей и приемных и кровных. Даже более актуально, наверное, для приемных (хотя для меня лично актуальнее обратное), поскольку изначальная несхожесть м.б. очень сильной да и по другим причинам, которые становятся понятными после прочтения этой книжки: Анатолий Протопопов "ТРАКТАТ О ЛЮБВИ,как её понимает жуткий зануда"
Привожу ряд ссылок:
О педагогике и внебрачных детях
Достаточно часто внебрачные дети являются завсегдатаями криминальных компаний. Обычно эвфемизмом "трудность" обозначается неуправляемость ребёнка цивилизованными методами, свидетельствующая о его высоком ранговом потенциале.
По традиции принято списывать "трудность" или криминальность ребёнка на проблемы воспитания детей в таких условиях. Конечно, эти педагогические проблемы действительно имеют место, но специфическую высокоранговую и высокопримативную психику ребёнка формируют вовсе не они. <…… > Еще раз напомню, что исходный ранговый потенциал - есть нечто врождённое, его достаточно хорошо видно уже у грудных младенцев. Высокая или низкая врождённая примативность проявляется позже. Как уже было сказано, чем выше ранговый потенциал и примативность ребёнка, тем больше требуется педагогических усилий для воспитания культурного человека. Очевидна необходимость для педагога обладания не меньшим, чем ребёнок, ранговым потенциалом (обычно говорят: "педагог должен быть авторитетен для ребёнка"), иначе все эти педагогические усилия просто не будут замечаться ребёнком.
<……….> И хотя вопрос о том, в какой мере дружелюбие или его важнейшие компоненты являются предопределёнными генетически, а в какой - формируются средой, относится к числу наиболее дискуссионных в эволюционизме (к чему мы вернёмся в этологическом продолжении), однако несомненно, что наследуемость тех или иных предпосылок к альтруизму имеет место <……..> Да, конечно воспитанием можно многое подправить, однако какие-то неприемлемые врождённые особенности могут быть настолько крепки, что вы, как педагог можете просто обломать об них зубы. Ведь гениальных педагогов, к тому же не ограниченных ни во времени, ни в средствах, на свете ничуть не больше, чем гениальных художников. С другой стороны, если у ребёнка не будет, к примеру, высоких врождённых иерархических амбиций, то и весьма мерзкая и агрессивная обстановка в ходе его воспитания будет весьма слабо к нему "прилипать", вызывая возможное удивление у окружающих его взрослых.
Здесь, в какой-то степени повторяясь, в какой-то - забегая вперёд, я напомню о принципиальных отличиях во взглядах на воспитание на базе концепции "чистого листа", и на базе концепции, скажем так, "листа исписанного". Если из первого следует, что для формирования должного характера ребёнка достаточно самых скромных педагогических талантов и усилий (ведь они ложаться на чистый лист, и значит в любом случае будут вполне чётко проявляться в характере ребёнка(*)), то изо второго следует, что педагогические воздействия в общем случае конкурируют с врождёнными схемами поведения, которые обладают ненулевой прочностью и силой, а стало быть педагогика должна иметь не абы какую хилую, а напротив, достаточно высокую эффективность, чтобы воспитанные схемы поведения возобладали в конечном итоге. Или образно говоря, педагогические письмена должны быть более яркими и прочными, чем врождённые. Вот если у человека нет врождённой программы поведения, затрагивающей тот или иной аспект современной жизни (или врождённая более-менее приемлема в нынешних условиях), то тогда да, достаточно самой скудной педагогики. Но к нашему сожалению, врожённые иерархические инстинкты к числу слабых или всесторонне приемлемых не относятся.
Означает ли это, что воспитанию, как процессу формирования тех или иных поведенческих характеристик личности, бесполезно уделять большое внимание, раз уж такое значение имеет наследственность? Вовсе нет! Наследственные предпосылки лишь обеспечивают бОльшую или меньшую лёгкость усвоения тех или иных линий поведения, однако если образцов для усвоения вовсе не будет в окружающей ребёнка обстановке, то эта лёгкость усвоения просто не будет реализована! Правда в нашей реальной жизни ребёнка окружает весь спектр поведенческих реакций как взрослых, так и других детей, что позволяет ему "всосать" именно те из них, к которым у него есть наибольшее сродство; что производит иногда впечатление, что воспитание как будто ни на что не влияет. Тем не менее - целенаправленное формирование желательных в педагогическом смысле поведенческих установок имеет очень важное значение. Особенно это касается детей с наименее желательными природными особенностями характера, к примеру - детей с высокими иерархическими амбициями, склонными проявлять их в стремлении унизить окружающих детей и взрослых. Да, переформировать такую особенность характера особенно трудно, однако и очень нужно. Трудно - не значит невозможно; во всяком случае - такие амбиции можно при соответствующих усилиях или как-то сдержать, или хотя бы перенаправить - к примеру в спорт или (с оговорками) в военную карьеру. По крайней мере - выбрать тот "люфт" в границах природной предрасположенности, который посилен конкретно вашим педагогическим способностям и ранговому потенциалу, сведя тем самым к возможному минимуму нежелательные последствия унаследованных качеств, вы просто обязаны. Понятно, что прирождённый хулиган будет менее хулиганистым в результате усердного и вдумчивого воспитания; и напротив - невыносим и опасен для окружающих, если его воспитание пустить на самотёк..
29.03.2007 14:56:08,

7 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Как воспитывать - очень большая и сложная тема, заслуживающая отдельной книги; вкратце же могу сказать, что стержнем любой педагогики должно быть строительство внеиерархических, доверительных отношений с ребёнком, но не попытки привить те или иные навыки или привычки "любой ценой". Если нормальные отношения не построены, то означенные попытки что-либо привить будут восприниматься лишь как усилия по иерархическому принижению, и будут либо вызывать "срыв резьбы" (если ребёнок высокорангов), либо подавлять нормальное развитие личности у низкорангового ребёнка. К примеру - бабушка хочет, чтобы высокоранговый внук вырос культурной и гуманной личностью, для чего заставляет его читать много книжек из сокровищниц мировой литературы. Однако чтение у него "не идёт"; бабушка начинает читать книги сама. В конце концов ребёнок не выдерживает пытки культурой, и убегает из дому, пополнив ряды беспризорников. Если бы бабушка столь же сил положила на строительство располагающих (но ни в коем случае - не заискивающих!) отношений с внуком, то результат был бы гораздо более позитивен, хотя может и не достиг бы тех сияющих вершин культурного развития (типа чтения Шиллера без словаря), кои были намечены в начале процесса.
Однако ещё раз уместно напомнить, что доверительные отношения - это далеко не синоним самоуниженных - позиционировать себя низкорангово по отношению к ребёнку столь же нежелательно, сколь и демонически тиранить его. Недопустимо ни самому становиться в позу раба, ни ставить в эту позу ребёнка; казалось бы - общеизвестная банальность. Однако иерархические инстинкты лучше всего понимают только эти две позы - или раба, или надсмотрщика; в результате многие воспитатели, соглашающиеся с недопустимостью роли надсмотрщика машинально встают в позу раба! Внеиерархической позиции приходится учиться...
Про примативность: Если некто почти не подвержен влиянию своих инстинктов, живет только рассудком - примативность такого человека низка.
Про ранг: Известно наличие такой иерархичности у всех живых существ, ведущих сколь-нибудь групповой образ жизни. Даже у амёб, и тех уже наблюдаются зачатки иерархичности. <….>
Очевидно, что ранг чрезвычайно важен для каждой особи - ведь от него сильно зависит качество её жизни, а бывает, и само выживание. Поэтому члены группы в той или иной форме борются между собой за повышение этого ранга, или сохранение достигнутого. Причём, чем выше ранг, тем больше времени и сил вынуждена тратить особь на его поддержание. Бывает даже, что альфа меньше вкушает от жизненных благ, чем бета - ему некогда, он занят борьбой. Однако он сохраняет возможность, по крайней мере теоретическую, отнять любой кусок у беты.
То, какой ранг будет занимать особь в группе, зависит от соотношения ранговых потенциалов данной особи, и других особей группы, т.е. одна и та же особь в разных группах будет иметь разный ранг. Ранг, таким образом - явление относительное, а ранговый потенциал - абсолютное.
А что такое ранговый потенциал? Понятно, что он тесно связан с физической силой, однако именно связан, а не определяется ей однозначно; практически он зависит от большого количества признаков и особенностей особи - как врождённых, так и приобретённых, которые мы рассмотрим ниже.
Поскольку иерархическое поведение проявляется самых разных видов, в том числе (и особенно!) у примитивных, практически неспособных к обучению, то можно уверенно полагать, что основа рангового потенциала даётся особи при рождении. Причём специфическое высоко-, или низкоранговое поведение начинает проявляться с первых дней жизни. Значит, поведение особи в иерархии регулируется врождёнными поведенческими механизмами, то есть инстинктами.
Виктор Дольник называет ранговый потенциал силой НАСТЫРСТВА (известный психолог Владимир Леви - силой НАГЛОСТИ; - пожалуй, нагляднее). Они доказывают, что решающим компонентом рангового потенциала является уверенность в своём превосходстве - возможно, и весьма часто, особыми действительными достоинствами не подкреплённая и ни на чём не основанная.
<…..>Следует различать ранговый потенциал исходный, фактический и визуальный. Исходный потенциал определяется главным образом наследственностью; к примеру, на него сильно влияют природные уровни гормонов и нейромедиаторов (серотонина, адреналина, норадреналина, допамина, тестостерона, окситоцина и прочих) и в меньшей степени - условиями внутриутробного развития. Фактический, отталкиваясь от исходного потенциала, сильно зависит от условий роста, воспитания, и других довольно случайных обстоятельств - везения, если угодно. Эти обстоятельства могут воспрепятствовать реализации врождённого рангового потенциала, а могут способствовать его полному раскрытию, и даже усилению.
Поскольку ранговый потенциал определяется различными, в том числе и не связанными друг с другом параметрами, то реальный иерархический облик особи может быть МОЗАИЧНЫМ, когда одни признаки указывают на высокий потенциал; другие - на низкий. Эти признаки в общих чертах можно разбить на ранговые амбиции и ранговые возможности. Ранговые амбиции - это ЖЕЛАНИЕ (жажда, если угодно) занять возможно более высокий ранг в доступных и возможных иерархиях; ранговые возможности - способность это желание реализовать.
Важно отметить такое свойство рангового потенциала, как аддитивность, т.е. возможность суммирования ранговых потенциалов разных особей. Несколько слаженно действующих низкоранговых особей могут превзойти высокоранговую не только в физической силе, но и подавлять её, так сказать, психически - точно так же, как бы её подавляла отдельная особь с более высоким потенциалом.
29.03.2007 14:57:32, Хочушка
Tosja Прочитав (еще пока не до конца) эту книгу хочу сказать, что мне кажется Ваша дочь имеет Высокоранговые амбиции с маленькими ранговыми возможностями + сильную примативность. Поэтому, чтобы воспитание было успешным и снизило для нее конфликты в будущем, надо вести себя с ней соответствующе, чтобы Ваши слова и действия были услышаны и восприняты ею. Мне кажется, здесь есть 3 пути. 1) Если Вы сами более высокого ранга (или создали видимость этого, неважно), она будет инстинктивно прислушиваться и подчиняться Вам. Но по-отношению к другим «инстинкты» берут у нее верх, и она имеет все вышеназванные проблемы. Снимать их – внушать ей правильное поведение, когда Вы общаетесь с ней с более высокоранговых позиций.
2) Выйти из иерархических отношений и ее учить выходить из них. (Вопрос как это делать технически. Я своему рассказывала свои детские переживания и эмоции, ставя себя на один уровень с ним в прошлом. Тут сложность в чем, а есть ли у родителя сходные эмоции. И правильно ли он угадал детские)
3) Объяснять ей механизм того, что происходит с ней и между ней и другими людьми, чтобы она могла Осознанно регулировать себя в противовес своим инстинктам и влечением. Т.е. снижать примативность и действовать на основе разума, рассудка.

К «Ужасно» . Мне показалось, что у Вас тоже очень высокоранговый и , наверное, сильно примативный ребенок. А Ваши методы его воспитания, он воспринимал ,как подавление –понижение его ранга. И как у высокорангового, у него «сносило крышу» от этого. Если же Вы были мягки, то автоматически попадали для него в позицию «раба». Т.е. Вам обязательно надо выйти из рамок иерархических отношений, т.к. мне кажется, что Ваш природный ранг ниже, чем у него. Из этого и проявляется невыносимость Вашего положения с ним, т.к. Вам с ним просто не справиться. Также Вы можете визуально повысить свой ранг для него. Его инстинкты будут и на это реагировать , скорее всего (в книге написано как). И тогда Вы сможете им управлять.

Девочки, все это , конечно, ИМХО. Многие , наверняка действуют правильно и эффективно и им не нужны эти термины. Однако кому-то это может очень помочь.
29.03.2007 14:58:05, Хочушка
Алла спасибо, книгу еще не совсем осилила,
видно после работы мои мозги совсем отрафировались
что-то понимать:(
а то что Вы написали для меня, я поняла Спасибо!
единственное моему ребенку, еще тяжело это все объяснить
КАК она должна себя вести с др. детьми, не очень ей
это понятно, как буд-то на другом языке с ней разговариваю
Конечно буду пытаться до нее донести правила поведения с др. детьми
нверное со временем она должна это понять, тем более, что от не правильного
поведения с детьми она очень страдает, так как девочка
очень общительная и добрая, видно все тянется от туда из ДД и ДР.
29.03.2007 21:07:21, Tosya
Tosya, я тоже ее не осилила всю. Кусок вначале, посвященный биологии я просто пропустила :) Да и потом читала внимательно не все.
Но вот эта идея с рангами и примативностью объясняет многие непонятные вещи: почему одни дети остаются приятными и человечными в ужасной среде, а другие ведут себя ужасно и нагло у добрых и приятных родителей. (вот Константин недавно тоже задавался этим вопросом) И многое другое тоже.
Я думаю Вашей дочке надо прежде всего объяснять как справляться с самой собой. И как вести себя с самой собой. Т.к. она не может наладить отношения с другими из-за этого. Со своим Сашей я столкнулась с этим, когда он не мог играть в игры, где проигрывал. Никакого лото и игровых соревнований, если только он не первый. Слезы, обиды, чуть ли не истерики. И я объясняла пережде всего то, что с ним происходит (по моему мнению) и как он может с этим справиться. Сейчас он довольно спокойно может играть и проигрывать. Он более-менее понимает и принимает очередность в игре и правила, хотя часто пытается их нарушить в свою пользу. И в садике, ттт, вроде нормально более-менее.
Сначала я объясняла самыми простыми словами и аналогиями. Грубыми и упрощенными. А дальше - по спирали. Повторяла более конкретно, более подробно, с большими нюансами. Стараюсь переводить на него и дать ему почуствовать на себе или взглянуть со стороны, как неприятно подобное поведение. Но похоже, что если (в тот период времени) не установлены между нами доверительные отношения вне этих рангов , или отношения: я -выше(активно), он -ниже, он не воспринимает то, что ему говорится. Но со временем мне все проще и проще "достучаться" до него. А ему все проще сдерживать себя и думать о других.
29.03.2007 23:03:02, Хочушка
Алла, мое чудо очнь эмоциональна, и если что не так, все
бросает, кидает, орет и т.д.
конечно надеюсь, что со временем, мое чудо, научится контралировать
свои эмоции, но пока увы, у нас это не очень получается
не хочет она слушать причины почему так все происходит "Ненавижу всех!!!"
вот так и все:((.
29.03.2007 23:23:38, Tosya
Tosya, мой тоже очень эмоциаональный. Многие мультики не мог смотреть. "Ненавижу вас " - это было про нас в 3 года. И сразу в период обиды никаких доводов он не слышал, а если в спокойное время разбиралось, то как-то все это забывалось в нужные моменты. Первым сильным шагом, я считаю был на ш разговор , как раз с этим "ненавижу" . Про это я писала для "ужасно" сейчас ссылку поищу 29.03.2007 23:49:32, Хочушка
http://www.7ya.ru/conf/confer-theme.aspx?cid=Adopt&tid=18367 вот, там в теме есть мое длинное сообщение . Можешь задать поиск на слово. 29.03.2007 23:56:34, Хочушка


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!