Раздел: Учителя (Разбор слова на уроке)

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Морфемный разбоор: учитель утверждает странное

Внезапно в морфемном разборе слова "урожайность" наш учитель русского (опытный, сильный педагог, к которой никогда не было вопросов) выделила корень "урож". Я в некотором недоумении - по моим представлениям корень должен быть "рож", а "у" приставка. Но она ссылкается на некий "личный словарь, в котором указано так". Поскольку пока подробности только со слов ребенка, я несколько озадачена - действительно новое правило? Или учитель неправа, но не готова по каким-то причинам признать это?
22.09.2017 16:20:10,

61 комментарий

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Есть деление слова на морфемы, а есть членимость слова. Помню, в универе чётко разделяли понятия "свободный корень" и "связанный корень". Ничего "связанного в слове "урожайность" не вижу. Корень рож- вариант корня род-, который напрямую связывается (это условие "свободности" корня) с окончанием (в данном случае нулевым). Зарапортовалась тётенька, бывает... У- - прист, -рож- - корень, -ай- - древний (непродуктивный) суффикс, -н- - суффикс прил., -ость- - суф.сущ + на конце нулевое окончание.
Разбор слова по составу - очень сложная вещь. 6 степеней членимости слова, как нам говорили, вообще не для пединститута. Учитель могла быть некомпетентной, но признаваться в этом никому не хочется. Знаете, что считается, будто в слове "разуть" нет корня? Разумеется, он есть. Слов без корня не существует. Просто он связанный.
23.09.2017 15:57:29, Фи-ло-лог
"Вынуть" еще считается, без корня. А какой у них корень? Попутно, очередное "спасибо" всем, - просто энциклопедия тут)))) 23.09.2017 19:50:37, Etagerka
Василиса из сказки
Не -н- там корень? Ага, с огромным интересом читаю. Нам так глубоко в вузе материал не давали, про 6 степеней членимости не рассказывали, буду читать.
Вообще разбор по составу очень интересная и, бывает, неоднозначная вещь для школьной программы с учетом пройденного материала. Зачем давать на разборы неоднозначные вещи вроде "вынимать", мне всегда было непонятно
Если это не факультатив любителей филологии с учителем, имеющим соответствующую подготовку.
24.09.2017 09:46:40, Василиса из сказки
"Вынуть" чередуется с "вынимать". Опять-таки имеем дело с юсом (они, кстати, друг с другом чередуются. Я имею в виду юс большой и юс малый. Яркий пример: звУк-звОНить (у/юс большой), звЯкать-звЕНть (я/юс малый). Юс малый (-им-/я) должен был сыграть как пара "заНИМать-занЯть", но вмешался суффикс мгновенного действия рус.перфекта. Он своим -ну- наложился на корневое -им-/-я-. Вместо "вы-нЯ-НУ-ть" (а ведь существует "вытЯ-НУ-ть) получилось "вынуть". Явление гаплологии ("съедания"). Возможно, из-за засилья двух сонорных подряд. Например, в слове "одесский" должно быть -ссс- (три!), т.к. корень одесс- добавил к себе суф. -ск-. Но нет. Язык велик, умён и экономичен. Думаю, в школе все эти завлекательные дебри могут иметь место у компетентного преподавателя на факультативе, например, но никак не на контрольной или на экзамене. 24.09.2017 20:50:02, Фи-ло-лог
Musenka
О случае с "вынуть" читала то ли у Успенского, то ли еще у кого-то... вы - приставка, ну - глагольный суффикс (киНУть, прыгНУть и т.д.) 24.09.2017 20:47:29, Musenka
Это один из примеров, почему не стоит лезть в этимологию слова. Как только узнаешь, откуда произошло то или иное слово, начинаешь сомневаться, а где корень, а где приставка. Часто бывает, что когда-то давно произошло сращение и былая приставка в современном русском языке уже считается как часть корня. Сколько угодно таких слов. Например, "поздравление". Тут корень "поздравл", а ведь можно вспомнить, что этимологически оно восходит к здравию, пожеланию здравия. И что теперь, выделять приставку? Или "понедельник", например. Сейчас все слово- корень, а произошло путем сращения приставки "по" и корня "недел", еще и суффикс "ник" добавляется. Но не дай Бог так разобрать в школе, будет ошибка, т.к. мы исходим из современных норм. 23.09.2017 11:08:52, Lerusha
Это один из примеров, почему плоха тестовая система оценки знаний. Иногда возможны несколько правильных ответов, а бывает, что сам процесс рассуждения и есть правильный ответ. На экзамене ученик, объяснивший свой выбор, покажет, что знает предмет и получит хорошую оценку. 23.09.2017 14:51:00, WhiteFly
Я давно репетирую выпускников на ОГЭ-ЕГЭ. В начале этого пути тесты допускали разночтение (н-р, требовалось выделить одно слово, прошедшее заданный словообразовательный путь, а их было два). Сейчас таких двусмысленностей от составителей нет. 23.09.2017 16:16:39, Фи-ло-лог
не получит, если ход мысли интересный, но не верный. 23.09.2017 15:12:08, douceur
Это если действительно "неверный", но вайтфлай пишет о другой ситуации. (лучше и в каментах писать грамотно)). 23.09.2017 16:57:16, елена-подписчик
Цепочка словообразования по А.Н. Тихонову, автору "Школьного словообразовательного словаря русского языка", удостонного премии Правительства РФ в области образования:
род!и!ть -- у-родить(ся) -- урож-ай -- урожай-н(ый) -- урожайн-ость
Корень род, в данном случае рож- (черед. д--ж).
22.09.2017 17:37:42, Маша А.
а какие ещё приставки к корню "рож" предлагается Тихоновым?
в цепочке два первых слова глаголы, далее идёт существительное, прилагаьельное, снова существительное, при этом у трёх последних именно неизменяемая часть для сохранения лексического значения "урож" какие могут быть приставки к корню "рож"? приведите пример, пожалуйста.
22.09.2017 22:17:38, douceur
В рус.яз. чередуются ж/жд/д.
Приставки к этому корню? На-рожать, без-родный, в-рожденный, недо-род, от-роду, с-роду, за-родить, пра-родина.
22.09.2017 23:11:39, Маша А.
вы считаете эти слова однокоренными? 23.09.2017 15:06:10, douceur
Считаю :), более того, я их выписала из словаря Тихонова по Вашей просьбе.
А что смущает?
23.09.2017 15:10:12, Маша А.
эти слова связаны этимологически, но не являются однокоренными
к слову урожай однокоренными будут
неурожай, высокоурожайный, малоурожайный, урожайная, урожайный, слова однокоренные должны иметь общую лексему, основу слова с общим лексическим значением. приставка, если бы это была приставка "У", может "отпасть", при этом остальная часть слова должна остаться имеющей смысл, например Улететь - лететь, Убежать - бежать, Убрать - брать, в этом случае У приставка. Приставка У считается преимущественно глагольной. Она является приставкой глагола Уродить (который сейчас уже относится скорее к устаревшим) - родить, но образовавшееся существительное урожай в современном русском языке уже не имеет значения без приставки.
слово урожай, если у это приставка, убираем её и что остаётся? слово рожай. но это глагол в повелительном наклонении, а не существительное.
23.09.2017 15:51:22, douceur
[ссылка-1] 25.09.2017 16:45:21, Не филолог
Разумеется, корни -род- и -рож- однокоренные. Это два варианта одной и той же морфемы. Не путайте членимость слов и их (с моей точки зрения, школярское) деление на морфемы. 23.09.2017 16:08:36, Фи-ло-лог
XXL
А вот слово ВЗЯЛ
Убейте, но корень тут ВЗ. Я -суффикс неопр формы, Л-суффикс прошедшего времени. А по учебнику Ладыженской корень ВЗЯ !!!!!! Как такое может быть?
Наша учительница русского, эксперт ЕГЭ, согласна со мной, а интернет выдаёт три разных варианта!
22.09.2017 17:20:24, XXL
Строго говоря, корнем является -Я-. Т.к. это на самом деле не -а йотированная, а юс малый, т.е. звук носовой (гласный переднего ряда+сонорный). Мы эту его сонорность видим на примере однокоренного слова вз-ИМ-ать. Т.е. вз- - приставка, если хотите, сращенная с вычленяемым корнем, корень -Я- или взя- (как допустили для детей, чтобы не заморачиваться историей языка), -л- - суф. глагола прош. времени + нулевое окончание (про него вечно забывают).
Вы лучше задайтесь вопросом, откуда суф. прош. вр. у глагола "ловЛю", если он по смыслу в принципе глагол наст. вр.? ))) Ответ я знаю... Можете себя проверить.
23.09.2017 16:05:57, Фи-ло-лог
XXL
Думаю, что в слове ловлю -корень ЛОВЛ. Чередование. Лов-ловл 23.09.2017 21:59:06, XXL
Вы правы. Чередование корней из-за возникшей йотовой артикуляции (дети малые так часто -л- вставляют; вернее, не -л-, а близкий к нему звук). Но школьные училки поголовно выделяют "суф. прош. вр", хотя никого не удивить -бер-бир-бр- или -кос-кас-. 24.09.2017 20:35:06, Фи-ло-лог
XXL
Спасибо вам большое! Я в институте русский изучала тщательно, но давно :). И мне все это копание очень нравится :) 27.09.2017 11:14:59, XXL
ловля? -л- не суффикс? 23.09.2017 19:57:23, Etagerka
Катя_О
Убейте МЕНЯ:((( Зачем это все??? У меня визуальная грамотность, первое и последнее правило, которое я выучила - про "жи-ши". И как же счастливо дальше складывалась моя жизнь! Почему и как я ставлю запятые, никого не интересовало. А сейчас? Сын пишет грамотно. Зпт расставляет интуитивно, но правильно. Оценки - плохие. Надо осваивать "теорию русского языка". Горько мне, горько... 22.09.2017 20:53:47, Катя_О
Вот и я недоумеваю, зачем детям филология, да еще такие дебри её... 27.09.2017 09:52:00, Мышаня
УникаЛьнаЯ
Вот, у меня такое же состояние точно... (( 24.09.2017 09:31:01, УникаЛьнаЯ
Businka
не говори, китайская грамота 23.09.2017 00:16:30, Businka
XXL
Я вообще фигею от преподавания русского. 10 лет учат и все научить не могут. Зато знают, что такое парцелляция 22.09.2017 21:22:32, XXL
А это не тот случай, где нулевой корень? Я недавно где-то слышала о таких словах (в школе это мимо меня прошло :-) ). "Взимать" корень "им" (как в "понимать", "принимать"), а во "взять" корень чередуется с нулевым, как бы убегает. 22.09.2017 17:35:26, WhiteFly
XXL
Взял-возьму . Корень воз. О -беглая гласная 22.09.2017 19:15:18, XXL
Вз- в данном случае приставка. С беглой гласной. Как взревел-возрадовался. 22.09.2017 21:36:55, WhiteFly
XXL
Допускаю. А где корень? Нет его? Тогда откуда в учебнике за 5 класс корень ВЗЯ? 22.09.2017 23:18:52, XXL
Глагол ЯТЬ есть. Думаю, что корень Я. И чередуется с ИМ, как это ни странно. Но это уж больно глубокие слои русского языка - не для школьников 23.09.2017 00:14:56, Малина
Василиса из сказки
Тогда понятно, но это не для детей. На днях учила 7классника выделять обращения запятыми. Интеллект сохранен вполне, по русскому оценки 3-4. 23.09.2017 08:22:58, Василиса из сказки
XXL
Ещё один вариант :))). Спасибо 23.09.2017 08:18:12, XXL
Дина (Джума)
Только вчера сын из школы принес корень НЯ в слове "понять". Так что в "понимать" корень должен быть "ни" по этой логике... 22.09.2017 18:10:11, Дина (Джума)
Русское чередование - НИМ - НЯ. Корни такие же. 22.09.2017 20:48:35, Местнаяя
Василиса из сказки
куда тогда суффикс перед ть делся? 22.09.2017 21:31:20, Василиса из сказки
Василиса из сказки
а какой там корень? я вот пока вижу общее -ним (-им) в обнимать, взимать, понимать, донимать. Чередуется с -н-. 22.09.2017 20:34:33, Василиса из сказки
XXL
Чо делается то?:))))) мамадорогая! 22.09.2017 19:14:43, XXL
Google в помощь

[ссылка-1]
22.09.2017 17:18:26, american
По-моему, она не права. Если считать, что "урожай" - то, что "уродилось", тогда "рож". Но скорее всего слово урожай в процессе развития языка уже далеко разошлось со всем, что связано с рождением, и тогда корень "урожай". Но никак не "урож". 22.09.2017 17:11:02, WhiteFly
слово "рож" имеет совсем другое лексическое значение, чем слово урожай. учитель совершенно права. 22.09.2017 16:52:33, douceur
КалиНа*
Скажите, а эти (все ваши ответы ниже) знания у вас из школы? Или от высшего образования?
Я не издеваюсь , мне правда интересно, вообще не помню чтобы 30 лет назад я вот такое в школе проходила так глубоко
24.09.2017 17:42:30, КалиНа*
рожать-родиться-уродиться-недород-урожай... чередование рож-род...нет? 22.09.2017 17:25:43, Шерлок
нет, не так, вот если бы было
рожай
урожай
прирожай
перерожай
надрожай
врожай
то и "у" было бы приставкой.
приставка стоит перед корнем и изменяет или дополняет смысл слова,
т.е. её можно поменять, в данном случае заменим и уберём приставку и что останется?
22.09.2017 19:57:42, douceur
не любую же приставку можно приставить. а разные приставки перед род-рож(д) именно что изменяют слово. не пойму, что не так 22.09.2017 21:11:44, Шерлок
попробуйте сохраняя часть речи поиграть с приставками.
что получится?
напоминаю, приставка меняет значение, а не часть речи.
22.09.2017 21:31:07, douceur
род
урожай
недород
рождество
уроженец
перерождение
вырождение
итд это все однокоренные слова. приставка меняет смысл слова
22.09.2017 23:23:57, Шерлок
нет, не так, меняться должна только приставка, пример я вам привела.
т.е. не недород, а недорожай, рождество ? нет, должен быть некий рожай, подошло бы.
чтобы часть слова (лексема) считалась корнем, к ней должна приставляться приставка без изменения этой самой лексемы.
23.09.2017 15:10:55, douceur
кому должна? 23.09.2017 15:42:21, Шерлок
современным нормам русского языка.
мне, если что, ничего не должна.
23.09.2017 15:52:22, douceur
не поняла. только приставка может изменять слово. чтобы оно считалась с одним корнем? те город и горожанин - уже не считается, например? 23.09.2017 15:59:45, Шерлок
[ссылка-1] 23.09.2017 15:16:07, Маша А.
Василиса из сказки
это от слова уродиться. вот там с приставкой можно поиграть 22.09.2017 20:35:42, Василиса из сказки
поиграйте, давайте
слово урожай, существительное. какие приставки предлагаете?
смотрите,
слово
ход
вход
приход
уход
переход
меняются приставки, не меняется часть речи.
проделайте тоже самое с корнем "рож"
22.09.2017 21:33:20, douceur
Допускаемая Вами "игра" существует только в Вашем воображении. Существует сочетаемость морфем. Так же, как и сочетаемость слов. Например, слово "манная" сочетается только со словами "каша" ("крупа"). Возможен "манный кисель" по аналогии с "овсяным", но всё равно это жидкая каша. 23.09.2017 16:14:04, Фи-ло-лог
Василиса из сказки
уродиться, зародиться, возродиться. 22.09.2017 22:33:35, Василиса из сказки
это одна часть речи со словом урожай? и вы считаете их однокоренными? т.е. род(ж) считаете лексемой? 23.09.2017 15:07:24, douceur
Василиса из сказки
одна часть речи тут ни при чем. 23.09.2017 20:28:21, Василиса из сказки


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!